Цивилизации Древней Руси IX-XIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:23, реферат

Описание работы

Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории. Термин «Киевская Русь» возник в первой половине XIX века, пройдя за историю своего употребления существенную эволюцию. Изначально современники использовали его в узкогеографическом смысле для обозначения Киевского княжества, употребляя наряду с ним в том числе и такие термины, как Русь Черниговская, Русь Ростово-Суздальская и другие.

Содержание работы

1. Образование Киевской Руси.
2. Расцвет Киевской Руси при Владимире I Великом, Ярославе Мудром, Владимире II Мономахе.
3.Политическая раздробленность Руси. Монголо- татарское нашествие на Русь. Русь и Орда.

Файлы: 1 файл

Тема 2. Цивилизации Древней Руси IX-XIII вв..docx

— 62.32 Кб (Скачать файл)

История семинар. Дутова ИЭТТ -141 группа.

Тема №2. Цивилизации  Древней Руси IX-XIII вв.

План

1. Образование Киевской  Руси.

2. Расцвет Киевской Руси  при Владимире I Великом, Ярославе  Мудром, Владимире II Мономахе.

3.Политическая раздробленность  Руси. Монголо- татарское нашествие на Русь. Русь и Орда.

Работа  с понятиями.

Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории.

Термин  «Киевская Русь» возник в первой половине XIX века, пройдя за историю своего употребления существенную эволюцию. Изначально современники использовали его в узкогеографическом смысле для обозначения Киевского княжества, употребляя наряду с ним в том числе и такие термины, как Русь Черниговская, Русь Ростово-Суздальская и другие. С начала XX века у термина появилось новое, хронологическое значение — как начальная, домонгольская стадия русской истории. В этом значении термин стал популярен прежде всего у историков-марксистов. В то же время в украинской националистической историографии уточняющий термин «Киевская Русь» не был особо популярным, поскольку подразумевал существование других форм или проявлений Руси. М. С. Грушевский, к примеру, им не пользовался, предпочитая термины «Киевское государство» или «Руська держава» («Русское государство», противопоставленное в его версии государству Московскому).Утверждение понятия «Киевская Русь» в государственно-политическом смысле как официального именования единого восточнославянского государства со столицей в Киеве произошло только в советскую эпоху. В таком значении термин стал впервые использоваться в учебниках по истории, написанных после 1934 года вместе с «Кратким курсом истории ВКП(б)». Учебники писались по указанию И. В. Сталина и прошли его личную правку. Одновременно, академиком Б. Д. Грековым, отвечавшим за подготовку разделов до XVII века, были изданы его основные труды: «Киевская Русь» (1939) и «Культура Киевской Руси» (1944), получившие Сталинские премии. Ранее Греков, как и член Академии наук СССР Грушевский, употреблял понятие «Киевское государство». Вводя в обиход новое обозначение, Греков считал нужным пояснить: «Считаю необходимым ещё раз указать, что в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узкотерриториальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».В настоящее время термин «Киевская Русь» по ряду причин считается устаревшим и постепенно выходит в научной среде из употребления.

Влади́мир I Святосла́вич— князь новгородский в 970 — 988 годах, киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Древнерусского государства. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю.

Крещение  Руси 

Внутренняя  политика.

-              Владимир усмирил желание варягов брать дань с Киева, т. к. они помогли захватить его.

-               Языческая реформа 980-981 гг. (Л. М. Пятецкий). Владимир систематизировал  языческих богов, выделив шесть. Главный – Перун, затем Хорс, Даждьбог, Стрибог, Смаргла и Мокоша. Правда современные историки считают, что укрепить язычество в данном виде не очень-то удалось, ремесленники, например, все равно больше чтили Сварога, купцы – Велеса и т. д. Перуну, как главному богу, в большей части поклонялась дружина.Посадил своего дядю, Добрыню, в Новгороде. 

Внешняя политика.

- 981 г. – походы на Ляхов (поляков, Пермышль, Червень (юго-западная Русь)).

- 982 г. - Повторный поход на Вятичей (в районе р. Сож), была возложена большая дань.

