Принципы бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:45, реферат

Описание работы

Система государственных и местных (муниципальных) бюджетов является центральным звеном финансовой системы. Посредством бюджетов образуются денежные фонды государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления. В материальном аспекте как государственный, так и местный бюджет представляют собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

Содержание работы

Введение
Понятие бюджета и его правовая форма.
Понятие бюджетной системы и ее структура.
Понятие консолидированного бюджета .
Федеральный бюджет.
Бюджеты субъектов РФ.
Местные бюджеты.
Понятие целевого бюджетного фонда .
Государственные внебюджетные фонды .
Принципы бюджетной системы.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

финансовое право-реферат.docx

— 50.45 Кб (Скачать файл)

В соответствии с положениями, закрепленными  в  РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Каждый субъект РФ имеет свой собственный бюджет.

Аналогично федеральным органам, органам государственной власти субъектов РФ запрещено использование  иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ за исключением случаев, прямо предусмотренных положениями, закрепленными в Бюджетного кодекса РФ.

Полномочия отдельных субъектов  РФ установлены Конституцией РФ в соответствии с нормами о разделении предметов исключительного ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ: по остальным предметам субъект РФ обладает всей полнотой государственной власти.

Расходные обязательства субъекта РФ непосредственно вытекают из его полномочий. Конкретный перечень полномочий субъекта РФ закрепляется конституциями либо уставами соответствующего субъекта.

Из бюджета субъекта РФ финансируются, в частности, органы государственной  власти субъекта РФ, региональные целевые  программы в различных отраслях и т. п. Региональный бюджет выступает финансовой гарантией реализации полномочий соответствующего субъекта РФ.

Региональный бюджет составляет экономическую основу для государственного сектора экономики соответствующего субъекта РФ. Кроме того, из регионального бюджета осуществляется финансовая помощь бюджетам муниципальных образований на территории данного субъекта РФ в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством РФ.

В бюджетах субъектов РФ в соответствии с бюджетной классификацией раздельно  предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти этих субъектов полномочий по предметам  ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в Федеральном законе «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации», а также расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

6. Местные бюджеты.

 

Местное  самоуправление  —  обязательный  компонент   демократического

государственного строя. Оно осуществляется самим населением  через  свободно избранные им представительные органы. Для  выполнения  функций,  возложенных на  местные  представительные  и  исполнительные  органы,   они   наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных  органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим  органам,  дают  им  возможность составлять,   рассматривать,   утверждать   и   исполнять   свои    бюджеты, распоряжаться переданными в их  ведение  предприятиями  и  получать  от  них доходы.

Местные бюджеты — один из  главных  каналов  доведения  до  населения

конечных результатов  производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами  населения.  Из  этих  бюджетов  в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы,  в первую очередь местной и пищевой промышленности,  коммунального  хозяйства, объем  продукции  и  услуги  которых  также  являются  важным   компонентом   обеспечения жизнедеятельности населения.

Местный  бюджет  —  это  централизованный  фонд  финансовых   ресурсов

отдельного   муниципального   образования,   формирование,   утверждение  

и исполнение, а также контроль за исполнением которой  осуществляются  органом   местного самоуправления самостоятельно.

Экономическая сущность местных  бюджетов проявляется в  их  назначении.

Они выполняют следующие  функции:

• формирование денежных фондов, являющихся финансовым

обеспечением деятельности местных органов власти;

• распределение и использование  этих фондов между отраслями

народного хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий,

организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное   значение    имеют    местные    бюджеты    в    осуществлении

общегосударственных экономических  и социальных задач — в  первую  очередь  в распределении государственных средств на содержание  и  развитие  социальной инфраструктуры  общества.  Эти  средства  проходят  через  систему   местных бюджетов, включающих  более  29  тысяч  городских,  районных,  поселковых  и сельских бюджетов. Осуществление государством  социальной  политики  требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения  общегосударственных  денежных  ресурсов  между

звеньями  бюджетной  системы  заложены  принципы  самостоятельности  местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих  принципов доходы местных бюджетов  формируются  за  счет  собственных и регулирующих источников доходов.

 

7.   Понятие целевых бюджетных  фондов.

Целевые бюджетные фонды – это обособленная в составе бюджета часть финансовых ресурсов, формируемая в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и иных поступлений и используемая на финансирование только тех расходов, которые изначально были определены в качестве цели создания соответствующего фонда. В отношении доходов целевого назначения не действует принцип общего (совокупного) покрытия расходов при формировании бюджета за счет общей величины поступивших доходов.

