Государственный (муниципальный) долг и проблемы его погашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики, механизма самовоспроизводства долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации

Содержание работы

Введение 4
1 Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1 Экономическая сущность государственного долга России 6
1.2 Механизм роста государственного долга 9
2 Характеристика современного состояния государственного долга России 15
2.1 Современное состояние внешнего долга Российской Федерации 15
2.2 Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации 25
3 Пути оптимизации государственного долга России 31
3.1 Методы управления государственным долгом 31
3.2 Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного долга России 34
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Рыночные внутренние долговые обязательства можно классифицировать по сроку обращения:

- краткосрочные: государственные  краткосрочные облигации (ГКО), казначейские обязательства (КО), облигации банка России (ОБР);

- среднесрочные - облигации федеральных займов с переменными и постоянными купонами (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации золотого федерального займа (ОЗФЗ);

- к долгосрочным некоторые экономисты относят облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ Внешэкономбанка).

К нерыночным относятся: векселя Министерства финансов, задолженность  Центробанку и так далее.

Рассмотрим особенности  обращения и погашения перечисленных  выше долговых обязательств правительства, использовавшихся в 1994-2000 годах для финансирования дефицита федерального бюджета.

Государственные бескупонные  краткосрочные облигации (ГКО) эмитируются с мая 1993 г. по поручению Правительства Министерством финансов. Гарантом функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их могут выступать не только юридические, но и физические лица. Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, б, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют только в виде записи на счетах.

До августа 1998 г. государство  ни разу не нарушило сроков погашения  по ГКО и обязательств по выплате  процентов. После внутреннего дефолта, фактически объявленного правительством России 17 августа 1998 г. по своим обязательствам, расчеты с держателями ГКО были приостановлены.

Согласно Распоряжению Правительства № 1787-р держатели  ГКО и ОФЗ со сроками погашения  до 31.12.1999 г., были разделены на 3 категории. Держатели первой категории, к которой были отнесены почти все юридические лица-резиденты и те держатели ГКО-ОФЗ, которым федеральными органами исполнительной власти устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги (например, негосударственные пенсионные фонды), получили 30% от дисконтированной номинальной стоимости облигаций денежными средствами, 50% - новыми ОФЗ-ПД, по которым доходы выплачиваются два раза в месяц; 20% - ОФЗ-ПД бездоходными. Держатели второй категории, к которым были отнесены физические лица – резиденты, получили возможность выбора между применением к ним тех же правил, что и к держателям первой категории, и выплатой всей дисконтированной номинальной стоимости облигации в полной сумме. Держатели третьей категории, представленной в основном нерезидентами, как физическими, так и юридическими лицами, 10% задолженности получили деньгами, 20% - в виде бескупонных бездоходных бумаг и остальные 70% - купонные облигации ОФЗ-ПД с погашением через 4-5 лет.

В результате проведенной  новации объем государственного внутреннего долга по ГКО/ОФЗ по состоянию на 1 января 1999 г. сократился на 5,3% (с 490,87 млрд. руб. до 466,06 млрд. руб.). При этом длина долга (дюрация) увеличилась более чем в три раза.

Проведение новации  позволило значительно снизить  напряженность платежного графика по государственному внутреннему долгу. Так, погашение основной суммы долга по ОФЗ-ФК начинается с 2002 года, а расходы по обслуживанию ОФЗ-ФК, как основная часть процентных платежей по внутреннему долгу, в 1999 г. составят около 38 млрд. руб., в 2000 г. – 25 млрд. руб., в 2001 г. – 20 млрд. руб., в 2002 г. – 12 млрд. руб.

Другим видом государственных  ценных бумаг являются казначейские обязательства (КО). Они в основном использовались для зачета налогов предприятиям. КО выпускались как срочная процентная ценная бумага, учитывающаяся на счете владельца в уполномоченном депозитарии. Владельцы КО могли продавать их, использовать в качестве платежного средства, а, дождавшись срока погашения, могли или получить денежные средства от Минфина через депозитарий, или обменять КО на налоговые освобождения.

Эмиссия началась осенью 1994 г. и была прекращена в апреле 1995 г. Их выпуск достигал в среднем 30% от эмиссии ГКО. Сумма взаимозачетов  между бюджетом и предприятиями  составляла пятую часть налоговых  поступлений в федеральный бюджет.

Выпуск налоговых освобождений прекращен с 1 января 1997 г. согласно постановлению Правительства РФ от 1 апреля 1996 г. № 481.

Облигации федерального займа (ОФЗ) – среднесрочные купонные облигации. ОФЗ с переменным купоном были выпущены в обращение 14 июня 1996 г. в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федерального займа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном осуществляется в форме отдельных выпусков, условия каждого выпуска утверждаются Минфином РФ отдельно. Облигации имеют номинал 1 млн. руб.

Срок обращения ОФЗ  устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались  эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.

В 1999 г. Минфин РФ начал  выпуск облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом в процентах от номинала. Номинал облигации – 1000 руб.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускаются  Минфином России с 1 сентября 1995 г. в  форме отдельных выпусков (серий). Минфин России утверждает условия выпуска каждой серии этих облигаций. ОГСЗ предназначены для граждан. Они имеют номинал 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. (После деноминации – 100 руб. и 500 руб.) Продажа облигаций производится по рыночным ценам, которые не могут быть ниже 95% номинала. Срок обращения облигации – 1 год.

Указанные облигации  являются купонными. Каждый купонный период составляет 3 календарных месяца и определяется с даты начала выпуска. Процентный доход выплачивается уполномоченными Министерством финансов банками, начиная со следующего рабочего дня после окончания очередного купонного периода.

Векселя Минфина РФ серии  АПК и серии КамАЗ относятся  к нерыночным долговым обязательствам правительства. Минфин выдавал коммерческим банкам простые векселя на сумму просроченной задолженности предприятий АПК с учетом накопленных процентов. Эти ценные бумаги имеют следующие характеристики: срок обращения – 10 лет (с 1 сентября 1995 г. по 31 августа 2005 г.), срок погашения – равными долями в течение 8 лет, первая серия (АПК-1) будет погашена 31 августа 1998 г., последняя (АПК-8) – 31 августа 2005 г.; векселя номинальные, без начисления процентов годовых – номинальная сумма векселя кратна 10 млн. руб.; форма выпуска – документарная, бумажная. Задолженность по АПК была списана на государственный долг по специальному закону. Векселя серии КамАЗ были выпущены с целью поддержки структурной перестройки развития предприятий акционерного общества КамАЗ.

По сумме вкладов  населения в Сбербанке, составившей  по состоянию на 20 июня 1991 г. более 300 млрд. руб. и переоформленной в государственный внутренний долг, с июня 1996 г. начата предварительная компенсация вкладов граждан, родившихся в 1916 г. и ранее.

Динамика государственного внутреннего долга России за 1998 – 9 месяцев 1999 года представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации

 

Таблица 2

Показатель

1.01.98 г.

1.01.99 г.

1.10.99 г.

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Государственный внутренний долг – всего

499,6

100,0

750,6

100,0

490,8

100

В том числе:

ГКО-ОФЗ (с учетом новации)

                                                                                                                  

 

436,0

           

 

87,3

          

 

462,7

                                                                          

 

61,6

          

 

429,0

        

 

87,4

ОГНЗ

1,8

0,4

2,6

0,3

11,6

2,4

ОГСЗ

13,1

2,6

14,6

1,9

8,9

1,8


 

Данная таблица отражает изменения в удельных весах описанных  выше ценных бумаг, составляющих внутренний долг России. На 1.01.2000 г. внутренний долг Российской Федерации составил 648,3 млрд. руб.

Заметный рост внутреннего  долга России в течение 1998 г. (по данным таблицы 4 – с 499,6 на 01.01.1998 г. до 750,6 на 01.01.99 г.) был вызван, прежде всего, резким обесценением национальной валюты.

Существует точка зрения, согласно которой политика накопления государственного долга российским правительством  в 1993-1998 гг. отождествляется с реализацией схемы «финансовой пирамиды». Аргумент в поддержку этого мнения, базируется на факте: погашение предыдущих выпусков происходило за счет новой эмиссии и расширения круга держателей бумаг.

Это мнение особенно укрепилось после дефолта, объявленного правительством в августе 1998 г., когда отказ от выплат по ГКО в сочетании с девальвацией рубля на 70% и ростом темпов инфляции на 70% в августе 1998-декабре 1999 гг. обесценил обязательства государства как минимум на 94-95%.

 

 

3 Пути оптимизации  государственного долга России

3.1 Методы управления  государственным долгом

 

Существует большое  количество методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.

Технические же методы –  краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий  заимствования, уменьшения общей суммы  долга, изменения временной структуры платежей.

Выделяют следующие основные финансово-технические методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочку погашения и аннулирование займов.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Такая операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-ного выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств – с 5 до 10%.

Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное  с их сроками. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

Унификация государственных  займов обычно проводится вместе с  консолидацией. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть приравнивая несколько ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.

Отсрочка погашения  займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается выплата доходов.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займа. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства; в следствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

Кроме того, в качестве метода привлечения заимствований  выделяется рефинансирование долга. Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным. Например, Россия использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-ному внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа – внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

Минимальная цена заемных  средств на рынке определяется ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов.

В настоящее время при разработке вариантов оптимизации внешнего долга России внимание концентрируется главным образом на технических средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также менее традиционные методы – выплата отступного, погашение долга в национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под расчеты по дебиторской задолженности.

В настоящее время  активно развивается теоретическое  направление, посвященное проблеме «долгового навеса» (debt overhang), заключающегося в том, что количество уже взятых государством обязательств внушает кредиторам опасения относительно платежеспособности страны.

Под платежеспособностью  страны-заемщика следует понимать способность государства к выполнению взятых на себя долговых обязательств, но лишь за счет ресурсов, составляющих часть совокупного объема доходов страны (потенциальный трансфер), которую правительство может привлечь для долговых выплат без значительного ущерба для государства и граждан.

Информация о работе Государственный (муниципальный) долг и проблемы его погашения