Внебюджетные фонды Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 06:13, реферат

Описание работы

Внебюджетные фонды — один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Файлы: 1 файл

Внебюджетные фонды Республики Казахстан.docx

— 41.51 Кб (Скачать файл)

В результате реформирования пенсионной системы в Республике Казахстан были созданы так называемые накопительные пенсионные фонды, формирующие свои активы за счет привлечения средств населения.

Накопительный пенсионный фонд – это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по привлечению пенсионных взносов и пенсионным выплатам, а также по инвестиционному управлению пенсионными активами в порядке, установленном законодательством РК.

Накопительные пенсионные фонды аккумулируют обязательные взносы вкладчиков и размещают их различного рода ценные бумаги, формируя тем самым инвестиционный портфель фонда. Они делятся на государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) и негосударственные накопительные пенсионные фонды (ННПФ).

Кроме вышеуказанных видов можно также выделить открытые и корпоративные НПФ.

Деятельность пенсионных фондов основывается на следующих принципах:

— частное управление фондами и возможность свободного выбора фонда вкладчиками;

— простота, надежность и прозрачность;

— строгое регулирование и надзор со стороны уполномоченных государственных органов;

— операционная эффективность;

— предоставление информации вкладчику о размере его пенсионных накоплений.

НПФ в процессе осуществления своей деятельности могут производить сбор пенсионных взносов, получать комиссионные вознаграждения за свою деятельность и осуществлять иные права согласно условиям пенсионного договора, заключать договора с организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами.

Накопительный пенсионный фонд в Казахстане не имеет права совмещать свою основную деятельность со следующими видами:

— производство;

— торговля движимым и недвижимым имуществом, за исключением ценных бумаг и других финансовых инструментов;

— страхование;

— передача в залог пенсионных активов;

— выпуск ценных бумаг, кроме акций;

— выпуск золотой акции фонда.

1.3 Страховые организации

Страховая компания представляет собой коммерческую организацию, осуществляющую свою деятельность по заключению и исполнению договоров страхования на основании соответствующей лицензии. В Казахстане страховые организации создаются в форме АО, учредителями и акционерами которых могут быть физические и юридические лица – резиденты и нерезиденты РК. Государство также может выступать учредителем страховой, но только в лице Правительства РК. При этом организации, более 50 % уставного капитала которых принадлежит государству, не могут быть в числе учредителей и акционеров.

Уставной капитал страховой организации оплачивается исключительно деньгами в национальной валюте. При этом запрещается использования для оплаты акций привлеченных и заемных средств. Страховые организации формируют свои ресурсы за счет страховых взносов и направляют накопленные средства на осуществление инвестиционных вложений. В Казахстане существуют, определяют требования по ограничению диферсификации инвестиционного портфеля страховых компаний, где указывается лимиты вложений в те или иные ценные бумаги. Диверсификация – процесс формирования портфеля ценных бумаг путем такого подбора характеристик их надежности и доходности, который позволит минимизировать общий риск инвестиций.

Одной из характеристик особенностей страховых компаний является специфическая форма привлечения средств – продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают, прежде всего, в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги. Они также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству. Максимальный объем обязательств страховой организации по отдельному договору страхования не должен быть больше 10 % от суммы собственного капитала и страховых резервов, предназначенных исключительно для осуществления страховых выплат, связанных с исполнением обязательств по действующим договорам страхования.

Внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды представляет собой одну из форм перераспределения и использования финансовых средств, которые государство привлекает для финансирования определенных общественных потребностей и расходует на основе оперативной самостоятельности. Эти фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка потому что, во-первых, использование денежных средств зачастую не совпадает со временем их образования, а во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат того или иного фонда.

В Казахстане к государственным внебюджетным фондам относятся:

— Пенсионный фонд

— Государственный фонд содействия занятости населения

— Фонд социального страхования

— Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Пенсионный фонд. Основными его задачами являются:

• Целевой сбор и накопление средств для выплаты пенсий и пособий на детей, организация их финансирования;

 • Участие на договорной  основе в финансировании республиканских  и региональных программ по  социальной поддержке населения;

• Расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования.

