Цели, задачи, направления и эффективность агропродовольственной политики Правительства России в настоящее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Целью работы поставлено исследование действующей нормативной базы, направленной на регулирование агропромышленного комплекса в России, выявление целей, задач и эффективности выбранного направления.
Способом достижения поставленной цели работы послужит решение следующих задач:
1. Определение общей картины АПК России.
2. Исследование возможных перспектив дальнейшего состояния агропромышленного комплекса.
3. Характеристика современного состояния уровня государственного регулирования АПК.

Содержание работы

Введение 3
Характеристика АПК России. 5
Перспективы развития АПК в РФ. 8
Государственное регулирование АПК на современном этапе. 12
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

АПК РФ.docx

— 38.96 Кб (Скачать файл)

Целью данной Концепции является дальнейшее развитие аграрной науки  путем совершенствования системы  управления и сети научно-исследовательских  учреждений, углубления фундаментальных  и приоритетных прикладных исследований для разработки конкурентоспособной  научно-технической продукции, усиления инновационного процесса участия науки  в освоении научных разработок в  производстве, обеспечивающих эффективное  развитие агропромышленного комплекса  Российской Федерации.

 

 

3.  Государственного регулирования АПК на современном этапе.

 

Сегодня развитие сельского  хозяйства в нашей стране рассматривается  в качестве одного из приоритетных национальных проектов. Это говорит  о том, что, с одной стороны, в  аграрной сфере накопилось множество  серьезных проблем, требующих своего решения, в том числе и на законодательном  уровне, а с другой - что идет поиск  новых подходов к формированию аграрной политики государства и определению  направлений его воздействия  на экономические процессы.  Об этом свидетельствует не только ряд законодательных  актов, принятых в сфере аграрной политики, а в целом цели и задачи, которые ставятся.

Стратегическими задачами агропродовольственной  политики государства являются:

в экономической области  – формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующего  продовольственной безопасности страны, обеспечивающего интеграцию в мировое  сельскохозяйственное производство и  рынки продовольствия;

в социальной области –  повышение качества жизни сельского  населения, развитие социальной инфраструктуры села;

в экологической области  – производство экологически чистых продуктов питания и сохранение природных ресурсов для аграрного  производства на основе повышения его  технологического уровня и внедрения  ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Поддержание стабильности продовольственного обеспечения страны:

осуществление мер по ускоренному  восстановлению производства зерна  как основы устойчивости агропродовольственного рынка;

создание страховых запасов  базовых продовольственных продуктов;

оказание продовольственной  помощи отдельным территориям, оказавшимся  в зоне чрезвычайного продовольственного положения;

поддержка завоза продовольствия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории.

Обеспечение единства агропродовольственных  рынков в стране:

установление режима беспрепятственного перемещения товаров, услуг и  ресурсов по всей территории страны;

проведение единой антимонопольной  политики в секторе;

поддержка формирования и  регулирование рынков агропродовольственной  продукции.

Проведение структурной  политики:

содействие повышению  конкурентоспособности отечественных  товаропроизводителей;

исправление накопленных  структурных деформаций путем реструктуризации неэффективных и убыточных предприятий  АПК.

Проведение эффективной  внешнеэкономической политики:

осуществление разумного  протекционизма при импорте продовольствия;

поддержка включения в  мировые рынки отечественной  сельскохозяйственной продукции и  продовольствия;

привлечение зарубежных инвестиций в агропродовольственный сектор.

Проведение единой земельной  политики:

разработка общих принципов  земельной политики в сельском хозяйстве;

формирование земельного законодательства;

ведение общегосударственного земельного кадастра;

ведение единой системы регистрации  недвижимости;

Проведение единой технологической  политики:

поддержка элитного семеноводства, племенного дела и мелиорации земель;

установление единых государственных  стандартов в АПК;

реализация целевых программ, обеспечивающих технологический и  технический прогресс в АПК;

формирование и финансирование фундаментальных и приоритетных прикладных исследований в аграрной сфере;

поддержка наиболее эффективных  и ресурсосберегающих технологий.

Проведение кадровой политики – системы подготовки и переподготовки кадров, регулирование миграции в  сельской местности.

Информационное обеспечение:

создание и поддержание  единой государственной системы  информационного обеспечения агропродовольственных  рынков;

обеспечение мониторинга  результатов проведения аграрной политики;

пропаганда отечественной  продукции и технологий за рубежом.

Проведение единой финансовой политики:

формирование многоканальной системы финансирования капитальных  вложений;

концентрация государственных  ресурсов на приоритетных направлениях развития агропромышленного производства.

Методическое и организационное  обеспечение структурных и институциональных  преобразований в АПК.

Разработка единой системы  бухгалтерского и статистического  учета в отраслях АПК.

Осуществление общегосударственных  контрольных функций в отрасли - ветеринарный, технический контроль, контроль в семеноводстве и племенном  деле и проч.

Однако постановка целей  это только начало. Анализ причин аграрного  кризиса позволяет сделать вывод  о том, что только на основе преобразования форм собственности невозможно обеспечить динамичное развитие агропромышленного  производства. Обязательными условиями  выхода из кризиса являются:

восстановление управляемости  агропромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом, повышение  роли Министерства сельского хозяйства  и продовольствия РФ как организатора и координатора многих функций АПК;

рациональное сочетание  крупных, средних и мелких хозяйств и предприятий различных форм собственности, а также поддержание  эффективного разделения производства между этими формами хозяйствования;

обеспечение и поддержание  ценового паритета в АПК между  сельским хозяйством и промышленностью;

достаточный для поддержки  аграрного сектора и использования  достижений научно-технического прогресса  уровень инвестиций;

развитие кооперативных  форм и связей;

эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств;

гибкое сочетание рыночных принципов с государственным  воздействием на их реализацию и социальную направленность;

преодоление движения к монополизму  со стороны партнеров сельского  хозяйства по АПК и коммерческих структур;

система мер по защите отечественного товаропроизводителя.

Одна из важнейших стратегических целей аграрной и экономической  реформы в целом заключалась  в замене административно-распорядительных методов хозяйствования преимущественно  экономическими, основанными на законах  рынка. Эта цель отвечала потребностям развития экономики, являлась неизбежной с точки зрения исторической перспективы. Соответственно это предполагало изменение  роли государства, сокращение масштабов  государственной собственности, формирование системы, при которой заинтересованным и ответственным субъектом экономики  становится непосредственный производитель. Не менее значимой стратегической целью  аграрного реформирования, непосредственно  связанной с рассмотренной, было создание многоукладной экономики, необходимой для развития рыночных отношений в аграрной сфере.

Среди позитивных результатов  преобразований в первую очередь  следует отметить создание сектора  крестьянских хозяйств, расширение землепользования граждан (владельцев личных подсобных  хозяйств, садово-огородных участков и т. д.). Воссоздание крестьянского уклада явилось, безусловно, положительным процессом, как и расширение прав крестьян в области землевладения и землепользования. Позитивным было и расширение спектра форм хозяйствования—возникновение в структуре аграрного сектора наряду с крестьянскими хозяйствами товариществ с ограниченной ответственностью, новых типов кооперативов, ассоциаций крестьянских хозяйств и т. д. Развивается сельское предпринимательство.

В сельском хозяйстве проведена  земельная реформа и реорганизация  сельхозпредприятий. Паевой раздел земли  и имущества обеспечил ликвидацию государственной монополии на землю, превращение сельхозпредприятий в  юридически независимые от государства  хозяйствующие субъекты.

В результате преобразований в сельском хозяйстве около 62% сельхозугодий  перешло в частную собственность. Основными производителями товарной сельскохозяйственной продукции являются крупные предприятия, которые существенно  изменили хозяйственное поведение: стали более адекватно реагировать  на рыночные сигналы, учитывать спрос, искать выгодные каналы сбыта своей  продукции. Совершенствуется характер управления агробизнесом, повысилась финансовая ответственность за его  результаты. Идет процесс становления  сектора крестьянских (фермерских) хозяйств, который хотя и остается небольшим по объемам производства (около 2,2%), но дает возможность вести  предпринимательскую деятельность наиболее активной части сельского  населения.

Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования  и рыночных рычагов, вызывает необходимость  разработки теории и совершенствования  практики государственного воздействия  на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных  с ним отраслях.

Государственное регулирование  в АПК предполагает осуществление  его преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора применительно к условиям переходного периода; содействие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства. Задачам овладения рыночным механизмом и методами государственного регулирования в условиях рынка будет отвечать принципиально новая система управления АПК. В этих целях целесообразно осуществить переориентацию государственных функций от управления предприятиями и отраслями к экономическому регулированию взаимодействия между субъектами рыночного хозяйства.

Государственное регулирование  АПК обязательно включает и внешнеэкономическое  направление. Оно в качестве одной  из важнейших задач имеет защиту отечественного сельского хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного протекционизма должны зависеть от состояния сельскохозяйственного  производства и рынка по отдельным  товарам и товарным группам, от насыщения  рынка и конкурентоспособности  отечественной продукции.

В будущем представляется вполне реальным повышение экспортных возможностей аграрного сектора  России. В частности, перспективным  ресурсом для экспорта является зерновое хозяйство, где можно добиться радикального перелома при наличии ряда условий—коренной реорганизации закупочной системы, создания лучшей складской и транспортной инфраструктуры, экономии посевного  материала, а также при достижении паритета цен на сельскохозяйственную продукцию с ценами на средства производства. При этих условиях зерновое хозяйство  в перспективе сможет выделять экспортные ресурсы.

Заметные изменения происходят и в подходах к государственному регулированию аграрного сектора  на федеральном и региональном уровнях. От прямого вмешательства в производственные процессы и управление хозяйственной  деятельностью товаропроизводителей государственные органы переходят  к экономическим методам регулирования. Арсенал таких мер аграрной политики все более совершенствуется и  обогащается с развитием рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании все выше сказанного можно сделать вывод: Современное сельское хозяйство  это высокотехнологичная отрасль, тесно связанная с наукой и  техникой. Проблемами данной отрасли  занимаются отдельные институты  и университеты. Исследования в области  селекции и генетики позволяют создавать  более продуктивные сорта растений и породы животных, устойчивые к  различным заболеваниям и другим неблагоприятным факторам. Машиностроение создает новую высокоэффективную  сельскохозяйственную технику, позволяющую  автоматизировать такие трудоемкие операции как, распашку земли, уборку урожая. Применение информационных технологий в сельском хозяйстве, в частности  в животноводстве позволяет проводить  оперативный мониторинг всех жизненных  показателей животных и на ранних стадиях выявлять заболевания.

Сельское хозяйство уже  давно требует к себе более  пристального взгляда со стороны  правительства. Наряду с промышленной, энергетической отраслями является основополагающей для экономики  любого государства. История сельского  хозяйства начинается в доисторические времена. Развитие сельскохозяйственных технологий, внедрение новых способов растениеводства и животноводства сопровождалось увеличением объема производимой продукции и в конечном итоге приводило росту экономики  государств в целом. Эта отрасль  широко развита и требует к  себе много внимания. Без нее не было бы таких необходимых повседневных вещей на столе, как хлеб, молоко и большое множество овощей и  фруктов. Для их приготовления и  доставки до нашего стола проходит очень много времени. Не из - за того, что кто-то не успевает доставить  их быстро и не принужденно, а потому что процесс выращивания, обработки  и приготовления занимает длительное время.

Важнейшими проблемами агропромышленного  комплекса, требующими к себе наиболее пристального внимания со стороны государства, являются острый дефицит высококвалифицированных руководителей, специалистов и рабочих, что сдерживает широкое использование в отрасли современных технологий; а также обеспечение отрасли качественной техникой и оборудованием.

Информация о работе Цели, задачи, направления и эффективность агропродовольственной политики Правительства России в настоящее время