Цивилизации Древней Руси IX-XIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:23, реферат

Описание работы

Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории. Термин «Киевская Русь» возник в первой половине XIX века, пройдя за историю своего употребления существенную эволюцию. Изначально современники использовали его в узкогеографическом смысле для обозначения Киевского княжества, употребляя наряду с ним в том числе и такие термины, как Русь Черниговская, Русь Ростово-Суздальская и другие.

Содержание работы

1. Образование Киевской Руси.
2. Расцвет Киевской Руси при Владимире I Великом, Ярославе Мудром, Владимире II Мономахе.
3.Политическая раздробленность Руси. Монголо- татарское нашествие на Русь. Русь и Орда.

Файлы: 1 файл

Тема 2. Цивилизации Древней Руси IX-XIII вв..docx

— 62.32 Кб (Скачать файл)

Боярская республика — форма олигархической республики, существовавшая в древних Новгороде и Пскове.

Ру́сская Пра́вда— сборник правовых норм Древней Руси. Связана с Ярославом Мудрым. Первооткрывателем Русской Правды является В. Н. Татищев, обнаруживший Краткую её редакцию. Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

Ты́сяцкий — должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси. Первоначально военный руководитель городского ополчения («тысячи»), которому подчинялись десять сотских. Первое упоминание в летописях о тысяцких относится к 1089 году, когда в «кыевскыя тысяща» воеводство держал Ян Вышатич.В дальнейшем, в процессе развития городов, наряду с военными функциями в руках тысяцких сосредотачиваются полномочия по отдельным областям городского управления (городской суд, административный контроль в сфере торговли). В городах с преобладанием вечевых традиций, подчинивших себе княжескую власть, должность тысяцкого в XII веке становится выборной. В городских центрах с сильной княжеской властью пост тысяцкого нередко десятилетиями оставался в руках одного из наиболее влиятельных боярских родов и передавалась по наследству.

С усилением Московского княжества роль тысяцких постепенно падает, и эта должность повсеместно упраздняется. В Новгороде должность тысяцкого сохранялась вплоть до ликвидации его независимости.

Митрополи́т— первый по древности епископский титул в xристианской Церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции — кафедры — которых находились в главных городах  административных центрах провинций Римской империи.

Дружи́на  — княжеское войско. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.

Вопрос 1.Образования Киевской Руси

Первая попытка объяснить  происхождение Киевской Руси была сделана  легендарным летописцем Нестором более 8 веков назад.  
Средневековые хронисты искусственно связывали раннюю историю Руси с известными им народами Восточной Европы - скифами, кельтами, сарматами, аланами. Норманисты в XVIII в. (Г. Байер, Г. Миллер) ссылаясь на летописную легенду о призвании варягов на Русь, эти ученые выдвинули тезис о скандинавского происхождения Древнерусского государства.

В 20-х гг XX в. значительная часть ученых мира начала отдавать предпочтение "варяжском фактора" в становлении государственности русов на основе многочисленных исторических, археологических и языковых источников.

Хазарское гипотеза, выводила корни Киевского государства с Хазарского халифата (О. Прицак).

Археологические исследования древнего Киева свидетельствуют  о местной славянской самобытности его материальной культуры.Росток государственности Киевской Руси вырос на местной почве задолго до IX в. результате сложного и длительного социально - экономического и культурного развития славянского общества.

До образования Древнерусского государства в восток. славян существовало 14 крупных племенных объединений, VI - VIII вв. - Период эволюции союзов славянских племен в противогосударственную образования - племенные княжества, среди которых выделяются объединения дулебов и полян. Аварский нашествие заметно ослабила дулебов, что подняло полян. Значительным событием в процессе политической консолидации Полянского межплеменного союза стало основание города Киева, который благодаря удачному географическому расположению быстро превратился в политической центр восточных славян. Вследствие этого в VIII - середине IX в. в среднем Поднепровье сформировалось государственное объединение - Русская земля.

Важным этапом в социально  экономическом и политическом развитии древней Руси - Украины был период VIII - IX вв. который характеризовался активным процессом феодализации общества, формированием соответствующей социальной структуры, укреплением государственности. Киевская Русь достигла значительного могущества на середину IX в. - Времена княжения Аскольда, которого многие исследователи считают последним представителем династии Кия на киевском престоле.