С 1993 года он подчинен Министерству социальной защиты. В 1994 году Пенсионный фонд был включен в бюджет, но четыре месяца спустя был из него выведен. С 1995 года Пенсионный фонд становится внебюджетным. Средства пенсионного фонда формируются в основном за счет отчислений страховых взносов работодателей предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью независимо от форм собственности и видов деятельности. Взносы для Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, вместе взятые, составляют 30% от фонда оплаты труда. Из собранных взносов 85% средств – средства Пенсионного фонда, а 15% — Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. Проект бюджета фонда разрабатывается Министерством социальной защиты и передается руководству фонда, в состав которого входят представители Министерства финансов, Национального банка РК, администрации Правительства и Президента. Фонд социального страхования – это центральный фонд ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Создается страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций разных форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Средства Фонда социального страхования формируются за счет отчислений от фонда оплаты труда на государственное социальное страхование. В 1993-1995гг. в данный фонд поступало 15% от общей суммы отчислений. С 1 января 1996 г. Эта цифра снижена до 5%. Средства фонда социального страхования расходуются на выплату разного рода пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, единовременных при рождении ребенка, на погребение). Но основная доля расходов этого фонда приходится на выплату пособий. Государственный фонд содействия занятости бал создан в 1991 г. Как самостоятельная система в рамках государственной службы занятости и предназначался для финансирования проводимых им мероприятий по реализации государственной политики занятости. Постановлением определялось, что его средства в состав госбюджета, то есть фонд является внебюджетным. Тем не менее, в 1993г. Фонд был включен в бюджет, что объяснялось его хорошим финансовым состоянием и возможностью использования излишков средств для нужд бюджета. С мая 1995г. Государственный фонд содействия занятости снова стал внебюджетным. Источниками его средств являются: — Обязательные отчисления предприятий, организаций и учреждений, кооперативов и других работодателей, независимо от форм собственности и хозяйствования в установленном размере от фонда оплаты труда; — Дотации из государственного бюджета, причем условия их предоставления не уточнены; — Добровольные взносы отечественных и иностранных предприятий, общественных организаций и граждан, доходы от коммерческой деятельности и другие поступления; Фонд обязательного медицинского страхования. Постановлением Правительства РК №1295 от 29 сентября 1995 г. Был создан Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) при Правительстве РК, призванный обеспечить предусмотренные законодательством РК права застрахованных граждан в системе обязательного медицинского страхования участвовать в разработке и осуществлении государственной финансовой политике в этой области, а также разрабатывать и осуществлять мероприятия по обеспечению финансовой устойчивости системы и созданию условий для выравнивая объема и качества медицинской помощи, предоставляемой застрахованным гражданам на всей территории Казахстана. Финансовые средства Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве РК находятся в собственности государственной системы медицинского страхования, не входят в состав бюджетов и других фондов, и, соответственно, изъятию не подлежат. Они образуются за счет: — Части страховых платежей работодателей на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Правительством РК; — Нормированного страхового запаса финансовых средств фонда; — Доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда; — Добровольных взносов и дарения юридических и физических лиц; — Других поступлений, не запрещенных законодательством РК. Процент отчислений во внебюджетный фонд в РК

 

    продолжение

— Пенсионный фонд 30%

— Фонд соцстрахования 5%

— Фонд обяз. мед. страх. 10%

-Государственный фонд  содействия занятости 2%

2. Анализ использования  внебюджетных фондов Республики  Казахстан

Анализ использования внебюджетных фондов изучает закономерности нормирования и расходования денежных средств фондов в связи социально-экономическим назначением каждого из них. Задача внебюджетных фондов – определение объема, динамики, структуры доходов и расходов различных фондов, соотношений отдельных источников доходов (направлений расходов) и анализ эффективности функционирования фондов.

Статистическими показателями различных бюджетных фондов являются:

— общий объем доходов, в том числе по источникам;

— прочие доходы;

— общий объем расходов, в том числе по направлениям;

— прочие расходы;

— остаток средств на начало периода;

— остаток средств на конец периода.

В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд обеспечивает выплату пенсий и некоторых видов пособий населению, не участвующему в трудовом процессе. Кроме того, Пенсионный фонд участвует на долговременной основе в финансировании федеральных, республиканских и региональных программ по социальной поддержке населения и осуществляет расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов: самофинансирования и коммерческой деятельности.

Статистика характеризует количественные закономерности, складывающиеся в процессе формирования и использования средств Пенсионного фонда, с помощью системы статистических показателей, к которым относятся:

• общий объем поступлений в Пенсионный фонд, в том числе по источникам:

-страховые взносы;

-средства Республиканского  бюджета РК;

-средства Государственного  фонда занятости населения;

-прочие доходы;

• общий объем расходов, в том числе по направлениям:

-финансирование выплат  пенсий и пособий;

-управленческие расходы  фонда;

-прочие расходы.

Система статистических показателей Фонда занятости населения отражает общий объем поступления (расходования) денежных средств, в том числе по источникам поступления (направлениям расходов). В задачу статистического изучения функционирования Фонда занятости населения входят изучение динамики показателей поступления (расходования) денежных средств фонда, изучение состава, структуры и структурных изменений отдельных составляющих поступлений (расходов) фонда, отражение общих закономерностей формирования фонда.

Поступление средств федерального бюджета в Пенсионный фонд связано с выплатой государственных пенсий и пособий военнослужащим и гражданам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, повышением пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, а также пособий, установленных действующим законодательством.

К прочим поступлениям Пенсионного фонда относятся:

• добровольные взносы граждан и общественных организаций;

• доходы от коммерческих финансово-кредитных операций.

В связи с отсутствием возможности переквалифицироваться или найти работу людям предпенсионного возраста могут быть назначены досрочные пенсии.

Таким образом в РК сложилась система социальных внебюджетных фондов, структура которых представлена на рисунке 1

/>

2.1 Внебюджетные  фонды местных органов управления

Местные финансы представляют собой экономические отношения, посредством которых местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме. Местные финансы являются важной составляющей финансовой системы государства. Они включают местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности местных органов управления.

Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления — маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного самоуправления.

В настоящее время, в условиях рыночных отношений, сфера деятельности местных органов расширяется, и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социального, экономического, экологического, демографического характера.

На местные органы управления возложены важные задачи по претворению в жизнь социальных программ государства.

Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в основном осуществляется за счет местных финансовых ресурсов. Отрасли социально-бытовой инфраструктуры предоставляют населению услуги за счет фондов, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств.

Финансовые отношения в местном звене регулируются Законом «О местном государственном управлении», «Бюджетным кодексом Республики Казахстан», ежегодным «Законом о Республиканском бюджете» и другими законами о хозяйственной и финансовой деятельности.

Важная роль в местных финансах принадлежит местным бюджетам, являющихся финансовой базой многогранной деятельности местных органов власти и управления.

Местные бюджеты (областей, городов, районов) в Казахстане занимают по доходам порядка 47%, а по затратам около 49% от объемов средств государственного бюджета (2004 г.). 78% всех районных и городских (городов областного подчинения) являются дотационными (из 193 таких бюджетов). Согласно Бюджетному кодексу Республики Казахстан местный бюджет включает областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).

Областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, района (города областного значения) столицы является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице.

В бюджетном виде организации финансовых отношений сосуществуют две тенденции:

1) централизация системы  форм и методов управления  движением финансовых ресурсов  как отражение более общего  процесса развития централизованных  начал в управлении экономикой  с целью выхода из кризиса  и стабилизации;

2) децентрализация финансов  с усилением функций местных  органов власти и управления  в формировании и использовании  финансовых фондов.

Вторая тенденция обосновывается приближенностью местных органов к местным условиям, их большей заинтересованностью в социально-экономическом развитии территорий.

Принципом администрирования финансовых отношений является возможность осуществления контрольной функции финансов: чем в меньшей степени определенное финансовое отношение поддается формальному контролю, тем желательнее отнесение его к децентрализованному регулированию, и наоборот, при хорошей контролируемости — к централизованному регулированию.

С другой стороны, регионы представляют собой части единого хозяйственного комплекса, находящегося в определенной соподчиненности и не могут существовать вне него. Содержание и характер регионального воспроизводства определяется основными закономерностями развития всего общественного воспроизводства. Поэтому предполагается необходимость централизма в управлении в разумных, обусловленных реальным состоянием производства пределах.

2.2 Инвестиционные фонды

Инвестиционный фонд (инвестиционная компания) – в этом качестве признается юридическое лицо, которое создается в форме акционерного общества и осуществляет деятельность по привлечению денежных средств посредством выпуска и открытого размещения собственных акций с целью последующего диверсифицированного инвестирования привлеченных средств в ценные бумаги.

В зависимости от взаимоотношений с акционерами инвестиционные фонды делятся на: взаимные фонды – открытый инвестиционный фонд и инвестиционную компанию – закрытый инвестиционный фонд. Акционерами инвестиционного фонда могут быть любые юридические и физические лица. Все акции инвестиционного фонда являются именными.

Информация о работе Внебюджетные фонды Республики Казахстан