Государственный (муниципальный) долг и проблемы его погашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики, механизма самовоспроизводства долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации

Содержание работы

Введение 4
1 Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1 Экономическая сущность государственного долга России 6
1.2 Механизм роста государственного долга 9
2 Характеристика современного состояния государственного долга России 15
2.1 Современное состояние внешнего долга Российской Федерации 15
2.2 Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации 25
3 Пути оптимизации государственного долга России 31
3.1 Методы управления государственным долгом 31
3.2 Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного долга России 34
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Возможны два результата количественного  несовпадения доходов и расходов бюджета:

- дефицит бюджета – превышение  расходов бюджета над его доходами;

- профицит бюджета – превышение  доходов бюджета над его расходами.

Дефицит бюджета законодательно устанавливается в Федеральном  Законе о государственном бюджете  на предстоящий год. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Следует отметить, что  кредиты Банка России, а также  приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Согласно Бюджетному кодексу РФ источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники следующих видов:

- кредиты, полученные  Российской Федерацией от кредитных  организаций в валюте Российской Федерации;

-   государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации;

- бюджетные ссуды,  полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

2) внешние источники  следующих видов:

- государственные займы,  осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных  бумаг от имени Российской  Федерации;

- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Следует отметить, что  дефицит государственного бюджета  не всегда покрывается только за счет увеличения абсолютного размера государственного долга. Существует три основных способа финансирования дефицита бюджета в экономике рыночного типа: монетизация дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Кроме того, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета.

Однако в  настоящее время для России неприемлемо  сокращение государственных расходов. Расходы федерального бюджета имеют предельно допустимый уровень. Сокращение государственных расходов не может не сказаться на уровне потребления и жизни населения, благосостоянии граждан, материальной и социальной сфере. По оценкам зарубежных специалистов в 1999 г. Россия находилась на 84 месте по уровню ВВП на душу населения.

Рост государственных доходов в значительной мере в ближайшее время невозможно обеспечить в связи с изношенностью основных фондов предприятий и в силу таких причин, как утечка капитала за рубеж и низкая собираемость налогов.

Монетизация дефицита (внутреннее банковское финансирование) дает возможность государству получать сеньораж - доход от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате часть доходов всех экономических агентов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Вместе с тем в  условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый «эффект Танзи – Оливера» - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Отсроченные платежи - это  способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это приводит к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы Центрального банка истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей.

При непосредственном финансировании Центральным банком дефицита госбюджета происходит рост предложения денег, и на руках у населения накапливается избыток наличных средств. Он неизбежно порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары и различные финансовые активы, что приводит к росту цен и создает давление на платежный баланс. Курс национальной валюты при этом снижается.

Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает тем меньшее  повышение уровня внутренней инфляции, чем более открытой является экономика и чем больше валютных резервов Центральный банк может истратить на поддержку относительно фиксированного обменного курса национальной валюты и восстановление равновесия платежного баланса.

Если не удается поддержать валютный курс относительно стабильным, то сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на национальную экономику: в экспортных и импортозамещающих отраслях снижаются занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы. Поэтому первоначальное стимулирующее воздействие бюджетного дефицита может быть ослаблено не только за счет «эффекта вытеснения», но и за счет отрицательного «эффекта чистого экспорта», ухудшающего состояние платежного баланса страны по счету текущих операций. Но одновременно с этим приток капитала увеличивает внутренние ресурсы и способствует относительному снижению внутренних процентных ставок. В итоге масштабы «эффекта вытеснения» относительно сокращаются, но внешняя задолженность увеличивается.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее  инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта. При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.

Если правительство  выпускает в целях финансирования облигации внутренних государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что при стабильной денежной массе приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. При этом их рост может быть достаточно большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора. В результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и частично потребительские расходы - снижаются, вызывая «эффект вытеснения».

Если же внутренний рынок  капиталов слабо развит, процентные ставки относительно фиксированы и  возможности размещения облигаций  среди населения ограничены, то растущий частный сектор внутри страны обычно предъявляет повышенный спрос на иностранные активы, что неизбежно нарушает равновесие платежного баланса по капитальному счету. Более того, если правительство намерено финансировать значительную часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то оно не может одновременно проводить жесткую финансовую политику, удерживая ставку процента ниже ожидаемого уровня инфляции. Облигации будут пользоваться спросом только при достаточно привлекательном уровне доходности.

Среди других способов сокращения бюджетного дефицита следует упомянуть, что в мировой практике широко используется привлечение в страну иностранного капитала в виде инвестиций. С его помощью решается сразу не- сколько  задач  экономического  характера:  сокращаются  бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, улучшается состояние платежного баланса.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Характеристика современного состояния государственного долга России

 

2.1 Современное  состояние внешнего долга Российской  Федерации

 

 

Унаследованные Россией  долги состояли, главным образом, из среднесрочных и краткосрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995 гг. Несмотря на нерациональную структуру, они могли быть погашены и без инфляционного финансирования дефицита и привлечения новых займов. В первой половине 90-х годов средняя ставка по российскому долгу составляла приблизительно 7%. Следовательно, при задолженности в 70 млрд. долл. ежегодный процент составил бы примерно 4,9 млрд. долл. Кроме того, каждый год должна была оплачиваться и определенная часть самого 70-миллиардного долга. Российский ВВП в тот период достигал примерно 300 млрд. долл. в год, следовательно, проценты по кредитам составляли порядка 1,6% общего государственного дохода.

Однако ошибки во внутренней и внешней политике в 1990-1993 годы привели к возрастанию суммы и стоимости долга, и, как следствие, ухудшению положения страны. В итоге Россия вышла на мировую валютно-кредитную арену в положении международного банкрота.

Основные параметры, характеризующие  объем, структуру и динамику государственного долга в 1994-1998 гг., отражены в таблице 1.

По данным таблицы 1, за четыре года абсолютная величина внутреннего долга в текущих ценах выросла в 29 раз, достигнув к 1 января 1998 г. суммы в 499,6 трлн. руб. Если в начале 1994 г. внутренний долг равнялся 10,0%, то на 1 января 1998 г. этот показатель составил 19,3%, увеличившись на 9,3 процентных пунктов. Это означает, что в рассматриваемый период внутренний долг вырос как абсолютно, так и относительно.

 

Таблица 1 - Объем и  структура государственного долга  Российской Федерации

Государственный долг

На 1 января года

1994

1995

1996

1997

1998

Внутренний, трлн. руб.

17,2

88,4

196,8

372,6

499,6

Внешний, трлн. руб. / млрд. долл. США, в том числе:

140,5

112,7

425,6

119,9

558,6

120,4

695,0

125,0

779,6

130,8

- долг бывшего СССР, принятый на себя РФ

129,3

103,7

385,5

108,6

477,9

103,0

560,5

100,8

582,9

97,8

- долг Российской Федерации

11,2

9,0

40,1

11,3

80,7

17,4

134,5

24,2

196,7

33,0

Внутренний, % к ВВП

10,0

14,0

13,4

18,1

19,3

Внешний, % к ВВП

61,3

43,0

33,7

28,9

30,1


 

Внешний долг увеличился с 112,7 млрд. долл. до 130,8 млрд., или на 16,1%. При этом долг бывшего СССР, принятый на себя Россией, сократился, но задолженность по внешним займам, предоставленным Российской Федерации, проявила сосем иные тенденции. К началу 1998 г. долг возрос на 266,7%, достигнув величины в 33,0 млрд. долл. Доля нового, собственно российского долга в общей сумме внешней задолженности увеличилась с 7,8% на начало 1994 г. до 25,2% к концу 1997 г., то есть в 3,2 раза. В 1998 г. проявившие себя негативные тенденции сократились, внешний долг возрос до 141,5 млрд. долл.

В начале 1998 г. общий уровень  долговой нагрузки составил 49,4% ВВП. В  результате девальвации рубля 17 августа 1998 г. произошел рост государственного долга с 52% до 120% ВВП.

В течение 1999 г. внешних  заимствований на финансовых рынках было произведено еще меньше, чем в 1998 г., на сумму примерно в 4 млрд. долларов.

За счет внешних заимствований  во второй половине 90-х гг. Россия покрывала до 50% бюджетного дефицита страны. Это объясняется тем, что заимствования на внешнем рынке обходятся России значительно дешевле, чем на внутреннем. И, тем не менее, расходы на обслуживание долга увеличиваются из года в год. В 1996 году они составляли 13,34% всех расходов государственного бюджета, в 1997 г. – 14,78%, в 1998 г. – 24,83%, в 2000 г. – 27,5%.

В федеральном бюджете  на 2000 г. на обслуживание внешнего долга  выделено лишь 10,2 млрд. долл. при необходимых 15,2 млрд. долл. по графику (до новых реструктуризаций). В дальнейшем России по графику платежей предстояло бы выплатить: в 2001 г. – 14,6 млрд. долл., в 2002 г. – 14,6 млрд. долл., 2003 г. – 20,5 млрд. долл., 2004 г. – 14,7 млрд. долл. и 2005 г. – 15,9 млрд. долл., что практически вряд ли возможно.

В настоящее время  внешний долг России складывается из кредитов Парижского и Лондонского клубов кредиторов, кредитов СССР по двусторонним соглашениям, кредитов, выданных России с 1992 г. по двусторонним соглашениям, кредитов международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) и Мирового банка (МБ).

Парижский клуб кредиторов – это в основном страны «большой семерки», заинтересованные в развитии демократических преобразований в странах бывшего СССР. Кредиты, выданные в рамках Парижского клуба – межгосударственные кредиты или банковские кредиты российскому правительству, гарантированные иностранными правительствами.

На 1 июля 2000 года долг России Парижскому клубу кредиторов составил 38,3 млрд. долларов, или 39% долга бывшего  СССР. Внешний долг России по этой статье только за период с 1.01.2000 г. по 01.07.2000 г. сократился на 0,4 млрд. долл. В целом за период 1991-2000 г. долг России Парижскому клубу, несмотря на начисления и уплату процентов, остался практически неизменным – 38 млрд. долл.

Информация о работе Государственный (муниципальный) долг и проблемы его погашения