Именно в это время  Русь осуществляет ряд успешных походов  на Византию.Черное море получает название "Русского".

Чрезвычайно важное общественно-политическое и культурное значение имела первая попытка крещения Руси и образование  метрополии в Киеве. Однако эти поступательные шаги были прерваны проязичницькимы элементами, опираясь на которые в Киеве утверждается новая династия Рюриковичей. Византия разрывает заключенные с Русью предыдущие торговые соглашения и на время останавливает ее внешнеполитическую экспансию.

Внутренняя политика новых  властителей Киевского государства (Олега, Игоря, Ольги, Святослава) направлялась на распространение власти Киевского  князя на большинство восточнославянских племен. Не прекращалась при этом внешнеполитическая деятельность Руси (походы Олега, Игоря на Византию, дипломатические шаги Ольги и др.)..

Наивысшей военной мощи Русь достигает во времена Святослава, который получил блестящие военные  победы в Волжской Болгарии, Хазарии, Болгарии (на Балканах), Византии, печенежских  степях.

Однако широкий размах военных акций первых Рюриковичей  был чрезвычайно утомительным для  населения, быстро исчерпывал ресурсы  и подрывал мощь новообразованного  государства. Наконец традиционные связи Киева с колонизационной опорными пунктами в устьях Днепра, Дуная, в Крыму неоднократно прерывались и овладеть окончательно побережье Черного моря в этот период не удалось.

Широкая программа реформ, которая должна укрепить древнерусское  государство после недальновидной политики Святослава, начала осуществляться при Владимире Великом (980-1015).

Он положил конец местным  династиям "Светлых князей" посадив  на их место своих 12 сыновей. Одновременно было завершено покорение всех восточнославянских племен под властью Киева. Она распространилась на просторы от Ладоги до Таманского полуострова и от Закарпатья до приокських земель Поволжья.

Военная реформа заключается  в ликвидации "племенных" военных  объединений и слиянии военной  системы с системой феодального  землевладения. Владимир активно раздавал "мужам лучшим" земельные владения в пограничных районах Руси, обязывая их к военной службе.  
Религиозные реформы 988 г. окончательно утвердили христианство как государственную религию в Киевской Руси.

Христианство лучше соответствовало  феодализованому обществу, оно способствовало усилению авторитета великокняжеской власти, тесной объединению русских земель вокруг Киева, укреплению его связей с европейским миром, общекультурном подъему.

Владимир ввел новый свод законов устного обычного права, названного летописцем "Уставом  земляным", который в дальнейшем лег в основу "Правды Ярослава" (1016 г.).

Своего наивысшего развития Киевская Русь достигла во времена  Ярослава - мудрого (1015-1054). Вырос ее международный авторитет, о чем свидетельствуют брачные связи княжеской семьи с обладателями многих государств Европы (Византия, Германия, Франция, Венгрия, Польша, Норвегия и т.д.)..  
Значительное внимание Ярослав уделял безопасности границ государства. В 1030-31 годах он в союзе с Мстиславом отвоевал Червенские земли (Перемышль, Червень, Белз и др.. Города). Заботился о безопасности южных рубежей Руси ("Змиевы валы" с укрепленными крепостями). Только вдоль Роси был построен 13 городов и крепостей на левом берегу, в частности это Корсунь, Торческ, Юрьев (Ярослав).

1036 г. Ярослав разгромил  печенегов. Ввел принцип сеньорату - в престолонаследии (власть старшего в роде).  
Значительные достижения были в духовной жизни.

При этом были кодифицированы древнерусское право ("Русская правда").

Княжения Владимира и  Ярослава образовали целостную эпоху  в развитии Руси, которая характеризовалась  прекращением далеких и изнурительных  походов и стремлением к внутренней консолидации Киевского государства, которая стала одной из самых  мощных в Европе того времени.  
Следовательно, определяющими чертами периода конца X-середине XI в. были: завершение формирования, территории государства, перенесение внимания княжеской власти по проблемам завоевания земель на проблему их освоения на удержание под контролем, слом сепаратизма местной племенной верхушки и усиления централизованной власти, замена родоплеменного деления древнерусского общества территориальным, активная реформаторская деятельность великих князей, внедрения и распространение государственной консолидирующей идеологии - христианства, появление кодифицированного права, широкое использование дипломатических методов решения международных проблем; рост цивилизованности государства, расцвет древнерусской культуры.  
Политическая раздробленность Киевской Руси (конец XI - середина XIII в.).