- 983 г. – захват земель ятвягов (граничили с Полоцким княжеством – областью между средним течением р. Неман и верховьем р. Нарев, т. н. Судовией)

- 984 г. – покорение Радимичей, после битвы на реке Пишане. Они потеряли полностью политическую самостоятельность.

- 985 г. – победоносный поход на Болгарию, после чего был завершен мир.

- Меры по укреплению границ государства: Четыре оборонительных рубежа на юге, крепости стояли на расстоянии от 15 до 20 км. Состояли из крепостей, из валов, сигнальных вышек. Владимир за час мог узнать о приближении печенегов.

Последствия крещения. 

1.     Смягчение нравов славя: 10 заповедей – гуманны. Например, нельзя было приносить пленных рабов в жертву богам.

2.     Христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.

3.     Рассвет Русской средневековой культуры, которая в основе своей была религиозна: первые переведенные книги (с латинского языка – Византия), на созданный язык Кирилла и Мефодия. Появились фреска, мозаика, книжная миниатюра, живопись, в архитектуре (церковной) – крестово-купольный тип храма.

4.     Укрепление политического единства Киевской Руси. Например, церковь поддерживала князя и патриотический настрой перед Куликовской битвой.

5.     Уравнение Руси с Европой на международной арене, укрепились связи с христианизированными странами.

Принятие  Христианства.

-  Дата дискуссионная, называют 987,988,989 и даже 990 г., но в любом случае  с 987 по 990 год на большей Части Руси оно утвердилось.

-  Еще Ольга ок. 955 г. приняла христианство, но сына Святослава не смогла уговорить сделать это. К моменту крещения в Киеве была уже была церковь св. Ильи.

- В «ПВЛ» есть рассказ о том, как Владимир отправил послов в другие страны затем, чтобы они посмотрели, какая религия лучшая.

Отвергнутые религии причины:

Ислам – запрещено пить вено;

Иудаизм – нет родины;

Католицизм – Не был  принят даже при Ольге, т. к. глава  церкви имел плохую характеристику: обвинялся  во многих грехах.

Причины принятия христианства:

1.     Язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей, торговли. Византия – могущественная страна во многих отношениях.

2.     Язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси. Язычество – пережиток первобытной демократии.

3.     Требовалась новая идеология, которая помогла бы утверждению новых отношений: господства и подчинения.

4.     Монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси.

5.     Появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

Методы  христианизации.

             I. Насильственный. Доказательство – крещение Новгорода: «огнем и мечем».

            II. Не все соглашаются с первым способом, т. к. в мировой практики в подобных случаях крестилась только верхушка власти, а народ отвергал. А. И. Клебанов считает, что насильственный вариант не может укоренить веру. Язычество соответствовало первобытному строю, коллективному обществу. С исчезновением этого строя возникает потребность в большей индивидуальной свободе личности. А православие допускает прямое общение между человеком и богом: «просите и получите». Церковь же присваивает роль посредника – претендует на «земное небо». Так же кроме официального варианта христианства существовал еще и народный. Например, в 18. веке народ трактовал законы в свою пользу, подобно он мог трактовать и законы бога, которые проповедовало христианство. Панченко и Гумилев считают, что христианство было воспринято равнодушно: люди соглашались с князем и дружиной, но в душе оставались язычниками.

             III. В религиозной литературе говорится, что население единодушно приняло христианство. Но есть факты, когда люди бежали в леса, крещение Новгорода и т. п. Следовательно версия заведомо неверна.

             Правосла́вие— направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия от Рождества Христова под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима. Православие исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских соборов; включает совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь, под которой понимается сообщество автокефальных поместных церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. Православная церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос.Кроме того, в современном русском просторечии слово «православный» употребляется применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции, связанной с Русской православной церковью.

