Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Заслуга Бюджетного кодекса в том, что в нем сделана попытка определить систему мер юридической ответственности за нарушение положений бюджетного законодательства. Речь идет о специальных санкциях, дополняющих действующие меры административного, уголовного, материального характера.
Бюджетное законодательство имеет комплексный характер, что подтверждается наличием в БК РФ значительного количества бланкетных норм, отсылающих к Кодексу административных правонарушений РФ и Уголовному кодексу РФ.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что данная тема на сегодняшний день пользуется актуальностью.
Цель настоящей работы - проанализировать ответственность за нарушения бюджетного законодательства.

Файлы: 1 файл

курсач по мишане.docx

— 40.57 Кб (Скачать файл)

Введение

К числу острейших проблем  функционирования бюджетной системы  относится проблема повышения ответственности  за нарушения бюджетного законодательства. 
         Ежегодно на уровне закона принимается бюджет и ежегодно он не исполняется. Ответственность при этом, как правило, никто не несет. Допускаются случаи произвольного финансирования отдельных видов расходов и предметных статей, когда деньги выделяются на одни цели, а затем перепрофилируются на другие задачи. 
         Заслуга Бюджетного кодекса в том, что в нем сделана попытка определить систему мер юридической ответственности за нарушение положений бюджетного законодательства. Речь идет о специальных санкциях, дополняющих действующие меры административного, уголовного, материального характера.

Бюджетное законодательство имеет комплексный характер, что подтверждается наличием в БК РФ значительного количества бланкетных норм, отсылающих к Кодексу административных правонарушений РФ и Уголовному кодексу РФ.

Все вышеизложенное позволяет  утверждать, что данная тема на сегодняшний  день пользуется актуальностью.

Цель настоящей работы - проанализировать ответственность  за нарушения бюджетного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Понятие бюджетной системы

 

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства  на федеральном, региональном (субъектов  федерации) и местном уровнях  с государственными, акционерными и  иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет - это подробное  описание расходов, а также финансовых планов отдельных людей, компаний или  правительства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций  органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в  бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства. Взаимосвязь между  ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы называют бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной  и муниципальной власти и управления посредством бюджетных отношений  получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального  дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости  от разграничения функций между уровнями управления.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

-    федеральный бюджет  РФ;

- бюджеты национально-государственных и административно- территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

-    местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой  обуславливаются его экономической  политикой. Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы, при этом значение государственного регулирования через бюджетную  систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее  время изменения в практике перераспределения  финансовых ресурсов. Это перераспределение  все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому  роль государственного финансового  регулирования рыночных отношений  должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и  льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное  и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании  экономикой: как на макроэкономическом уровне - в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного  хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики  и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами; так  и на микроэкономическом - перераспределение  финансовых ресурсов между формами  собственности, отдельными группами и слоями населения и т.п.

Через госбюджет государство  концентрирует значительную долю национального  дохода для финансирования народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета  происходит перераспределение национального  дохода, что создает возможность  маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы  и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Средства бюджета направляются на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы  бюджета в области экономики  призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного  производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической  базы. Применяя различные формы воздействия  на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся  народнохозяйственные пропорции, например - ликвидировать нерентабельные предприятия или перепрофилировать их.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается только лишь финансированием сферы материального  производства, бюджетные ресурсы  также направляются и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Финансирование предприятий  и учреждений социально-культурного  направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, которые обуславливаются  реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют  государству развивать систему  народного образования, финансировать  культуру, удовлетворять потребности  граждан государства в медицинском  обслуживании, осуществлять социальную защиту и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Финансовая ответственность

Бюджетного правонарушение - неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Общественная опасность  бюджетного правонарушения состоит  в причинении вреда (или угрозе причинения вреда) отношениям, возникающим в  процессе формирования доходов и  осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

Состав нарушения бюджетного законодательства также отличается от общепринятого в юридической  науке. Так, существуют различия субъективной стороны административного правонарушения и нарушения бюджетного законодательства.

Субъективной стороны  для нарушения бюджетного законодательства не существует, и в отношении физического  лица - должностного лица, и в отношении  юридического лица.

Вина в ряде случаев  при применении мер принуждения, как то: вынесение предупреждения о нарушении бюджетного законодательства, блокировка расходов, приостановление  операций по счетам в кредитных организациях, начисление пени, не имеет значения, ввиду того, что перечисленные  санкции являются мерами, применяемыми собственником - государством для восстановления нанесенного ему ущерба. Единственным исключением из общего правила, то есть мерой принуждения, применяемой  к нарушителям бюджетного законодательства только в судебном порядке, является наложение штрафа.

Из чего можно заключить, что нарушения бюджетного законодательства по своему объекту, субъективной стороне, а также по составу мер принуждения в значительной степени отличаются от административных правонарушений.

В ст. 282 БК РФ представлен  перечень мер принуждения, применяемых  к нарушителям бюджетного законодательства. Перечень мер финансовой ответственности  законодатель оставляет открытым, так  как статья содержит отсылочную норму, позволяющую применять и иные меры ответственности, предусмотренные  БК РФ и федеральными законами.

Первым в списке мер  принуждения (санкций) обозначено предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Эту санкцию следует  отнести к числу превентивных мер. Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 284 БК РФ руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов обладают правом применения данной меры ответственности в отношении руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств. А руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) вправе выносить предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджета в отношении руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств (ст. 284.1 Кодекса).

Такая мера принуждения, как вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, установлена за следующие нарушения бюджетного законодательства:

- непредоставление либо  несвоевременное предоставление  отчетов и иных сведений, необходимых  для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за  их исполнением (ст. 292);

- несвоевременное доведение  уведомлений о бюджетных ассигнованиях  и лимитах бюджетных обязательств  до получателей бюджетных средств  (ст. 294);

- несоответствие бюджетной  росписи расходам, утвержденным  бюджетом (ст. 295);

- несоответствие уведомлений  о бюджетных ассигнованиях и  лимитах бюджетных обязательств  бюджетной росписи (ст. 296);

- финансирование расходов  сверх утвержденных лимитов (ст. 297);

- предоставление бюджетных  кредитов, бюджетных ссуд с нарушением  установленного порядка (ст. 298);

- предоставление бюджетных  инвестиций с нарушением установленного  порядка (ст. 299);

- предоставление государственных  или муниципальных гарантий с  нарушением установленного порядка  (ст. 300);

- осуществление государственных  или муниципальных закупок с  нарушением установленного порядка  (ст. 301);

- нарушение запрета на  размещение бюджетных средств  на банковских депозитах либо  передачу их в доверительное  управление (ст. 302);

- за несвоевременное осуществление  платежных документов на перечисление  бюджетных средств на лицевые  счета получателям бюджетных  средств (ст. 306).

Следующей мерой принуждения  является блокировка расходов. Блокировку расходов можно рассматривать как  сокращение лимитов бюджетных обязательств либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств. Данное действие влечет за собой невозможность расходования средств бюджета, уже выделенных в виде бюджетных ассигнований. Изъятие  бюджетных средств можно отнести  к правовосстановительным мерам, то есть мерам, которые направлены в  первую очередь на предотвращение потери средств бюджета соответствующего уровня бюджетной системы.

Право приостановления операций по счетам в кредитных организациях. Часть 3 ст. 284 БК РФ закрепляет право  руководителей Федерального казначейства, его территориальных органов (в  соответствии с их полномочиями) приостанавливать в предусмотренных бюджетным  законодательством РФ случаях в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

Данная мера ответственности  является наиболее распространенной и  применяется в качестве санкции  за нарушения бюджетного законодательства в семнадцати статьях главы 28 БК РФ: ст. ст. 289 - 306.

Начисление пени производится в следующих случаях, установленных  Бюджетным кодексом:

- невозврата или несвоевременного  возврата бюджетных средств, полученных  на возвратной основе (ст. 290);

- неперечисления или несвоевременного  перечисления процентов (платы)  за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной  основе (ст. 291);

- несвоевременного исполнения  платежных документов на перечисление  средств, подлежащих зачислению  на счета бюджетов (ст. 304);

- несвоевременного исполнения  платежных документов на перечисление  бюджетных средств на лицевые  счета получателям бюджетных  средств (ст. 305). К числу иных  мер, применяемых в соответствии  с БК РФ и федеральными законами, можно отнести:

- сокращение или прекращение  других форм финансовой помощи  из соответствующего бюджета,  в том числе представление  отсрочек и рассрочек по уплате  платежей в соответствующий бюджет (ст. 290);

Информация о работе Ответственность за нарушение бюджетного законодательства