Правовое регулирование бюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:35, контрольная работа

Описание работы

Бюджет — нормандское слово (bougette), возможно происходящее от латинского bulga, которое буквально означает «кожаный мешок». В таком мешке в английском парламенте вносились акты, касающиеся государственной росписи. Если не предварительные росписи, то финансовые счета существовали в Англии уже в первые годы нормандского владычества. Во всяком случае, в подписанной в 1215 г. Великой хартии вольностей уже предусматривалось, что король без согласия парламента не может налагать подати, т.е. ограничивалась возможность установления им дополнительных источников бюджетных доходов. Известный русский специалист в области финансового права В.А. Лебедев определял бюджет как роспись государственных доходов и расходов на данный период времени, рассмотренную законодательными учреждениями и утвержденную верховной властью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...2
Понятие бюджета и бюджетного права,
его предмет и принципы…………………………………………………4
2. Структура бюджетной системы России. Стадии бюджетного процесса……………………………………………………………………8
3. Методы бюджетного регулирования…………………………………10
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Финансовое право контрольная.docx

— 34.47 Кб (Скачать файл)

- регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год;

- дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

- субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

- субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

- трансферт ~ перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня;

-секвестр - специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета;

- бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года (ст. 6 БК РФ) (см. схему 28).

В главе 25 БК Российской Федерации, посвященной  регулированию исполнения федерального бюджета, особое внимание уделено установлению очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 255 БК РФ). При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) достаточной суммы денежных средств для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание. Если средств на счете бюджета недостаточно для удовлетворения всех требований, списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

- в первую очередь осуществляется списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;

- во вторую очередь осуществляется списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

- в третью очередь осуществляется списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет;

- в четвертую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга;

- в пятую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной  очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов (см. схему 29).

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления  и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю следующих мер принуждения:

- предупреждение о ненадлежащем  исполнении бюджетного процесса;

- блокировка расходов;

- изъятие бюджетных средств;

- приостановление операций по  счетам в кредитных организациях;

- наложение штрафа;

- начисление пени;

-          иные меры, предусмотренные БК РФ (статья 282 БК РФ) (см. схему 30).

Применять меры принуждения могут  руководители органов Федерального казначейства и их заместители, которые вправе:

- списывать в бесспорном порядке  суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных Кодексом;

- списывать в бесспорном порядке  суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

- списывать в бесспорном порядке  суммы процентов (платы) за  пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

- взыскивать в бесспорном порядке  пени за несвоевременный возврат  бюджетных средств, предоставленных  на возвратной основе, просрочку  уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

- выносить предупреждение руководителям  органов исполнительной власти, органов местного самоуправления  и получателей бюджетных средств  о ненадлежащем исполнении бюджетного  процесса;

-  составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

- взыскивать в бесспорном порядке  пени с кредитных организаций  за несвоевременное исполнение  платежных документов на зачисление  или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

- приостанавливать операции по  счетам в кредитных организациях  сроком до одного месяца (ст. 284 БК РФ) .

В БК Российской Федерации впервые  названы виды нарушений бюджетного законодательства (ст. 289-306 БК РФ).

 

Заключение

 

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет  подтвердить действенность и  в российских условиях важнейших  составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это – базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных  расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию  на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

Список используемой литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 27.07.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.09.2010)
  2. А.Н. Борисов. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. М.: ЮстицИнформ, - 2008, 389 стр.
  3. В. Христенко Реформы межбюджетных отношений Вопросы экономики /Институт экономики РАН. –2000 г. –№8, стр. 4
  4. П.И. Кононова. Бюджетное право: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Экономика" – М.: Юнити-Дана, 2008 - 272 стр.
  5. С. Хурсевич О некоторых условиях результативности реформы межбюджетных отношений Вопросы экономики /Институт экономики РАН. –2008 г. – №10, стр. 127
  6. Справочная правовая система «Консультант-плюс»
  7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.
  8. Финансы /под ред. В.М.Родионовой/ М., Финансы и статистика, - 2008 г. 432с
  9. Финансы: Учебное пособие для вузов/ под ред.Б.М. Сабатни, О.В. Врублевской м.: Перспектива; Юрайт, 2005, 292 стр.
  10. Финансы. Учебник для вузов. /Под ред. Л.А. Дробозиной/ М., Юнити, – 2006 г. – 528 стр.

 


Информация о работе Правовое регулирование бюджетных отношений