Межбюджетные трансферты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Межбюджетные трансферты – средство межбюджетного урегулирования, заключающееся в передачи средств внутри бюджетной системы страны, из одного бюджета в другой.
Целью моей работы является раскрытие понятия межбюджетных трансфертов, представленных в виде дотаций, субсидий, субвенций и условия их предоставления.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1: Формы межбюджетных трансфертов,
предоставляемые из федерального бюджета. 4 – 5
1.1 Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации. 5 – 6
1.2 Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации
из федерального бюджета. 6 – 7
1.3 Субвенции бюджетам субъектов
Российской Федерации из федерального бюджета. 7 – 8
1.4 Иные межбюджетные трансферты,
предоставляемые из федерального бюджета. 8 – 9

Глава 2: Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых
из бюджетов субъектов Российской Федерации. 9 – 10
2.1 Дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности поселений. 10 – 11
2.2 Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных районов (городских округов). 11 – 12
2.3 Субсидии местным бюджетам из бюджета
субъекта Российской Федерации. 12 – 13
2.4 Субвенции местным бюджетам из бюджета
субъекта Российской Федерации. 13 – 14

Глава 3: Формы межбюджетных трансфертов предоставляемых
из местных бюджетов. 14 – 15

Глава 4: Условия предоставления межбюджетных трансфертов.
4.1 Основные условия предоставления межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета. 15 – 16
4.2 Основные условия предоставления межбюджетных
трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации. 16 – 18

Заключение 19

Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

курсовая межбюджетные трансферты.docx

— 40.61 Кб (Скачать файл)

Введение

Межбюджетные трансферты – средство межбюджетного урегулирования, заключающееся в передачи средств внутри бюджетной системы страны, из одного бюджета в другой.

Будучи важной частью бюджетной  системы, межбюджетные трансферты выполняют  следующие функции:

  • Возмещают бюджетам, находящимся на нижних уровнях системы, расходы, связанные с выполнением задач общенационального значения, если собственных поступлений в бюджет недостаточно для их компенсации;
  • Устраняют горизонтальные  диспропорции между бюджетами, в том числе позволяют решить некоторые социальные проблемы,  возникающие во время экономических спадов в регионах;
  • Стимулируют усиление власти к усилению налогового потенциала.

Целью моей работы является раскрытие понятия межбюджетных трансфертов, представленных в виде дотаций, субсидий, субвенций и условия их предоставления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

Глава 16 Бюджетного кодекса  Российской Федерации устанавливает  законодательный порядок перераспределения  бюджетных средств путём использования  различных форм межбюджетных трансфертов.

Понятие «трансферт» происходит от английского transfer – перенос, перемещение.

Легальное понятие межбюджетных трансфертов содержится в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под которыми понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской федерации.

Примечательно, что в рамках действовавшей до 1 января 2005г. в редакции БК РФ глава 16 называлась «Межбюджетные отношения» и содержала несколько  иные, нежели сейчас нормы. Так, в ней содержалось понятие межбюджетных отношений, под которыми понимались отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления (ст. 129 БК РФ). Таким образом, к межбюджетным причислялись любого рода отношения, возникающие между различными уровнями бюджетной системы РФ.

В действующей редакции БК РФ данное определение содержится в  ст.6 БК РФ и под межбюджетными  правоотношениями понимаются взаимоотношения  между публично-правовыми образованиями  по вопросам регулирования бюджетных  правоотношений, организации и осуществления  бюджетного процесса1.

Взаимосвязь межбюджетных правоотношений и трансфертов проявляется в  том, что процесс передачи средств, перераспределение денежных средств от одних бюджетных фондов в пользу других это и есть, по сути, отношения между бюджетами различных уровней.

К формам межбюджетных трансфертов  относятся дотации, субсидии, субвенции, а так же иные формы финансовой помощи.

Трансферты субъектам  РФ предоставляются в форме:

  1. Дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
  2. Субсидий бюджетам Российской Федерации;
  3. Субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
  4. Иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
  5. Межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
    1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

субъектов Российской Федерации.

Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования

Дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в  составе федерального бюджета и  распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный  фонд финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации  определяется исходя из необходимости  достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации, подлежащих утверждению  на очередной финансовый год и  плановый период, не может быть менее  общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.

    1. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации

из федерального бюджета.

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации ифедерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти  субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Субсидии бюджетам субъектов  Российской Федерации могут предоставляться  в нескольких формах:

  1. Субсидии, выделяемые за счёт средств Федерального фонда софинансирования расходов;
  2. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств;
  3. Субсидии за счёт средств резервных фондов Президента и Правительства РФ.

Цели и задачи предоставления субсидий устанавливаются федеральными законами и (или) законами субъектов  РФ.

Например, ФЗ N 198 предусматривается выделение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации.2

    1. Субвенции бюджетам субъектов

Российской Федерации  из федерального бюджета.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации  из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые  бюджетам субъектов Российской федерации  в целях финансового обеспечения  расходных обязательств субъектов  Российской Федерации и (или) муниципальных  образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и (или) органом местного самоуправления в установленном порядке.

Совокупность субвенций  бюджетам субъектов Российской Федерации  из федерального бюджета образует Федеральный  фонд компенсаций.

Субвенции бюджетам субъектов  Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждёнными Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Проект распределения  субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета  между субъектами Российской Федерации  вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

При этом допускается утверждение  на распределённой между субъектами Российской Федерации субвенции  в объеме, не превышающем 5% общего объёма соответствующей субвенции, которая может быть распределена между субъектами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

    1. Иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета.

Законодателем в качестве самостоятельной формы межбюджетных трансфертов выделена такая форма  трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета как «иные межбюджетные трансферты»

Стоит заметит, что в предыдущих редакциях БК РФ такой формы предусмотрено не было.

Такую форму трансфертов  можно охарактеризовать как безвозмездную  и безвозвратную.

Таким образом, к иным формам следует отнести, например, трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов  Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований, а так же трансферты, направляемы в адрес закрытых административно – территориальных образований.

Примером иных межбюджетных трансфертов, являются выделение субвенций  для финансирования дополнительных расходов муниципального образования, в случае предоставления ему статуса  наукограда.3

Глава 2: Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации.

К формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов  Российской Федерации, относятся:

  1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и

дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

  1. Субсидий местным бюджетам;
  2. Субвенции местным бюджетам;
  3. Субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краёв,

областей, для реализации полномочий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров  между органами государственной  власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключённых  в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  1. Субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав

краёв, областей;

  1. Субсидии федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской

Федерации;

  1. Иные межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы

Российской Федерации.

Анализируя положения ст. 135 БК РФ можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации могут предоставляться как в адрес местных бюджетов, так и в отношении иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Другие формы межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

2.1 Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.

Дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности поселений предусматриваются  в бюджете субъекта Российской Федерации  в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению  органами местного самоуправления полномочий, по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности.4

Дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки  поселений.

Порядок распределения дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, в том числе порядок  расчета и установления, заменяющих указанные дотации дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, утверждается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений  определяется для каждого поселения (включая городские округа) субъекта Российской Федерации исходя из численности  жителей поселения в расчете  на одного жителя.

Право на получение указанной дотации имеют все городские поселения (включая городские округа) и сельские поселения субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Межбюджетные трансферты