Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 06:01, курсовая работа

Описание работы

Выбор темы для моей курсовой работы обусловлен её актуальностью, так как я считаю, что социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, поэтому проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3 – 5
Глава 1. Сущность социальной политики государства…………………...........6 – 26
1.1. Сущность, функции и методы социальной политики государства ………6 – 13
1.2. Основные направления социальной политики ……………………………13 – 24
Глава 2. Особенности социальной политики …………………………………..25 – 43
2.1. Приоритеты социальной политики ………………………….......................25 – 27
2.2. Социальные проблемы России ……………………………………….…….28 – 33
2.3 Стратегии возможного развития социальной политики…………………...34 – 43
Заключение………………………………………………………………………..44 – 45
Список используемой литературы………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.docx

— 58.58 Кб (Скачать файл)

Социальные программы  России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв  общества.

К числу мер общего характера  относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием  ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся  в высших и средних учебных  заведениях и другие виды выплат.

Государственные социальные пособия семьям, имеющим детей  не велики, они составляют около  одного размера оплаты труда (МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях  существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно  и этих пособий. Пособия этого  вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий  являются местный бюджет, но средств  местного бюджета катастрофически  не хватает. При задержке их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют  реальным ценам на товары. Но эти  пособия всё же являются “подпиткой”  для семьи, где не работают, находятся  в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях.

Страховые пособия в связи  с рождением ребёнка.

При рождении ребёнка выплачивается  довольно значительное пособие, что  является существенной поддержкой семье  с новорождённым ребёнком. Единовременное пособие при рождении ребёнка  составляет 9592 рубля и 3 копейки(Федеральный  закон №204-ФЗ»О федеральном бюджете  на 2009 год»а также существует не большое пособие для женщин, ожидающих  ребёнка, материально поощряется их своевременная забота о будущем  ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым  не велико. На такие средства не возможно существование новорождённого с  матерью.

Выплаты взрослым членам семьи.

Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему лицу по некоторым  случаям ухода за инвалидами и  престарелыми, детьми инвалидами, которое  составляет не много более половины МРОТ, что очень мало. Население  редко прибегает к уходу с  работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних  случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим  малолетних детей. Это пособие выплачивается  из средств предприятий и учреждений в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени.

Также дело обстоит и с  выплатами женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи  с ликвидацией организации. Эти  пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты.

В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам  и аспирантам ВУЗов. Также и они  не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.

Пособия по безработице это  особая форма выплат. Эти пособия  в России появились не так давно. Нет отлаженного механизма “присваивания  звания” безработного и выплаты  этого пособия. Средства фонда занятости  ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое  количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице  велико, около МРОТ, и его получение  связано с большими сложностями. В 2009 году государство прибавит денег  безработным россиянам. Сегодня  минимальная величина пособия по безработице составляет 781 рубль. С  нового года она вырастет до 850 рублей. Его максимальная величина увеличится куда значительнее - с нынешних 3124 рублей до 3400 рублей .По данным Роструда, сейчас в России официально зарегистрировано 1 миллион 247 тысяч безработных. В  бюджете на следующий год заложены деньги на 1 миллион 600 тысяч безработных. Это значит, что правительство  предполагает, что работу могут потерять примерно 350 тысяч человек. Но число  безработных в условиях экономического кризиса неуклонно растет, соответственно пособий на всех не хватит.

Стипендия для студентов  ВУЗов равна МРОТ. Жизнь студента на стипендию не возможна без дополнительного  заработка или поддержки родителей. Стипендии лицам пишущим кандидатские или докторские работы примерно соответствует  средней оплате труда.

Особой формой поощрения  студентов и аспирантов ВУЗов  является Президентская стипендия. Она достаточна велика. Для студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ. Но, тем  не менее, при существующем уровне цен  прожить на данные выплаты крайне сложно.

Президент России Дмитрий  Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменении в отдельные  законодательные акты Российской Федерации  в целях повышения уровня материального  обеспечения отдельных категорий  граждан". Закон был принят Государственной  думой 12 декабря и одобрен Советом  Федерации 17 декабря 2008 года. Функционирование пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Также в основном выплачиваются  из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система  пенсионного обеспечения не поставлена на определённый уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились в процентном отношении, что не в  полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения, из-за нестабильности в экономической  сфере. Большинство банков не имеет  прочного запаса средств и не известно будет ли существовать этот банк через  пять-десять лет. Система социального  обслуживания в основном встала на новый уровень в своём существовании. Появилось множество мелких частных  предприятий по обслуживанию населения  по всем необходимым аспектам жизни  человека.

В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных преобразований.

Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны  появилась свобода выбора товаров  и услуг, их форм. Но с другой стороны  все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны.

Существуют проблемы и  в области трудоустройства. Молодые  специалисты не могут устроится  на работу по специальности, а квалифицированные  специалисты уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается  на настроении в обществе. Без средств  к существованию остаются люди преклонного  возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

Среди частных проблем  совершенствования социальной политики основными являются следующие:

  • стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;
  • погашение задолженности работникам по заработной плате;
  • расширение источников финансирования социальных услуг;
  • внедрение адресной системы социальной поддержки населения;
  • введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

Все эти и другие явления  социальной жизни страны негативно  влияют на экономическое и политическое положение государства. Многим социальным преобразованиям необходимо продолжение  или переход к какому-то новому подходу к проблемам жизни  населения России.

2.3. Стратегии возможного развития социальной политики России.

Результаты осуществляемой на сегодняшний день социальной политики, очень противоречивы, на лицо значительные сдвиги в выплатах населению, но тем  не мене уровень нищеты в стране говорит о малой ее эффективности. Поэтому рассмотрим несколько путей  развития социальной системы России.

Стратегия «Инерция».

Эта стратегия складывается стихийно, базируясь на традиционном русском «авось», или «кривая  вывезет». России повезло с ценами на нефть, так, может быть, везение  продолжится и дальше? Пока же будем  копить деньги в Стабилизационном фонде (или в новых фондах, создаваемых  на его базе), распределяя лишь небольшую  часть из них на цели решения только самых неотложных социальных проблем.

Различия в материальном положении россиян будут углубляться. Официально учитываемая заработная плата и сейчас различается в  десятки раз, но дифференциация усиливается  из-за сопоставимых по объему «серых»  выплат. Однако в рыночной сфере  такое положение во многом объективно обусловлено разделением на успешный (крупные госмонополии, экспортеры сырья и обслуживающие их отрасли) и неконкурентоспособный сектор (легкая промышленность, сельское хозяйство, значительная часть машиностроения и оборонки, малый бизнес). В то же время сохраняются административные и коррупционные препятствия  для развития малого бизнеса, доля которого и в ВВП, и в занятости недопустимо  мала и не соответствует требованиям  современной высокоинтеллектуальной экономики. Наиболее острая ситуация в  области заработной платы сложилась  в бюджетной сфере (образование, здравоохранение, культура), а также  в отношении военнослужащих, где  работодатели — государство и  органы местного самоуправления —  пока не нашли оптимального соотношения  между уровнем оплаты труда и  его результатами.

Развитие по инерционному сценарию приведет к маргинализации многих работников (в неконкурентоспособных  секторах и бюджетной сфере), когда  их значительная часть (не менее 20—25 млн. человек) потеряют реальные шансы на эффективную занятость и соответствующую  оплату труда. Опасаясь социального  взрыва, государство будет вынуждено  фактически дотировать мизерную зарплату в этих секторах, принимая на себя дополнительные финансовые обязательства, источником покрытия которых (через налогообложение) станет конкурентная сфера нашей  экономики, что, в свою очередь, еще  больше ее обременит, уменьшая возможности  для дальнейшего развития.

Массированное социальное обременение  грозит конкурентному сектору экономики  и в связи с нынешними тенденциями  в пенсионном страховании и обеспечении. Рост дефицита Пенсионного фонда  во все большей степени покрывается  за счет федерального бюджета. Старение населения и необходимость поддерживать достигнутый уровень пенсий рано или поздно сделают неизбежным либо повышение ЕСН, либо «раскупорку» Стабилизационного  фонда. Оба варианта прямо противоречат долгосрочным экономическим интересам  страны.

Финансовое положение  Пенсионного фонда не позволяет  в обозримой перспективе существенно  повысить пенсии. Максимум, на который  можно рассчитывать, — сохранение нынешнего коэффициента замещения (25%), а также современного реального  содержания пенсий. Это означает, что  отдельно проживающие пенсионеры, как  правило, будут в массе своей  по-прежнему относиться к малообеспеченным слоям.

К этим же слоям будет  относиться и значительная часть  семей с несовершеннолетними  детьми. Несмотря на постоянно повышающиеся размеры единовременного пособия  при рождении ребенка и пособия  по уходу за ним до достижения возраста 1,5 лет, основным каналом поддержки  семей с детьми остается ежемесячное  пособие, выплачиваемое малообеспеченным семьям до достижения ребенком возраста 16 лет (а при продолжении очного обучения — 18 лет). Оно передано в ведение регионов, и его размер колеблется, как правило, от 70 до 200 руб., что явно недостаточно. Ситуацию усугубляет и выплата ежемесячного пособия в денежной форме, не позволяющая региональным властям оказывать помощь «в натуре», что зачастую более предпочтительно в отношении детей из неблагополучных семей.

Как показывают обследования, «монетизация льгот» практически не повлияла на снижение уровня бедности в России из-за сохранения категориального  подхода к социальной помощи, никак  не связанного с уровнем дохода семьи  льготника. Если и в дальнейшем в  этой сфере не произойдет принципиальных изменений, то увеличение размера ежемесячных  денежных выплат, введенных для «федеральных»  и части «региональных» бюджетников, в лучшем случае не будет превышать  показатель инфляции.

Сложившиеся тенденции не способствуют снижению в перспективе  социального неравенства как  в плане доступа к социальным услугам, так и с точки зрения денежных доходов. Структура российского  общества останется неизменной:

  • 1-2% населения — богатые;
  • 15-20% — средние классы (доходы позволяют делать сбережения, широко пользоваться кредитными механизмами, обладать собственной квартирой, автомобилем и дачей, образ жизни предполагает заботу о собственном здоровье, вложение денег в свое образование и образование детей, участие в программах дополнительного медицинского и пенсионного страхования, отдых за пределами места жительства, активное участие в местном самоуправлении и т.п.);
  • 60-65% — промежуточный слой между средними классами и бедностью (жизнь от зарплаты до зарплаты, стесненность в расходах на высококачественные продукты питания и товары длительного пользования, практически случайный доступ к качественным услугам образования и здравоохранения, высокая вероятность потери доходов и соответственно сползания в бедность);
  • 15-20% — бедность (борьба за выживание, невозможность доступа к качественным социальным услугам);
  • 5-7% — социальное «дно» (беспросветная нищета, окончательная люмпенизация).

Такая социальная структура  не гарантирует общественной стабильности, не может обеспечить и перелом  к лучшему с точки зрения поддержания  доверил в треугольнике «общество  — государство — бизнес».

Стратегия «Рантье».

В рамках данной стратегии  социальная политика предполагает существенное усиление перераспределительных функций  государства без проведения модернизационных реформ. В результате такой политики (если она будет проводиться достаточно профессионально) возможно некоторое  сокращение имущественных различий за счет форсированного повышения доходов (в том числе в рыночном секторе  — через давление на бизнес) наименее обеспеченных слоев населения.

Продолжится наращивание  финансирования через национальные проекты. При этом объемы выделенных средств могут возрасти в несколько  раз, что позволит осуществлять дальнейшее обновление материально-технической  базы образования, здравоохранения  и, возможно, культуры (в качестве нового национального проекта), а также  повышение заработной платы бюджетников.

Пенсионный фонд окончательно превратится в часть федерального бюджета. При этом индексации пенсий будут проводиться очень часто, исходя из необходимости поддержания  стабильности в обществе.

Информация о работе Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения