Цели, задачи, направления и эффективность агропродовольственной политики Правительства России в настоящее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Целью работы поставлено исследование действующей нормативной базы, направленной на регулирование агропромышленного комплекса в России, выявление целей, задач и эффективности выбранного направления.
Способом достижения поставленной цели работы послужит решение следующих задач:
1. Определение общей картины АПК России.
2. Исследование возможных перспектив дальнейшего состояния агропромышленного комплекса.
3. Характеристика современного состояния уровня государственного регулирования АПК.

Содержание работы

Введение 3
Характеристика АПК России. 5
Перспективы развития АПК в РФ. 8
Государственное регулирование АПК на современном этапе. 12
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

АПК РФ.docx

— 38.96 Кб (Скачать файл)

 

Филиал НОУ ВПО 

«Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических  связей,

экономики и права»

в г.Калининграде   

 

 

 Контрольная работа

по дисциплине:

«Продовольственная безопасность и продовольственная политика »

На тему:  « Цели, задачи, направления и эффективность  агропродовольственной политики Правительства  России в настоящее время.»

 

 

  

 

Студентки 4 курса

Экономического  факультета

Группы 59 –МВ

Кушныренко  М.Ю.

 
 

 

 

 

Калининград

2012г.

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                      3          

  1. Характеристика АПК России.                                                         5   
  2. Перспективы развития АПК в РФ.                                                  8
  3. Государственное регулирование АПК на современном этапе.    12

Заключение                                                                                                 19

Список литературы                                                                                   21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

90-е годы XX века в России  были ознаменованы жесточайшим  экономическим кризисом сельского  хозяйства. Толчком к этому  послужил переход государства  к рыночной экономике, вследствие  чего произошла смена форм  собственности, последовал распад  колхозов и совхозов, на смену  которым пришли акционерные общества  и другие формы хозяйствования.

Если рассматривать произошедшие перемены в политическом и экономическом  строе нашей страны в целом, нельзя не оценить их как явно положительные. Принятие Конституции 1993 года, направленной на создание демократического правового  государства; признание прав и свобод человека и гражданина в соответствии с нормами международного права; установление права частной собственности. Все эти факторы должны служить  формированию благополучного общества, а соответственно – процветающего  государства. Но, к сожалению, данные перемены не пошли во благо сельскому  хозяйству России, до той поры успешно  развивавшемуся и процветавшему, что  подчеркивает важность рассматриваемой  темы работы.

В результате реформ на протяжении последних лет экономическое  положение сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности ухудшается с каждым годом. Снижаются посевные площади, уменьшается поголовье  скота, растет кредиторская задолженность, происходит существенный износ материально-технической  базы. В связи с этим в настоящее  время сельское хозяйство требует  к себе повышенного внимания со стороны  государства. И суть проблемы уже  вышла за рамки её экономической  стороны. Особый акцент следует сделать  на человеческом факторе: низкий уровень  жизни на селе, падение доходов  работающих граждан ниже допустимого  уровня повлекли за собой отток граждан, и прежде всего отток молодежи, в связи с чем появился дефицит  квалифицированных кадров. Данная проблема тем острее, что её невозможно устранить  исключительно законодательным  путем. В последние годы сформировалось ложное представление о том, что  любую проблему можно решить путем принятия соответствующего федерального закона. Практика это опровергает. Закон лишь нормативно закрепляет сложившиеся или назревшие в обществе отношения, придает правовую определенность тому, что составляет общественный или групповой интерес. Абстрактно написанный закон не будет воспринят обществом.

Целью  работы поставлено исследование действующей нормативной  базы, направленной на регулирование  агропромышленного комплекса в  России, выявление целей, задач и  эффективности выбранного направления.

Способом достижения поставленной цели работы послужит решение следующих  задач:

1.  Определение общей картины АПК России.

2.  Исследование возможных перспектив дальнейшего состояния агропромышленного комплекса.

3.  Характеристика современного состояния уровня государственного регулирования АПК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристики АПК России.

Агропромышленный комплекс (АПК) — крупнейший межотраслевой  комплекс, объединяющий более 10 отраслей экономики, направленный на получение  и переработку сельскохозяйственного  сырья. АПК затрагивает интересы практически всего населения  России, непосредственно касается 38,7 млн. сельских жителей, обеспечивающих функционирование более 18 миллионов  различных сельскохозяйственных организаций, предприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в 155 тысячах сельских населенных пунктах. 
 
 Доля сельского хозяйства в ВВП составляла к началу 2008 года около 7-8%. 
В сельском хозяйстве и пищевой промышленности России занято около 10 млн. человек, что составляет 15% от общей численности работающих. В подсобных хозяйствах занято еще 23,5 млн. человек. 
Имеется чрезмерная зависимость от импорта продукции АПК. Особенно возрастают физические объемы импортных закупок мяса и мясных продуктов, доля которых достигает 40%. При вступлении России в ВТО на стандартных условиях, по мнению экспертов, у России практически не окажется средств противодействия этой тенденции. 
На сегодняшний день современное состояние АПК – это медленное восстановление после провала 90-х гг. Возможности для роста используются недостаточно, хотя потенциал комплекса - очевиден. В последнее время принятые меры по улучшению экономических условий развития сельского хозяйства позволили обеспечить в 2007 году рост производства продукции и повышение эффективности отрасли. Речь, прежде всего, идет об увеличении производства мяса, молока, существенной поддержке развития малых форм аграрного бизнеса, а также строительстве жилья на селе для молодых специалистов. В значительной мере этому способствовала реализация приоритетного национального проекта в области АПК, активизация инвестиционной деятельности, государственная поддержка растениеводства и животноводства, развитие долгосрочных и краткосрочных форм кредитования малых и средних сельскохозяйственных предприятий. Реализуются федеральные целевые программы по повышению плодородия почв и социальному развитию села, а также различные региональные программы. 
Важным моментом с точки зрения отношения государства и общества к проблемам отрасли стало принятие в конце 2006 года закона «О развитии сельского хозяйства в Российской Федерации». Главной его составной частью является государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственного рынка на 2008-2012 годы.  
Вместе с тем, еще нельзя сказать, что произошли необратимые позитивные изменения в агропромышленном комплексе России. Продолжается процесс снижения темпов развития сельскохозяйственного производства, ухудшается состояние производственного потенциала сельского хозяйства: земли, основных фондов, а также кадрового потенциала. 

Преимущества отрасли 
1. большие площади сельскохозяйственных земель;  
2. имеются возможности производства экологически чистых продуктов; 
3. наличие трудовых ресурсов. 

Проблемы отрасли 
 
Экономическая ситуация в агропромышленном комплексе остается сложной. Низкий уровень цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию, недостаточный спрос на нее, конкуренция со стороны импорта, бессистемное реформирование предприятий АПК обусловили резкое снижение производственного потенциала сельского хозяйства и всех отраслей агропромышленного комплекса. 
Основные проблемы сельского хозяйства заключаются в следующем: 
·    слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК и производственной инфраструктуры комплекса; 
·    большая часть сельскохозяйственный угодий находится в зоне рискового земледелия 
·    разрушение материально-технической базы (старение машинно-тракторного парка, разрушение животноводческих комплексов); 
·    усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса; 
·    рост цен на энергоресурсы и ГСМ; 
·    деградация земельных ресурсов; 
·    диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленную продукцию; 
·    недостаточная развитость дорожной сети в области; 
·    недостаточная развитость сфер деятельности и занятости населения вне сельскохозяйственного производства (малый бизнес, рекреация); 
·    высокий уровень самозанятости сельского населения в личных подсобных хозяйствах в ущерб более производительным формам ведения хозяйства; 
·    более высокий, в сравнении с городом, коэффициент депопуляции населения; 
·    неразвитость социальной инфраструктуры, снижение доступности для сельского населения профессиональных образовательных услуг, услуг сферы здравоохранения, культуры; 
·    отсутствие последовательной системы государственной поддержки аграрного производства и недостаточное бюджетное финансирование АПК; 
·    угроза перехода значительных слоев сельского общества области на образ жизни, характерный для «социального дна».

 
Основные сферы АПК 
 
1) непосредственное производство сельскохозяйственной продукции;  
 
2) отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству технику, материалы, энергетические ресурсы, обеспечивающие научную информацию;  
 
3) отрасли по переработке, хранению, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции;  
 
4) пищевая промышленность.