Последняя попытка восстановить былое величие Киевской Руси приходится на княжение Владимира Мономаха (1113 - 1125 гг.) Многочисленные удачные походы на половцев, активная законодательная деятельность (разработка знаменитого "Устава" - своеобразного дополнения к "Русской Правды"), преодоление сепаратистских тенденций, объединения? территории Руси временно стабилизировали положение государства.

После смерти Владимира его  сыну Мстиславу (1125 - 1132 гг) лишь на короткое время удалось поддержать единство русских земель. В эти сутки раздробленность приобрела черты устойчивой, прогрессирующей тенденции.Так, если в XII в. образовалось 15 княжеств (земель) то в нач. XIII в. их количество достигало уже 50.

Причины феодальной раздробленности:

  1. Большие пространства государства и этническая неоднородность населения.
  2. Рост крупного феодального землевладения.
  3. Отсутствие четкого неизменного механизма преемственности княжеской власти.
  4. Изменение торговой конъюнктуры, частичный упадок Киева как торгового центра, появление полицентрии во внешней торговле.
  5. Усиление экспансии степных кочевников (печенегов, половцев и проч.).Только половцы в период от 1055 до 1236 г. осуществили 12 крупных нападений на Русь.

В то же время половцы  более 30 раз участвовали в междоусобных княжеских войнах.  
Феодальная раздробленность - закономерный этап в развитии общества, это общеевропейская тенденция.


Вопрос 2. Расцвет Киевской Руси за время правления Владимира Великого (980-1015).

После смерти Святослава, который  не оставил завещания, между его  сыновьями началась междоусобная война. Младшие братья Олег и Владимир не желали признавать единовластным правителем старшего- Ярополка. По происхождению Владимир был внебрачным сыном Святослава и ключницы Ольги ( Малуши),дочки Малка Любечанина, из рода которого вышло много известных политических деятелей. 
Решивши принудить братьев признать свое княжество, 977 г. Ярополк вышел с войском на Овруч, где правил Олег. Войско Олега было разгромлено ,сам он погиб. Владимир убежал в Скандинавию, где нанял дружину и 978 г. Вернулся на Русь. Сначала он захватил Полоцкое княжество,где, разделавшись с князем Рогволодом, принудительно женил на себе его дочку Рогнеду. После этого он пошел с войском на Киев. Ярополк закрылся в стольном граде, потом испугался и убежал в маленькую крепость Родни, где был убит варягами, которые служили Владимиру. 
Взошевши на Киевский престол в 980 г. и сосредоточив в своих руках власть, Владимир Великий( 980- 1015) начал новый период в истории Киевской Руси. 
В первую очередь он подчинил власти державного центра большие союзы восточнославянских племен- хорватов и дулебов( 981), радимичей и вятичей( 981-984). Власть племенных князей и вождей в своих землях оставалась еще очень сильной: они неохотно отдавали часть дани в пользу Киева, сами осуществляли суд, молились каждый своему языческому богу. Владимир ликвидировал племенные княжества, поделил державу на восемь округов, которые, в свою очередь, делились на волости. Руководили округами наместники князя( его сыновья или верные люди из числа старших дружинников),которые управляли, собирали дань и вершили суд от княжеского имени. Им подчинялись чиновники в волостях. 
Важные изменения произошли и в военном деле: Владимир отказался от опоры на племенные военные формирования. Он раздавал земельные уделы выходцам с других, часто отдаленных, земель, с правом угнетения местного населения, обязывал их нести военную службу и обеспечивать оборону государства 
Итак, за правление Владимира процесс территориального становления Киевской Руси завершился, отдельность местной племенной верхушки было окончательно уничтожено и начался период расцвета Руси как целостной общины и государства. По площади Русь стала наибольшей державой Европы. 
Владимир начал печатать собственные монеты, серебряные и золотые, на которых с одной стороны было его изображения, а с другой стороны трезубец и надпись: ” Володимир на столі, а се його срібло ”. Так, трезубец с родового знака превратился на государственный символ современной Украины. 
В годы княжения Владимира усилилось «разбойничество»- протест населения, которое в процессе феодализации потеряло землю. Для защиты новых землевладельцев князь утвердил новый закон, так названый «Устав земляной». Сперва он предусматривал смертную казнь, которую позже заменили конфискацией имущества разбойника в пользу государства. Непосредственно ответственность за сопротивление против феодальных порядков несла и сельская община- верв 
Самым главным достижением Владимира есть, без сомнений, внедрение на его необозримых землях христианства как государственной религии. Христианская религия появилась в причерноморских степях уже в первых столетиях н.э. и скоро дошла до Киева. Во время Игоря часть княжеской дружины была уже православной и давала присягу в церкви Святого Ильи в Киеве. До Владимира княжеский престол уже занимали князья-христиане- Аскольд, Ольга, брат Владимира Ярополк. 
В начале правления Владимир попробовал укрепить языческую веру. Было создано пантеон главных богов. В Киеве были установлены идолы Перуна, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Хорса, Мокоша. Только укрепить единство державы под княжеской властью с помощью язычества не получилось, потому что главный бог не воспринимался людьми как властитель других богов: дружинник больше уважал Перуна, кузнец- Сварога, купец- Велеса. Язычество тормозило общественно-политическое и культурное развитие. 
«Повесть временных лет» рассказывает, что 986 г. в Киеве появились представители трех религий- православия, ислама и иудаизма- и каждый предложил Владимиру принять свою веру. Руководствуясь политическими и экономическими интересами Владимир выбрал христианство. Вся Европа в то время была уже и проявляла пренебрежение к язычеству. Чтобы войти в круг европейских государств, необходимо было признать христианство. 
Решение Владимира принять христианство летопись объясняет его женитьбу с византийской принцессой Анной. 988 г. князь с войском взял в осаду Корсунь (Херсонес) и требовал от императора Василия 2-го, чтобы тот отдал ему в жены свою сестру Анну. Положение для императора было безвыходным, и он согласился при условии, что Владимир примет христианство. Так Владимир был крещен в Корсуне. Вернувшись в Киев, он приказал уничтожить языческих идолов. Статую Перуна привязали к конскому хвосту, стащили с горы и кинули в речку. Потом Владимир начал обращение киевлян в христианство. Священники , которые пришли из Царьграда и Корсуня, крестили жителей Киева в притоке Днепра- реке Почайной. Дата крещения киевлян остается спорной. Но традиционно принятие христианства на Руси считается 988 год. 
Христианизация Руси сделала огромный вклад на экономическую и социально- политическую жизнь страны. 
Крестившись в 988 Владимир энергично взялся распространять новую религию, приказывал строить храмы. В Киеве на бывшем Перуновом холме в 988 было построено церковь святого Василия, а в период 989-996 годов было построено монументальную каменную церковь Богородице, на содержание которой князь назначил десятую часть доходов с своих земель, через что церковь получила название Десятинной. Киев стал столицей первой митрополии. Каменная архитектура, иконопись, фресковая живопись, церковный хор возникли на Руси благодаря христианству. Через посредничество Византии Русь присоединилась к античным традициям. 
Возможно Владимир не желал иметь слишком сильное влияние Византии, так как два государства традиционно соперничали, и даже крещение Владимира происходило на пороге военного конфликта с Византией. В 989 г. Владимир завоевал Корсунь и Русь установила церковные взаимоотношения с Болгарией, духовенство которой могло легшее поладить с населением. Православные миссионеры, болгары по происхождению, Кирилл и Мефодий, создали славянскую азбуку кириллицу и перевели на славянский язык богослужебные книги. Русь получила славянскую письменность, что способствовало распространению образования. В 12 веке начали появляться первые рукописные книги, предпочтительно церковного содержания. Книги создавались и переписывались в монастырях, которые превратились в культурные и научные центры. Русичи присоединялись к мировой культуре, книжности и искусства, образования и научных знаний. 
Принятие христианства укрепило международное положение Киевской Руси. До не давнего времени «варварская» страна на равных правах вошла в семью европейских христианских народов. Показанием этого были множественные династические браки, заключенные киевскими князьями в 11 веке с королевскими династиями Западной Европы. Связь с Европой создал стремительный экономический, культурный, исторический, социальный подъем Киевской Руси. Только крещение по византийскому образцу обусловило будущие конфликты с католиками. 
Вряд ли было правильно считать христианство исключительным фактором появления всемирно известных достижений Киевской Руси, но именно церковь взяла на себя роль организатора этих процессов. Христианская церковь принесла на русские земли свою сформированную на протяжении столетий систему внутренней организации- церковную иерархию, которая повлияла на формирования феодальной государственной иерархии Руси. 
Новая идеология помогла укреплению государственности, законодательства, административной системы. Большинство историков замечает: выбор православия объясняется тем, что восточный вариант христианства вел к абсолютизму, потому что подчинял церковь князю. Император, как повествует одна из византийских церковных хроник, есть для церкви «господином и охранником веры». 
Христианская мораль повлияла на формирование русского писаного права,что проявлялось в уменьшении наказания за преступление, стабилизировало общество, проповедуя смирение и покорность. 
Крещение Владимиром Руси не было мгновенным. Христианство входило в сознание и обычаи населения постепенно, вытесняя дохристианские языческие верования, а обычно и соединяя византийские, западноевропейские и старые языческие местные черты обрядности. Своеобразное соединение племенных языческих культов славян и христианской веры обусловило региональный отличия в культуре восточнославянских народов, способствовало формированию оригинальной праздничности, самобытных черт психологии, системы народных обычаев. 
Смерть Владимира Великого(1015г.) стала поводом к жестокой борьбы между его сыновьями за престол.

   

 


Вопрос 3. Политическая раздробленность Руси. Монголо- татарское нашествие на Русь. Русь и Орда.

Политическая  раздробленность Руси.

В 30-40-х гг. XII в. князья перестают  признавать власть киевского князя. Русь распадается на отдельные княжества («земли»). За Киев началась борьба разных княжеских ветвей. Сильнейшими землями  были Черниговская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская. Их князьям подчинялись князья, чьи владения (уделы) входили в состав крупных земель. Предпосылками раздробленности считаются рост местных центров, уже тяготившихся опекою Киева, развитие княжеского и боярского землевладения.  
Владимирское княжество возвысилось при Юрии Долгоруком и его сыновьях Андреем Боголюбском (ум. 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (ум. 1212). Юрий и Андрей не раз захватывали Киев, но Андрей, в отличие от отца, посадил там брата, а не княжил сам. Андрей пытался править деспотическими методами и был убит заговорщиками. После смерти Андрея и Всеволода вспыхивали распри между их наследниками.  
Галицкое княжество усилилось при Ярославе Осмомысле (ум. 1187). В 1199 г., когда умер бездетным сын Ярослава Владимир, Галич захватил Роман Волынский, а в 1238 г. после долгой борьбы сын Романа Даниил. На развитие этой земли влияли Польша и Венгрия, активно вмешивавшиеся в местные распри, а также боярство, куда более влиятельное и сильное, чем в других княжествах.  
Новгородцы в 1136г. изгнали князя Всеволода и стали с тех пор приглашать князей по решению веча. Реальная власть находилась у бояр, чьи группировки боролись между собою за влияние. Та же ситуация была и во Пскове, зависевшем от Новгорода.  
В 1170-х гг. усиливается половецкая опасность. Южные князья во главе со Святославом Киевским нанесли им несколько поражений, но в 1185 г. был разбит и пленен половцами Игорь Новгород-Северский, кочевники разорили часть южной Руси. Но к концу века половцы, распавшись на множество отдельных орд, прекратили набеги.

Более грозная опасность  пришла в XIII веке - на Русь начала наступление Монгольская империя. Сначала в  1223 году объединенное русско-половецкое войско потерпело поражение в битве при Калке, а затем в 1237-41 годах политическая раздробленность стала причиной захвата Руси монголами.

Монголо- татарское нашествие на Русь. Русь и Орда.

Монголо-татарское  иго на Руси

К началу 13 в. монголы под предводительтством Чингис-хана объединили под своим крылом большинство народов востока Евразии (северной и срединной частей), после чего ими был захвачен Китай.  
Русские впервые пересеклись с этим степным народом, когда убили их послов. Этим они и с отрицательной стороны привлекли внимание монголов. Монгольские парламентёры были посланы на Русь с той целью, чтобы переубедить восточных славян поддерживать половцев. Последние были врагами монголов. 
В 1223 г. на реке Калке объединённая армия русских и половцев потерпела поражение от монголо-татар. На Русь надвигалось монголо-татарское нашествие...

Русь под монголо-татарским  игом

В 1238 г. хан Батый подошёл к  границам Киевской Руси. Та в свою очередь  представляла собой множество раздробленных  княжеств, некоторые из которых враждовали между собой. Монголами достаточно легко были взяты Рязань, Владимир, Чернигов и Киев. Самое упорное  сопротивление иноземцам оказал маленький городок Козельск, продержавшись  семь недель. Некоторые города, к  примеру Углич, просто откупились от монголов и не пострадали от них. 
В результате вся территория Киевской Руси оказалась под властью хана Батыя и начались годы ордынского ига. Монголо-татары не стали создавать колонии на русской территории, а просто обложили её данью. В связи с этим в основном русские князья принимали следующую позицию. Дабы избежать бессмысленного кровопролития, исправно платили дань хану и постепенно накапливали силы. 
Для того чтобы можно было избавиться от монгольского ига необходимо было русским княжествам объединиться. Здесь стоит отметить длительную борьбу между Москвой и Тверью за то, чтобы стать центром объединения. В итоге победу одержала Москва.  
Больших успехов добился Московский князь Иван Калита. От монгольского хана он получил возможность самому собирать и доставлять в Золотую Орду дань. Соответственно никто контролировать его не мог и он мог спокойно не доплачивать в Орду, поэтому накопил много денег для Московского княжества.

Освобождение от Ордынского ига Руси

Москва постепенно под своим главенством собирала раздробленные русские земли. В свою очередь часть ордынцев шла на службу к Московскому царю. Достаточно много монголо-татар покинуло свою землю, когда ордынский хан Узбек принял ислам и заставлял свой народ делать тоже самое. Для многих из них это было недопустимо, так как они не могли поменять своей веры. 
К середине 14 в. уже в самом монгольском улусе начинаются междоусобицы, он распался на Золотую, Белую и Синюю Орды. 
Эти обстоятельства создавали благоприятную почву для избавления Руси от монголо-татарского ига. 
Во второй половине 14-го века монгольский тысячник Мамай захватил власть в Золотой орде, а хан Тохтамыш с этим смириться не мог и нашёл себе союзника в лице внука Ивана Калиты Дмитрия Донского, который возглавлял практически все Русские княжества. За долгие годы у русских появилась замечательная возможность сразиться с монголами, так как воевать им пришлось не против единого мощного монгольского улуса, а против его западной области – Золотой Орды. И в 1380 г. после упорной битвы с ордынцами русские наконец добились долгожданной победы на Куликовом поле. Стоит отметить, что костяк русской конницы составляли ордынцы, перешедшие на службу к Московскому князю. Но расслабляться было рано.  
После этой победы хан Тохтамыш вернул себе власть в Золотой Орде, Москва же платить дань перестала и союзники теперь стали врагами. В 1382 г. монгольский хан обманом взял Москву и разграбил её. Но всё же процесс избавления русских от ордынского ига был необратим, ведь они объединялись и хорошо окрепли, а монголы наоборот истощали себя междоусобными войнами. 
Вскоре русские опять перестали платить дань монголам, а Московский князь Иван III окончательно объединил русские княжества. К этому времени Золотая Орда распалась на отдельные ханства. Монголам не удалось поправить положения.  
В 1480 г. Русь официально избавилась от монголо-татарского ига. После чего уже русские отправились покорять восток.

 

 

Дополнительная  литература:

Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов  История России 2000

Ссылки: http://opoccuu.com/historshp3.htm

http://www.examens.ru/otvet/6/9/461.html

http://www.historbook.ru/Mong.html

http://ru.wikipedia.org

 

 

 


Информация о работе Цивилизации Древней Руси IX-XIII вв