Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Заслуга Бюджетного кодекса в том, что в нем сделана попытка определить систему мер юридической ответственности за нарушение положений бюджетного законодательства. Речь идет о специальных санкциях, дополняющих действующие меры административного, уголовного, материального характера.
Бюджетное законодательство имеет комплексный характер, что подтверждается наличием в БК РФ значительного количества бланкетных норм, отсылающих к Кодексу административных правонарушений РФ и Уголовному кодексу РФ.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что данная тема на сегодняшний день пользуется актуальностью.
Цель настоящей работы - проанализировать ответственность за нарушения бюджетного законодательства.

Файлы: 1 файл

курсач по мишане.docx

— 40.57 Кб (Скачать файл)

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая, что суммы  переплаты премии и излишне списанного бензина являются незначительными  и в период проведения ревизии  возмещены, суд освободил начальника УВД от административной ответственности  в связи с малозначительностью  совершенного административного правонарушения и отменил постановление по делу об административном правонарушении, возбужденное по признакам состава  ст. 15.14 КоАП РФ, за малозначительностью  содеянного, объявив начальнику УВД  устное замечание Решение Зейского районного суда Амурской области  № 17/144 от 25.04.2009 // СПС «Консультант Плюс»..

Как видим, суды при квалификации правонарушения в виде нецелевого использования  бюджетных средств принимают  во внимание сумму, использованную не в соответствии с предписаниями  бюджетных нормативных правовых актов, а также факт возмещения государству причиненного имущественного ущерба.

Иную позицию в отношении  возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ к бюджетным правонарушениям  занимает Росфиннадзор. Мнение названного органа о нецелесообразности освобождения от ответственности за нарушение  бюджетного законодательства в связи  с малозначительностью изложено в обзоре судебной практики, направленном в марте 2005 г. в территориальные  органы Росфиннадзора.

Статья 15.15. Нарушение срока  возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе

К бюджетным средствам, полученным на возвратной основе, относятся бюджетный  кредит, полученный юридическим лицом (в том числе налоговый кредит, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств). При  этом бюджетный кредит является единственной формой государственного финансирования. К другим формам относятся, например, субсидии. Получатели бюджетного кредита (процентного или беспроцентного) обязаны вернуть бюджетный кредит в установленные сроки. Предоставление бюджетного кредита регулируется нормами  гражданского законодательства. Средства в данном случае перечисляются на счет юридического или физического  лица, а характер их использования  определяется в договорном порядке.

Предоставление кредита  может осуществляться за счет средств  бюджетов субъектов РФ. В этом случае расходы на предоставление кредита  должны быть предусмотрены в бюджете  субъекта РФ. Согласно БК РФ санкции  за невозврат либо несвоевременный  возврат применяются только в  отношении руководителя получателя бюджетных средств, в то время  как КоАП РФ установлены санкции  как в отношении физических, так  и в отношении юридических  лиц. Помимо административного штрафа, за невозврат бюджетного кредита  применяются такие меры ответственности, как:

взыскание в бесспорном порядке  самой суммы невозвращенных бюджетных  средств;

взыскание установленной  соответствующим соглашением о  выделении бюджетных средств  либо иным правовым основанием их получения  платы за использование бюджетных  средств Комментарий к КоАП (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. / Сост. Борисов  А.Б. - М.: Юридическая литература, 2010. С. 167-169..

Еще одной группой мер  ответственности за невозврат или  несвоевременный возврат бюджетных  средств являются:

взыскание в соответствии с договорами в бесспорном порядке  начисленных на данную сумму пени в размере одной трехсотой  действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

сокращение или прекращение  в отношении соответствующего получателя бюджетных средств иных форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в  том числе предоставление рассрочек  и отсрочек по уплате платежей в  бюджет.

Субъектом правонарушения выступают  юридические лица и должностные  лица, которые нарушили срок возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе.

Статья 15.16. Нарушение сроков перечисления платы за пользование  бюджетными средствами

Помимо административной санкции за неперечисление платы  за пользование бюджетными средствами применяется такая мера правовосстановительного (компенсационного) характера, как изъятие  в бесспорном порядке самой платы  за пользование бюджетными средствами.

В БК РФ не указано, к физическому  или юридическому лицу применяются  изъятие в бесспорном порядке  процентов и взыскание пени, однако по существующей практике данные меры применяются к лицу, которое получило средства бюджета на возмездной основе.

Глава 4. Уголовная ответственность

За нарушение бюджетного законодательства также предусмотрена  и уголовная ответственность, которая  нашла свое отражение в двух статьях  УК РФ:

 - нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ);

 - нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ).

