Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 06:01, курсовая работа

Описание работы

Выбор темы для моей курсовой работы обусловлен её актуальностью, так как я считаю, что социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, поэтому проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3 – 5
Глава 1. Сущность социальной политики государства…………………...........6 – 26
1.1. Сущность, функции и методы социальной политики государства ………6 – 13
1.2. Основные направления социальной политики ……………………………13 – 24
Глава 2. Особенности социальной политики …………………………………..25 – 43
2.1. Приоритеты социальной политики ………………………….......................25 – 27
2.2. Социальные проблемы России ……………………………………….…….28 – 33
2.3 Стратегии возможного развития социальной политики…………………...34 – 43
Заключение………………………………………………………………………..44 – 45
Список используемой литературы………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.docx

— 58.58 Кб (Скачать файл)

Социальная политика в  области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда  степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции  его в противостоянии с работодателем  относительно слабы. Это главным  образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).

В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает  введение предельного уровня последней  и сохранение его в течение  определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений  на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в  области платежного баланса.

Социальная политика на рынке  труда. Государственная политика в  этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования  по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных  трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная политика применительно  к рынку связана прежде всего  с возможностями государства  влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки  правовых норм, касающихся использования  в стране иностранной рабочей  силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых  групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок  труда, информируя о его состоянии  заинтересованные органы. Весьма серьезное  воздействие на этот рынок оно  оказывает и тем, что берет  на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в  связи со структурными сдвигами в  экономике.

Инструментарий социальной политики в области рынка труда  включает в себя наряду с произведением  компенсационных выплат при безработице  и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству  и профессиональному обучению, облегчающих  вступление в трудовую жизнь или  смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице  должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий  по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств для  создания и изменения структуры  рабочих мест.

Наряду с этим целью  современной политики обеспечения  занятости является также решение  проблем особых групп работающего  населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).

Жилищная политика.

Политика обеспечения  необходимых жилищных условий рассматривается  в современных западных странах  как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную  подвижность рабочей силы, что  в условиях существенных структурных  сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

В традиционном варианте это  направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств  для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии  поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные  органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и  сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

Механизм формирования доходов  населения.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных  домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления  населения прямо зависит от уровня доходов. Денежные доходы населения  включают все поступления денег  в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской  деятельности, пенсий, стипендий, различных  пособий, доходов от собственности  в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных  на сторону различных услуг и  др.

Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную  домашними хозяйствами для собственного потребления.

Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы.

Номинальные доходы характеризуют  уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения  цен. Располагаемые доходы – это  номинальные доходы за вычетом налогов  и других обязательных платежей, т.е. средства используемые населением на потребление и сбережение.

Реальные доходы характеризуют  номинальные доходы с учетом изменения  розничных цен и тарифов.

Заработная плата –  это цена трудовых услуг, предоставляемых  наемными ра6отниками разных профессий  при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата –  это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата – это номинальная заработная плата с учетом изменения розничных  цен и тарифов. Так, повышение  номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных  цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная  заработная плата.

Различия в уровне доходов  на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Для  количественной оценки дифференциации доходов применяются различные  показатели. Степень неравенства  доходов отражает кривая Лоренца ,при  построении которой по оси абсцисс  откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом  дохода, а по оси ординат –  доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

Кривая Лоренца

Кривая Лоренца демонстрирует  фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими  доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень  неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень  неравенства доходов. Если бы фактическое  распределение доходов было абсолютно  равным, то кривая Лоренца и биссектриса  совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения  доходов в различные периоды  времени или между различными группами населения.

В качестве вывода хотелось бы заметить, что суть социальной политики государства заключается в поддержании  отношений, как между социальными  группами, так и внутри них, обеспечении  условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия  в общественном производстве. При  этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая  как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях  регулирования условий общественного  производства в целом, тесно увязана  с общеэкономической ситуацией  в стране. Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.

Глава 2. Особенности  социальной политики России.

2.1. Приоритеты  социальной политики.