 
2.  Перспективы развития агропромышленного комплекса в Российской Федерации.

 

Исследования показывают, что процесс развития или отставания экономики, в том числе аграрного  сектора, не случаен, а определяется, качеством системы государственного управления. Цель государственного управления в области экономики — создание условий для эффективного функционирования предприятий национального хозяйства. В частности, состояние аграрного  сектора зависит от того, насколько  обоснованными будут отношения  между государством и хозяйственными формированиями отрасли.

Опросы руководителей  и специалистов аграрного сектора  в России показывают, что большинство  из них государственные меры по развитию отрасли сводят к оказанию финансовой помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям. Между тем, успехи развитых стран  в области сельского хозяйства  связаны с комплексным характером поддержки, оказываемой государством своим сельхозтоваропроизводителям.

Сегодня все чаще приходят к тому, что основную роль в регулировании  АПК должно взять на себя государство, не предоставляя тех широких полномочий на самостоятельные действия регионам, которыми последние наделены сегодня. Изучая передовой опыт в области аграрной политики. В целом, сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости коренной перестройки аграрной политики России. Практика показала, что меры косметического характера, вытекающие из курса минимизации роли государства в экономике, на которые в период реформ делалась ставка, не способны обеспечить выход из кризиса, а также высокую эффективность и конкурентоспособность отрасли. Об этом убедительно свидетельствует общемировая тенденция усиления роли государства в развитии аграрного сектора.

Для поиска путей формирования аграрного сектора России, отвечающего  современным требованиям, решающее значение имеет правильное определение  причин, препятствующих его подъему. Выводы исследователей проблемы развития АПК свидетельствуют, что развитие данной отрасли, главным образом, сдерживают 2 фактора: отсутствие приемлемых условий  хозяйствования; отсутствие на селе института  местного самоуправления. Эти базовые  факторы тесно взаимосвязаны: подъем аграрного сектора способствует развитию социальной сферы села; развитие местного самоуправления содействует  развитию социальной инфраструктуры и  сельского хозяйства.

Особенность этих факторов в том, что они формируются  системой государственного управления. В связи с этим состояние экономики  аграрного сектора определяется тем, насколько сама система государственного управления отраслью адаптирована к  рыночным условиям.

Одной из проблем АПК, требующих  наиболее пристального внимания со стороны  государства — это обеспечение  отрасли высокопроизводительной и  качественной техникой и оборудованием.  Кроме того, для благополучного развития агропромышленного комплекса необходимо принять ряд мер для преодоления  кризисной ситуации в состоянии  кадрового потенциала сельского  хозяйства.

Острый дефицит высококвалифицированных  руководителей, специалистов и рабочих  сдерживает широкое использование  в отрасли современных технологий. Поэтому главным приоритетом  при распределении финансовых ресурсов должно стать укрепление кадровой базы аграрного сектора. В обратном случае все усилия, предпринятые государством на обеспеченность села современной  техникой и оборудованием не приведут к ожидаемому результату.

Конечно, нельзя не отметить, что как государством, так и  регионами предусматривается ряд  мер, направленных на устранение кадровой проблемы в сельской местности. В  частности, следует отметить положения  федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". Мероприятия  Программы направлены на решение  следующих основных задач:

Ø  улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

Ø  стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

Ø  улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний и поддержания высокой работоспособности;

Ø  повышение роли физкультуры и спорта для профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;

Ø  повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;

Ø  активизация культурной деятельности на селе;

Ø  развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;

Ø  повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности;

Ø  расширение сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием и их благоустройство;

Ø  повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

В целом же в России, как  и во всем мире, аграрное производство является крупнейшей жизнеобеспечивающей  сферой народнохозяйственного комплекса. Его состояние и экономическая  эффективность функционирования оказывают  решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения и благосостояния народа. Прогресс в аграрном секторе неразрывно связан с развитием перспективных  наукоемких отраслей. В связи с  этим Минсельхозом России разработана  Концепция развития аграрной науки  и научного обеспечения агропромышленного  комплекса РФ на период до 2025 года.

Информация о работе Цели, задачи, направления и эффективность агропродовольственной политики Правительства России в настоящее время