Доходы целевых бюджетных фондов в отличие от всех остальных бюджетных доходов не обезличиваются и направляются на заранее обусловленные цели; использование средств целевых бюджетных фондов на цели, не соответствующие их назначению, не допускается. Именно поэтому доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно от остальных бюджетных доходов.

Процессы  формирования и использования средств  каждого из целевых бюджетных  фондов отражаются в отдельной смете. Целевые бюджетные фонды могут иметь либо отраслевой, либо общерегулирующий характер. К первым относятся целевые бюджетные фонды, предназначенные для решения задач какой-либо отдельной отрасли (напр., атомной энергетики, или воспроизводства минерально-сырьевой базы, или борьбы с преступностью, или развития налоговой службы в стране и т.п.); ко вторым - резервные фонды бюджета, федеральный фонд финансовой поддержки регионов и т.д.

Количество  целевых бюджетных фондов не постоянно  и в разные годы может изменяться в соответствии с целевыми установками  на их создание. Так, в начале 90-х  гг. в составе федерального бюджета  России было большое количество целевых бюджетных фондов, среди которых важную роль играли такие, как федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, федеральный фонд налоговой службы РФ, федеральный фонд налоговой полиции РФ, фонд по охране озера Байкал, фонд содействия военной реформе, федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, государственный фонд борьбы с преступностью и др. После выполнения задач, для решения которых они создавались, часть отраслевых целевых бюджетных фондов в конце 2000 была упразднена (в федеральном бюджете России на 2001 остался только фонд Министерства РФ по атомной энергии). Целевые бюджетные фонды общерегулирующего назначения сохранились, хотя механизм их формирования и использования постоянно меняется в целях его совершенствования.

Министерство (ведомство), выступающее главным  распорядителем средств целевого фонда, осуществляет управление его средствами; на стадии бюджетного планирования оно  в установленном порядке представляет расчеты по формированию фонда, а  также перечень финансируемых за счет средств фонда мероприятий. Главный распорядитель средств целевого фонда на основе утвержденного поквартального распределения лимита бюджетных обязательств производит распределение средств фонда между нижестоящими распорядителями средств.

Учет  операций со средствами целевых фондов федерального бюджета осуществляет Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ, целевых  фондов регион, и местных бюджетов - органы, исполняющие эти бюджеты. Доходы и расходы целевых бюджетных фондов учитываются в соответствии с действующей бюджетной классификацией. Финансирование расходов целевых бюджетных фондов осуществляется в пределах поступающих доходов, определенных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год.

 

8. Государственные внебюджетные фонды.

Государственные федеральные  внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности. Они имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение  части национального дохода в  интересах отдельных социальных слоев населения.

Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные социальные внебюджетные фонды включают:

▪            Пенсионный фонд Российской Федерации;

▪            Фонд социального страхования Российской Федерации;

▪            Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

▪            Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью и др.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства (например, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.). Однако такие фонды имеют свою специфику и будут рассмотрены в других главах.

С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное  образование решают важнейшие социальные задачи:

▪            социальную защиту населения;

▪            повышение жизненного уровня населения;

▪            сохранение и улучшение здоровья населения;

▪            социальную ориентацию безработного населения;

▪            оказание социальных услуг населению.

Аккумуляция средств во внебюджетных фондах позволяет накапливать источники  финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п.

Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и  утверждение Государственной думы и Совета Федерации и принимаются  в форме федеральных законов  одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.

Бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение законодательных  или представительных органов власти субъектов РФ и принимаются в  форме законов субъектов РФ одновременно с принятием законов о бюджете  субъекта РФ на очередной финансовый год.

Источниками формирования доходов бюджетов внебюджетных фондов являются:

▪            обязательные платежи, предусмотренные соответствующими законодательными актами;

▪            добровольные взносы юридических и физических лиц;

▪            прочие доходы.

Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.

Отчет об исполнении бюджета федерального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Государственной Думой и Советом Федерации в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета  территориального государственного внебюджетного  фонда составляется органом управления фонда и представляется органом  исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному или представительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

От уплаты страховых взносов  в государственные социальные внебюджетные фонды освобождаются:

1)       организации в части выплат, начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности;

Информация о работе Принципы бюджетной системы