Последние попытки реформирования социальной сферы в России зачастую подвергаются критике как раз  за то, что основная масса населения  экономически и финансово не самодостаточна, а предлагаемые федеральным правительством меры дополнительно понизят его  жизненный уровень. Но нельзя не видеть другого: несомненно, позитивной доминантой предлагаемых реформ является ослабление главного реформатора единства социального  пространства России, связанного с  множественностью социальных обязательств государства, не обеспеченных необходимыми ресурсами повсеместно, прежде всего, на муниципальном уровне.

В любое время и во всех странах региональные и местные  власти сталкиваются с одной и  той же проблемою: как согласовать  свои(всегда ограниченные) финансовые и административные ресурсы с  необъятным числом конкретных дел, не дающих немедленную финансовую отдачу, и проблем, ”по определению” не имеющих окончательного и вполне удовлетворительного для участвующих  сторон решения. Речь идет обо всем , относящемся к так называемой социальной сфере, - о социальной защите неимущих, муниципальном жилье, благоустройстве  и т.п.

В России социальные функции  региональных и особенно местных  властей шире, чем во многих других странах мира, а финансовые ресурсы  на их реализацию минимальны. И выход  из этого тупика должны сделать социальные обязательства государства, которые  можно определить как конституционную  или законодательную зафиксированную  совокупность социальных благ(услуг, льгот, субсидий и т. п.)которые государство0 и только оно, обязуется сделать  доступными для своих граждан, причем гарантируя для определенной их части  и по определенному кругу этих благ бесплатность последних (т.е. Их предоставление за счет бюджетных ресурсов).6

Несмотря на оживление  в экономике и даже небольшой  рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию  инвестиционных отраслей и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно  только в комплексе с совершенствованием социальной политики.

Реальностью сегодняшнего дня  стало изменение принципов финансирования социальной сферы - она все более  опирается на внебюджетные средства.

Главными задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных.

Предстоит перевод жилищно-коммунального  хозяйства на рыночные рельсы и его  демонополизация, повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100% (сейчас на уровне 40%) при одновременном  введение системы жилищных субсидий для беднейших слоев. Одна из главных  задач – необходимо повышать размеры  оплаты труда при одновременном  повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы  социального страхования, относящихся  ко всем слоям населения, так и  систему мероприятий для поддержки  доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение  жильем, другие социальные услуги. Особая роль в программах “государство благосостояния”  отводится трансфертам. Трансферт – это безвозмездная передача части доходов или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Бедные семьи получают больше возможности для того, чтобы дать хорошее образование своим детям. Но одновременно возникает проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, которая заключается в парадоксальном явлении – количество людей, относимых к категории бедных может взрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. дело в том, что перераспределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей. Люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки. Начинает расти социальная нагрузка на государственный бюджет и, следовательно, растущий дефицит.

Состояние социальной сферы  государства все еще нельзя назвать  удовлетворительным и не в ближайшее  время произойдут перемены, ведущие  к положительному результату. На данный момент Россия охвачена огромным количеством  социальных проблем разного характера - рассмотрим наиболее чувствительные из них.

2.2. Социальные  проблемы России.

К результатам социальной политики в России можно отнести  выделение некоторого процента бюджетных  средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты  минимальны. Разрыв между минимальным  размером оплаты труда и средней  заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с  мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие  приблизительно равное ему не возможно.

Правительство и государственная  дума России постоянно принимают  законы о повышении минимальной  зарплаты, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти законы не выполняются  или выполняются не повсеместно  и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств  в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во многих регионах задерживаются  на несколько месяцев, а зарплату на период до полугода. Что не может  не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. Повальная  остановка предприятий ведёт  к увеличению армии безработных, большинство из которых идут в "теневую  экономику". Отсюда и несобираемость налогов с населения и мелких предпринимателей. А из налогов в  частности формируется бюджет. А  отсюда и нехватка средств на социальные программы и другие аспекты деятельности общества. Круг, таким образом, замыкается. 7

Но по существу большинство  социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни  общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки  правительства улучшить жизнь населения  является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы. Например, малоимущего, бедного, безработного, не имеющего определенного  места жительства можно бесплатно  накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодными, без  одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для такого постоянного обеспечения  не хватит ни каких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим  явлением нищеты, бедности - безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности, к примеру, предприятий. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим  заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который  позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь этому процессу.

Информация о работе Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения