Целостность и безопасность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Острейшей проблемой не только для нашей страны, но и для всего мира становится сохранение целостности государства, обеспечение экологической безопасности и противодействие деятельности теневых международных финансовых структур.
Поэтому остаётся актуальным вопрос о том, какие меры сегодня требуются для укрепления национальной безопасности России от новых рисков и вызовов.
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических вопросов государственной целостности и национальной безопасности, а в частности в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………...................................3

Глава 1. Территориальная целостность государств в современном
международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации..……..5

1. 1. Целостность как признак государства……………………..................5
1. 2. Государственный и национальный суверенитет …………………....10
1. 3. Современные угрозы территориальной целостности России………..14
Глава 2. Обеспечение безопасности государства
в современном мире и в Российской Федерации……………………..17
2. 1. Государственная и национальная безопасность………………………..17
2. 2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
до 2020 года…………………………………………………………….…20
Заключение…………………………………………………………………..23

Список использованных источников и литературы………………..... 24

Файлы: 1 файл

теория гос и права.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем принцип территориальной целостности государства ввиду его особого значения в процессе обеспечения социально-политической гармонии в мире имеет и некоторый самостоятельный смысл. Так, Устав ООН требует от государств, в частности, уважать и соблюдать территориальную целостность друг друга, предписывает всем членам этой организации воздерживаться «в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций» (п. 4 ст. 2).

Современное международное право возводит принцип соблюдения и уважения суверенитета, территориальной целостности в качество безусловного императива, возникающего исключительно из самого факта существования государства и не зависящего от иных причин. Причем государства не только должны соблюдать эти нормы в своих внешнеполитических отношениях, но и обязаны пресекать все попытки использовать собственную территорию для каких-либо акций, нарушающих суверенитет и территориальную целостность других государств.

Все сущностные характеристики целостности и суверенитета государства охватывают главные стороны жизни политической организации общества. Без них оно было бы неполноценным, неполным, ограниченным. Ввиду особой их важности они обычно закрепляются в конституционном порядке в качестве основ государства. Например, в ст. 4 Конституции Российской Федерации провозглашается, что ее суверенитет распространяется на всю ее территорию; что государство обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Каждая историческая эпоха, наполняя политическую жизнь своим особым содержанием, придает специфические формы и целостности и суверенитету государства. Так, в условиях феодализма целостность и суверенитет государства были построены как на основе многоступенчатости политической лестницы, так и на строго иерархизированных началах. Правовая же государственность немыслима без верховенства права как принципа функционирования государственного механизма. Другими словами, целостность и суверенитет государства также динамичны, как и само государство, само общество, сама жизнь. Только в движении возможно существование социума, только в развитии возможны его целостность и суверенитет.

Целостность и суверенитет государства неразрывно связаны не только с политикой, экономикой общества, его правовой направленностью, ментальными, духовными, культурными характеристиками. С появлением наций, национальных движений, национальных государств они органически сливаются и с национальным вопросом. Сохраняя свое социальное значение, объективную природу, они одновременно приобретают и национальный колорит, национальную окраску. Еще Ж.Ж. Руссо исходил из того, что как ни абсолютна, как ни священна верховная власть, но она не должна выходить за границы общественного договора, на основании которого всякий может располагать той долей имущества и свободы, которая оставлена ему этим договором, так что суверен никогда не имеет права обременять одного подданного больше, чем другого, потому что тогда дело становится частным и власть суверена недействительна( Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре как начале политического права. М., 1906. С. 53.). Иначе говоря, целостность государства и его суверенитет, политическая власть легитимны при условии соответствия интересам общества, естественным правам и свободам личности, общечеловеческой нравственности, национальной культуре.


Субъектом целостного и суверенного государства может быть исключительно народ в лице его полномочных представителей. Одна социально-политическая целостность, один государственный суверенитет и один их источник и носитель - все это логическим образом вытекает из самой природы политической власти как реальной и легитимной силы общества, способной обеспечить естественные права и свободы человека и гражданина, целостность общества и государства. Умножение числа субъектов целостности и суверенитета государства фактически ведет к девальвации самой их сущности, потере своей определенности, а значит, и ценностных свойств.

Как известно, социально-политический, духовный и другой прогресс народов мира идет достаточно неравномерно. Одни из них опережают в своем развитии, другие же находятся на пройденной первыми стадии. Ведь эволюция человечества - отнюдь не плавное и равномерное движение, а порой весьма бурный, наполненный различного рода взлетами и падениями поток. Многое здесь является вполне закономерным, но многое и случайным. Поэтому часто на волне национального подъема к власти приходят экстремистские силы, строящие на национализме, расизме и т.п. свою политическую карьеру. Эксплуатируя национальные чувства своего народа, они выдают националистические интересы за национальные. Отсюда целостность и суверенитет государства порой превращаются в неприступные крепости, отделившиеся и противопоставившие себя всему остальному миру. Подобное в общественном развитии молодого государства можно рассматривать как некоторую неизбежную и естественную ступень в процессе социально-политического и духовного утверждения суверенитета и целостности нации, своеобразную болезнь роста. Ведь демократическое мировоззрение не приходит в готовом виде, а формируется постепенно, долгим и кровопотливым трудом общества.

Таким образом, с возникновением национальных государств национальный суверенитет и целостность нации не всегда адекватно включаются в структуру суверенитета и целостности окружающего мира. Они могут совпадать, сливаться, но могут и противоречить, а значит, и отторгаться международным сообществом. Вместе с тем непризнание иностранными державами или международными организациями легитимности новой политической власти характеризует не отсутствие ее целостности и суверенности, а определенную международно-правовую и политическую ситуацию.

Есть народ как этнос и народ как демос; этнос очень редко (особенно в российских условиях) тождествен демосу, и поэтому право народов-этносов на самоопределение - нонсенс, потому как этнос не есть субъект права в отличие от средневековья, когда он был, по сути, сословием. Народ-демос, проживающий на данной территории, в рамках исторически сложившегося региона, имеет полное право на самоопределение, т.е. на выделение данного региона в самостоятельную административную единицу и на последующее изменение статуса этой территории вплоть до образования нового субъекта федерации или даже суверенного государства. Естественно, при соблюдении законов, интересов меньшинств, прав человека, демократических принципов. Единица суверенности - все, без изъятия, население данного региона, хотя фактически там могут доминировать определенный этнос или религиозная община.

Успешное построение целостного суверенного государства возможно лишь при опоре на нравственные ценности и взаимоотношения между людьми и народами на основаниях соборности, солидаризма, интернационализма.

 

1.3. Современные угрозы  территориальной целостности России.

 

Проблема сохранения территориальной целостности России во все времена остро стояла перед государством. Обширные территориальные масштабы переходили в наследство современникам, а потом передавались будущим поколениям. Задача сохранить территорию Отечества, сберечь ее для потомков – всегда рассматривалась у нас как общенациональная задача.

Выполнение задачи сохранения территориальной целостности Российской Федерации, то есть обеспечение незыблемости и неприкосновенности ее границ, стоит в прямой зависимости от угроз, несущих опасность целостности территории государства. В практике идентификации таких угроз доминируют в основном военные угрозы, территориальные претензии со стороны сопредельных государств, пограничные споры, риски экономических ударов, сепаратизм.

Угрозы для территориальной целостности РФ существуют как внутри страны, так и в международном пространстве – политическое давление на РФ из-за рубежа.

По — новому взглянуть на территориальные проблемы российского государства позволяет и глубокий анализ опасностей и угроз внутреннего характера. Причем, оказывается, что этих проблем намного больше, чем это представлялось раньше. Например, целостности России особую опасность, которая явно недооценивается в нашем обществе, представляет развитие миграционных процессов, под влиянием которых из России на Запад устремляются лучшие представители нации, а в страну широким потоком бесконтрольно хлынули иммигранты с южных границ государства, а также со стороны Китая, Северной Кореи и Вьетнама.

Особенно неблагоприятная ситуация в этой связи возникла в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Там катастрофическими темпами убывает коренное население и на этом фоне быстро растет количество иммигрантов из азиатских стран. И, как отмечают эксперты, скоро может наступить момент, когда в восточных регионах страны будут доминировать пришлые народы и вопрос отделения этих территорий может остро встать перед российской властью.

Угрозу территориальной целостности России создала цепная реакция национально-этнических конфликтов и «парада суверенитетов» на ее территории после распада Советского Союза. Во многом этому способствовало известное заявление Бориса Ельцина, обращенное к национальным республикам в составе России: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить». Положение усугублялось активизацией деятельности на территории этих республик террористических организаций, различного рода сепаратистских сил ваххабитского толка, их тайная финансовая поддержка из-за рубежа.

И только президенту Владимиру Путину удалось создать относительно эффективный механизм разрешения и предотвращения национально-этнических конфликтов и несколько ослабить этническую напряженность в стране. Главным достижением в этом плане стала определенная стабилизация ситуации в Чеченской Республике, и других республиках Северного Кавказа. Вместе с тем, этническая ситуация в РФ по-прежнему остается достаточно сложной и потребуется еще немало времени и усилий, чтобы закрепить наметившиеся положительные тенденции в этой области и полностью нормализовать национальные отношения в стране.

Уже длительное время Россия настойчиво добивается юридического ограничения потенциальных угроз для стратегического ядерного потенциала РФ со стороны создаваемой США Евро-ПРО. В то же время, до последнего времени у нас явно недооценивалась такая угроза территориальной целостности, тому же ядерному потенциалу, как риски экономических ударов. Вот как недавно высказался по этому поводу упомянутый выше Збигнев Бжезинский: Россия может иметь сколько угодно ядерных чемоданчиков и ядерных кнопок, но поскольку 500 млрд. долларов российской элиты лежит в наших банках, вы еще разберитесь: это ваша элита или уже наша? «Я не вижу ни одной ситуации, при которой Россия воспользуется своим ядерным потенциалом», — съязвил Бжезинский.

И очень отрадно, что в Москве осознали угрозу с этой стороны: Государственная Дума РФ 22 февраля 2013 года рассмотрела в первом чтении президентский законопроект, запрещающий чиновникам иметь счета (вклады) в иностранных банках, в том числе в США, за пределами России. Законопроект запрещает лицам, «принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности РФ», иметь и открывать счета (вклады), хранить наличные средства в иностранных банках, расположенных за пределами России, а также владеть государственными ценными бумагами других стран, облигациями и акциями иных иностранных эмитентов на праве собственности.

Одним словом, проблем в обеспечении территориальной целостности РФ достаточно, и все они, по своему, важны. Одним из слабых мест, снижающих эффективность обеспечения территориальной целостности любого государства, в том числе и РФ, является то, что еще не получили необходимого развития теоретико-правовые основы данного вопроса, равно как и его конкретное международно-правовое регулирование. Недостаточно развит понятийный аппарат в данной области. Как следствие, отсутствует цельная и стройная концепция развития международного права, отвечающая современным потребностям обеспечения территориальной целостности государства.Требуется, именно комплексный подход в данном вопросе, выработке соответствующих научно-обоснованных рекомендаций, имеющих определяющее значение для обеспечения безопасности РФ, ее территориальной целостности, а также для ее взаимоотношений с другими государствами.

 

 

Глава 2. Обеспечение безопасности государства в современном мире и в Российской Федерации.

 

2. 1. Государственная и  национальная безопасность.

 

Основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, однако одной из основных вторичных потребностей в его иерархии-пирамиде является потребность в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.

Безопасность выступает как сложное многогранное понятие, проявляющееся в уровне защищенности жизненно важных интересов всех структур общества от внутренних и внешних угроз. Объектом безопасности как деятельности являются угрозы в виде экономических, военных, экологических, национальных, а конкретными носителями этих угроз являются природные и социальные процессы в обществе.

Международная безопасность – это такое состояние системы международных и военно-политических отношений, которое гарантирует безопасность каждой стране, ее функционированию как целостной системы, исключает угрозу возникновения военных конфликтов и обеспечивает разрешение возникающих противоречий путем принятия определенных соглашений без нарушения суверенитета и целостности. Внешняя и внутриполитическая деятельность каждой страны строится с учетом объективно существующих национальных интересов, возникновения потенциально возможных угроз этим интересам и необходимостью противодействия этим угрозам.

Национальная безопасность – это обеспечение физического выживания общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности государства. Национальная безопасность включает создание гражданами данного общества необходимых условий для нормальной цивилизованной жизни, свободного развития человека и его самовыражения.

Понятие «национальная безопасность» впервые было применено президентом США Т. Рузвельтом в 1904 г. при обосновании военной акции присоединения зоны в районе будущего Панамского канала. В последующем термин «национальная безопасность» стал периодически использоваться при оценке различных событий: военно-политическая безопасность; экологическая безопасность; безопасность возникновения стихийных бедствий и т. д.

Национальная безопасность включает в себя:

  • государственную безопасность — понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;
  • общественную безопасность — понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;
  • космическая безопасность - понятие, выраженное в уровне защищённости планеты;
  • техногенную безопасность — уровень защищенности от угроз техногенного характера;
  • экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;
  • продовольственную безопасность;
  • экономическую безопасность;
  • энергетическую безопасность;
  • информационную безопасность;
  • безопасность личности.

Информация о работе Целостность и безопасность государства