Основным объектом посягательства при совершении преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК, являются интересы государственной  и муниципальной службы, нормальная деятельность государственных и  муниципальных органов и учреждений. Нецелевое расходование бюджетных  средств способно существенно отрицательно повлиять на работу этих органов и  учреждений. Нецелевое расходование бюджетных средств означает трату, употребление их на любые цели, не соответствующие  условиям получения этих средств  бюджетным учреждением или организацией, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о  бюджетных ассигнованиях, сметой доходов  и расходов, иным документом, являвшимся основанием для получения бюджетных  средств. Криминообразующим признаком, отличающим преступление от административного  правонарушения, в данном случае является размер - сумма бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, которая должна превышать 1 млн. 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 285.1) либо 7 млн. 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 285.1). Данная сумма может образоваться при нецелевом расходовании по различным  статьям утвержденной сметы доходов и расходов.

Наступления каких-либо особых последствий для признания наличия  в действиях соответствующего субъекта состава нецелевого расходования бюджетных средств не требуется. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета организации.

Субъектом преступления является должностное лицо организации - получателя бюджетных средств, обладающее правом распоряжения этими средствами. Поскольку  расходные документы подписываются  руководителем организации (либо его  заместителем), а также главным (старшим) бухгалтером, именно эти должностные  лица государственных и муниципальных  органов и учреждений, соответствующие  командиры и финансисты воинских подразделений могут быть субъектами рассматриваемого преступления Ремиханов  Д.А., Поляк Г.Б. Указ. соч. С. 301..

Нецелевое расходование бюджетных  средств может быть оправдано  только в ситуации крайней необходимости.

Помимо особо крупного размера квалифицирующим обстоятельством  по ч. 2 ст. 285.1 является также совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. С учетом особенностей объективной  стороны соисполнителями преступления - участниками группы могут быть лишь должностные лица, отвечающие признакам специального субъекта этого преступления.

Ответственность за нецелевое  расходование средств государственных  внебюджетных фондов предусмотрено ст. 285.2 УК РФ.

Согласно БК РФ государственный  внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов  РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан: на социальное обеспечение по возрасту; на социальное обеспечение по болезни; в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных  законодательством РФ о социальном обеспечении; социальное обеспечение  медицинской помощи (ст. 13 БК РФ). Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с  бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ (ст. 147 БК РФ).

Основным объектом преступления при нецелевом расходовании средств  государственных внебюджетных фондов являются интересы нормальной деятельности публичных управленческих аппаратов  данных фондов. Однако, имея в виду цели деятельности государственных внебюджетных фондов и направления финансирования за счет принадлежащих им средств, правомерно считать, что нецелевое расходование этих средств нарушает и другие государственные  и общественные интересы, а также интересы отдельных граждан.

Для наступления уголовной  ответственности по ст. 285.2 не требуется  установления наступления каких-либо определенных последствий. Преступным является сам факт расходования средств  государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам этих фондов, в крупном (ч. 1) и особо крупном (ч. 2) размере.

Понятия крупного и особо  крупного размера преступления раскрыто в примечании к ст. 285.1 УК.

Преступление может иметь продолжаемый характер.

Преступление совершается  умышленно. Мотивы, которыми при совершении деяния руководствовалось должностное  лицо, и преследуемые им цели могут  быть различными и на квалификацию преступления не влияют. Субъект преступления определен в законе как должностное  лицо. Прежде всего, это должностные  лица государственных внебюджетных фондов, работающие как в центральном  аппарате фонда, так и в его  территориальных (отраслевых) отделениях (организациях, филиалах) и обладающие административно-хозяйственными полномочиями по распоряжению средствами фонда Комментарий  к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). 2-е издание, исправленное, переработанное и дополненное / под ред. А.И. Чучаева. - Изд-во: «КОНТРАКТ», 2010. С. 365..

Ответственность за правильность начисления и расходования средств  государственного социального страхования  несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Итак, ответственность по обеим статьям, выраженная в виде штрафных санкций, составляет минимальный  размер - сто тысяч рулей, максимальный пятьсот тысяч рублей. Также предусмотрено  лишение свободы сроком до пяти лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Вопросы правового регулирования  бюджетных отношений приобретают  все большую актуальность в социально-экономической  сфере жизнедеятельности общества, поскольку в нормах бюджетного и  валютного права и законодательства закрепляются общие принципы и формы  финансовой деятельности государственного аппарата в бюджетной области, методы аккумуляции средств в государственные  и муниципальные денежные фонды, порядок получения и использования  государственных денежных средств  и т.д.

В связи с бурным развитием  бюджетного законодательства РФ в последние  годы новое наполнение получают многие институты соответствующих отраслей права, в том числе институт ответственности  за нарушения бюджетного законодательства.

Мы рассмотрели три  вида ответственности за нарушение  бюджетного законодательства: финансовую, предусмотренную непосредственно  БК РФ, административную, уголовную.

Отметим, что перечень мер  финансовой ответственности законодатель оставляет открытым.

Действующим же КоАП РФ установлена  административная ответственность  только за три вида из 18 нарушений  бюджетного законодательства.

В свою очередь, уголовным  законодательством ответственность  за нарушение бюджетного законодательства была введена в 2003 году и предусмотрена  лишь двумя статьями УК РФ.

 


Информация о работе Ответственность за нарушение бюджетного законодательства