Частное и публичное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является всестороннее рассмотрение и изучение соотношения частного и публичного права.
Для реализации поставленной цели необходимо изучить следующие вопросы:
- историю возникновения и развития отраслей частного и публичного права
- предмет, принципы, понятие и сущность публичного права и частного права;
- критерии разделения и взаимодействие частного и публичного права
- место частного и публичного права в общей системе права;
- обобщить все имеющиеся сведения и сделать выводы на их основе

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
I. Публичное и частное право в истории…………………………………………...5
II. Понятие частого и публичного права …………………………………………10
III. Соотношение и разграничение частного и публичного права………………13
§1. Критерии разделения частого и публичного права…………………………..13
§2. Особенности частного и публичного права…………………………………..17
§3. Соотношение частного и публичного права………………………………….19
§4. Система частного и публичного права ……………………………………….22
IV. Публичное право……………………………………………………………….25
V. Частное право …………………………………………………………………...30
VI. Международное частное и публичное право…………………………………35
Заключение …………………………………………………………………………39
Библиографический список ………………

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 70.82 Кб (Скачать файл)

5. Некоторые авторы определяют частное право как совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка. Это определение несколько одностороннее - оно характеризует частное право лишь с экономической стороны.  Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на существующий строй.

Подведя итог вышесказанному можно определить что:

Публичное право – это система централизованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации публичных интересов, регулирующие публично-правовые отношения - отношения органов публичной власти между собой, а также отношения между ними и частными лицами и их объединениями, построенные на началах субординации субъектов. Для неё характерны особенности, обусловленные правовым режимом публичной власти: преимущественно разрешительный способ правового регулирования, односторонние волеизъявления властных органов как участников соответствующих правоотношений, иерархические связи и вытекающая отсюда императивность правовых норм.

Частное право – это система децентрализованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим в себя нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации частных интересов, регулирующие частноправовые отношения - отношения частных лиц и их объединений между собой, закрепляющие свободу договорных связей, построенные на началах координации субъектов. Для неё характерен преимущественно общедозволительный способ (гражданско-правовой метод) правового регулирования, отличающийся началами автономии, юридического равенства субъектов, их не подчиненностью и обусловленной этим диспозитивностью правовых норм.

        

 

 

              III. СООТНОШЕНИЕ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ   ЧАСТНОГО

И ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

§1. Критерии разделения публичного и частного права

             При всей важности и принципиальности деления права на частное и публичное, критерии такого деления неоднозначны, а границы достаточно условны и размыты. Иногда критерием отнесения отношений к публично-правовым полагают участие в них в качестве одной из сторон государства. Однако как государство в целом, так и его органы, могут выступать в качестве юридических лиц участниками частно-правовых отношений.

             Нормальный правопорядок должен основываться на существовании и различии частно-правового и публично-правового регулирования. Гражданское, или частное право со времен Древнего Рима как раз и отражает частно-правовую сферу с присущими ей началами юридического равенства и самостоятельности участников, неприкосновенности их частной собственности, свободы договора, независимой судебной защиты нарушенных прав и интересов.

             Соотношение и разграничение частного и публичного права всегда представлялось непростой проблемой. Дело в том, что в сфере частного права законодатель нередко вынужден использовать общеобязательные, императивные правила, в том числе запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений. Например, в гражданском законодательстве устанавливается обязанность государственной регистрации всех юридических лиц или сделок с недвижимостью, отсутствие которой влечет и отсутствие соответствующего юридического результата (возникновения юридического лица или появления, прекращения или изменения прав на недвижимость). С другой стороны, в сфере публичного права иногда может применяться судебный порядок защиты, в частности, некоторых интересов граждан, что свойственно частноправовому регулированию.

             Однако наличие таких правил не устраняет необходимости установления четкого различия частного и публичного права, так как  отношения, включаемые в ту или другую сферу, приобретают различный правовой характер. Попытки выявить критерии разграничения этих сфер предпринимались как отечественными, так и зарубежными учеными-юристами на протяжении не одного века. В конце концов, стало очевидным, что это различие заключается в характере и способах воздействия права на регулируемые отношения, обусловленного самой природой последних. Ясно, например, что отношения в области государственного управления не могут строиться на принципах свободы и самостоятельности участников, ибо по самому своему характеру требуют централизованного воздействия и иерархической подчиненности участников. Но ясно и то, что многие отношения, складывающиеся в экономике, и прежде всего отношения товарообмена (т.е. рынка), напротив, нуждаются в предоставлении их участникам максимальной (не безграничной) свободы, стимулирующей их инициативу и предприимчивость.

            Следует подчеркнуть, что и по существу необходимое в ряде случаев взаимовлияние и взаимодействие частного и публичного права не ведет к смешению этих двух принципиально различных подходов. Так, гражданское процессуальное право, относящееся к публично-правовой сфере, под воздействием частноправовых начал резко усиливает состязательный характер процесса в спорах между предпринимателями, широко допуская здесь также применение третейской (негосударственной) формы разбирательства. Однако в целом процессуальный порядок, безусловно, сохраняет присущий ему публично-правовой характер. Частное и публичное право во всех развитых правопорядках продолжают существовать как две самостоятельные, независимые ветви правового регулирования, как два различных типа правового воздействия на общественные отношения.

            Разграничение частного и публичного права может быть произведено по различным критериям:

1. Материальный критерий – по содержанию регулируемых отношений. Теоретически правильной сферой гражданского права является сфера имущественных отношений.

2. Формальный критерий – по процессуальным особенностям судебной защиты. Публичное право охраняется в рамках уголовного и административного судопроизводства, а частное – в рамках гражданского.

3. По способам и приемам правового регулирования (методу регулирования) различают метод власти и подчинения (императивный метод, метод субординации), который характерен для публичного права, и метод равенства участников (диапозитивный метод, метод координации), который присущ частному праву. В публично-правовых отношениях один из участников обладает властными полномочиями по отношению к другому, а в частноправовых отношениях все участники юридически равны между собой.

4. По преобладанию определенного вида норм. Для публичного права характерно преобладание императивных норм, от которых участники правоотношений не могут отступать. Для частного права характерно преобладание диспозитивных норм, которые применяются лишь в том случае, когда участники правоотношений избрали иное поведение.

5. По составу участников правоотношений. В публичных правоотношениях одним из участников является публичное образование (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования), от имени которых выступают соответствующие органы. В частных правоотношениях участниками, как правило, выступают физические и юридические лица. Публичные образования могут быть участниками частных правоотношений, но лишь на началах равенства с другими субъектами.

          Ни один из указанных критериев не является безусловным. Четкого разграничения между частным и публичным правом нет. Эти критерии получили подробную разработку во многих трудах и зарубежных авторов, и отечественных правоведов. Среди русских правоведов нужно отметить             И.А. Покровского, давшего характеристику публичного и частного права в труде «Основные проблемы гражданского права» (1917 г.), а также                     М.М. Агаркова и Б.Б. Черепахина. Российский цивилист Михаил Михайлович Агарков (1890-1947 гг.) отмечал, что могут возникать комбинации публично-правовых и частно-правовых элементов, смешанные публично-правовые и частно-правовые институты. Он подчеркивал, что публичное право есть область власти и подчинения, частное (гражданское) - область свободы и частной инициативы. Отметив особенности интересов субъектов в той и другой сфере, Б.Б. Черепахин пишет, что в основу разделения права на публичное и частное должен быть положен все же формальный критерий, и подчеркивает в этой связи: «...частноправовое отношение построено на координации субъектов, частное право представляет собой систему децентрализованного регулирования жизненных отношений».

             Вместе с тем, указав на приведенные критерии, нужно понимать то, что сама эта классификация - деление права на «публичное» и «частное» - имеет в основном, общее, принципиальное юридическое значение.

 

 

 

 

§2. Особенности публичного и частного права

             Оценка особенностей частного права позволяет сделать вывод, что характерными чертами частного права являются:

- признание приоритета интересов  частного лица (суверенитета индивида) относительно интересов государства  и других социально-публичных  образований;

- отсутствие между его субъектами  властных отношений: они являются  частными лицами, ни одно из  которых не выступает от имени  государства или его органов  (не являются фигурантом государства);

- юридическое равенство участников  правоотношений;

- инициатива сторон при установлении  правоотношений;

- свободное усмотрение сторон  правоотношений при выборе ими  правил поведения, прямо не  запрещенных законом;

- исковой порядок защиты интересов  частных лиц в суде;

- реализация через соответствующие  юридические институты «права  свободы» личности, основанного  на нормах естественного права.

             Притом от санкционирования этих отношений государством их характер не изменяется, поскольку в идеальном варианте законы государства должны отвечать предписаниям естественного права, а в реальности - если и не отвечают, то должны стремиться к этому (если, конечно, речь идет о физических лицах, гражданском обществе и правовом государстве).

           С учетом сказанного, частное право можно определить как совокупность идей, принципов, правил и норм, определяющих статус и обеспечивающих защиту интересов частных лиц, не являющихся фигурантами государства и не находящихся в отношениях власти - подчинении по отношению друг к другу.

            При характеристике публичного права правоведы акцентируют внимание на том, что недостаточно указывать лишь на то, что оно касается интересов государства в целом и отмечают, что, в частности, публичному праву присущи:

- официальная доктрина превалирования  публичных (общественных) интересов  над интересами отдельных лиц;

- наличие между его субъектами  отношений власти - подчинения;

- жесткое ограничение возможного  поведения субъектов публичного  права законодательными актами, издаваемыми уполномоченными государственными  органами;

- использование такого приема  правового воздействия, как «обязывание», когда участникам правоотношений прямо предписывается действовать определенным образом;

- использование запретов на  совершение определенных действий как средства формирования поведения физических лиц и организаций;

- использование для обеспечения  надлежащего поведения субъектом  публичных правоотношений, прежде всего, такого стимула, как государственное принуждение;

- использование норм публичного  права как предпосылок публичного  правопорядка и результатов его  осуществления.

            С учетом сказанного, публичное право определяют как совокупность правовых норм и институций, составляющих функционально-структурную систему, которая с целью обеспечения публичного правопорядка и защиты интересов граждан регламентирует отношения с участием государства, а также между субъектами, находящимися в отношениях власти и подчинении относительно друг к другу.

§3. Соотношение публичного и частного права

             Вопрос о соотношении частного и публичного права носит ярко выраженный прагматический характер, поскольку от его решения зависит право государства на вмешательство в частную жизнь граждан, в экономическую, предпринимательскую и иные сферы.

            Историческое соотношение между частным и публичным правом можно характеризовать состоянием первоначальной слитности того и другого, из которого публичное и частное право выходят лишь постепенно путем медленного исторического процесса.  Дело в том, что в практической жизни, особенно на нынешних этапах развития общества, публичное и частное право во многих случаях оказываются «перемешанными»: в жизненных отношениях довольно часто наличествуют разнопрофильные элементы, одни из которых относятся к частному праву, другие - к публичному. Складываются даже целые правовые подразделения, комплексные образования, в которых в разных пропорциях присутствует одновременно и то и другое.

             В этой связи необходимо сказать о том, что деление права на публичное и частное не только и, не столько классификационное. Это - деление концептуального порядка. Оно касается самих основ права, его места и роли в жизни людей, его определяющих ценностей.

           Публичное право - это правовая сфера, в основе которой - государственные интересы, «государственные дела», т. е. самоустройство и деятельность государства как публичной власти, регламентация деятельности государственного аппарата, должностных лиц, государственной службы, уголовное преследование правонарушителей, уголовная и административная ответственность и т.д., - словом, институты, построенные в «вертикальной» плоскости, на началах власти и подчинения, на принципах соподчиненности, субординации. Сообразно этому для публичного права присущ один - и только один - общегосударственный юридический «центр», характерны императивные предписания и запреты, обращенные к подчиненным, подвластным лицам; дозволения же, имеющие императивный характер, - прерогатива властвующих субъектов.

Информация о работе Частное и публичное право