Раннефеодальная монархия — форма правления, хронологически первая из форм феодальной монархии. Развивается при переходе к феодализму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабовладельческого строя (Южная Европа, Северная Африка, Передняя Азия, Средняя Азия, Индия, Китай), либо непосредственно от первобытнообщинного строя (Западная Европа, см.варварские королевства, Северная Европа, Восточная Европа). Сохраняется также в период феодальной раздробленности.Хронологически предшествует сословно-представительной монархии (некоторые исследователи выделяют промежуточный этап вотчинной монархии).

В условиях военной демократии князь (король), опираясь на дружину, из выборного военачальника превращается в главу государства и начинает передавать верховную власть по наследству. Он начинает назначать должностных лиц (графов, «мужей») в качестве своих наместников в округах (в городских центрах союзов племён), позднее наместники монарха заменяют собой и выборных должностных лиц более низких уровней.

С ростом территории государства, ростом бюрократического аппарата, разветвлением  правящей династии происходит политическая децентрализация, на утверждение той или иной кандидатуры на монаршем престоле начинают влиять крупные феодалы. Верховная власть становится номинальной.

На следующем этапе, при полном развитии слоя мелких феодалов на местах и городского сословия, глава  государства в союзе с ними получает возможность ущемить права  крупных феодалов, территориально увеличить  свой домен и начать процесс централизации государства, вновь сделать свою власть реальной и наследственной.

Боя́рин— в узком смысле высший слой феодального общества в X — XVII веках в Киевской Руси, Галицко-Волынском государстве, Московском княжестве, Великом Княжестве Литовском, Болгарии, Сербии, Хорватии, Словении, Молдавском княжестве, Валахии, с XIX века в Румынии. Бояре возникли при разложении родового строя, однако, в киевский период (IX—XII века) сначала в зоне полюдья, а с устроением княгиней Ольгой системы погостов — и на русском Севере воинская служба не являлась условием землевладения, местная знать не составляла исключения при обложении данью.

Во́тчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Синонимы вотчины — аллод, бокленд.

Феодальная раздробленность — период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной организации труда и воинской повинности. Новые более мелкие территориальные образования ведут практически независимое сущеcтвование, господствующим в них является натуральное хозяйство. Термин был широко распространён в советской марксистской историографии и частично в российской, и используется в различных значениях.

Княжеские междоусобицы после смерти Владимира

После смерти Владимира  начался период кровавых междоусобиц  между его сыновьями Святополком, Ярославом и Мстиславом, (об активном участии в них четвертого сына – Судислава сведений не имеется). Длилась она 20 лет и закончилась только в 1036 году, когда под властью Ярослава (Мудрого) была объединена вся Русь, кроме захваченных на время междоусобицы венграми – Закарпатья и поляками части галицких городов. (С тех пор до 1945 года Закарпатье было под венгерским владычеством).В этой борьбе принимали участие также поляки, венгры, печенеги, которых призывали на помощь борющиеся между собою претенденты на киевский великокняжеский престол. Особенно тяжелым периодом были годы, когда одержал верх и на несколько лет захватил Киев Святополк со своим тестем – польским королем Болеславом, которые ввели на Руси жестокое правление, как в завоеванной стране, и всячески содействовали проникновению на Русь католицизма. Фактически время правления Святополка (1018–1024 г.г.) были временем польской оккупации, во время которой Киев и многие другие города были ограблены и даже вывезены из Киева в Польшу древнейшие русские летописи.

Но вскоре, соединенными усилиями помирившихся между собою  Мстислава, Святополк и поляки были изгнаны и власть разделила между собой Мстислав (Удалой), севший на Киевском престоле, и Ярослав, задержавшийся на Севере, в Новгороде, вплоть до смерти Мстислава (1036), не оставившего после себя мужского потомства.

Только после смерти Мстислава на Руси опять восстановилось единовластие и Ярослав сделался правителем всей огромной киевской Руси. Своего брата Судислава Ярослав лишил власти над его уделом и посадил его в тюрьму в которой он просидел 24 года и был выпущен из нее и пострижен в монахи только сыновьями Ярослава после его смерти. С 1036 года началось правление талантливого Ярослава Владимировича, прозванного народом «Ярославом Мудрым».

Информация о работе Цивилизации Древней Руси IX-XIII вв