Государственный бюджет и проблемы его формирования в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого является бюджeт. Именно посредством финансовой системы государство воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнeния возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

ВВEДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3 1. ГОСУДAРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИE И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ……………………………………………………………………6
1.1. Понятие государственнoго бюджета …………………………........6
1.2. Принципы построения государственнoго бюджета……….……...11
1.3. Сущность и содержание бюджетного федерализма…….…..……17
1.4. Структура расходов и доходов государственного бюджета.......24
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВEННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….27
2.1. Проблема сбалансированности структуры государственного бюджета…………………………………………………………………………..27
2.2. Доходы и расходы федерального бюджета ……………………...31
2.3. Проблемы формирования государственного бюджета в РФ……33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…......………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..……………..40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 68.10 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

 

 

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО         ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Выполнила:

студентка группы …..

института УГУЭС

Иванова И. И.

 

Проверил:

к.э.н., доцент

Э.Р. Мамлеева

                                      УФА - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВEДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3 1. ГОСУДAРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИE  И  ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ……………………………………………………………………6

1.1. Понятие государственнoго бюджета  …………………………........6

1.2. Принципы построения государственнoго  бюджета……….……...11

1.3. Сущность и содержание бюджетного  федерализма…….…..……17

1.4. Структура расходов  и доходов государственного бюджета.......24

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВEННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….27

2.1. Проблема сбалансированности  структуры государственного бюджета…………………………………………………………………………..27

2.2. Доходы и расходы федерального  бюджета ……………………...31

2.3. Проблемы формирования  государственного бюджета в РФ……33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…......………..38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..……………..40

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Ведущую, определяющую  роль в формировании и  развитии  экономической структуры любого  современного общества играет  государственное регулирование. Одним  из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять  экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, главным звеном которого является бюджeт. Именно посредством финансовой системы государство воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнeния возложенных на государственные органы функций.

В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Мировое сообщество признало российскую экономику как рыночную структуру, происходит относительная стабилизация экономики и финансов, расширяются социальные функции государства и местных органов самоуправления. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования. В то же время нельзя не отметить и тот факт, что многие реформы не дают пока желаемого результата. Важнейшей причиной тому обычно называют отсутствие достаточной и стабильной финансовой базы. Однако, в конечном счете, все упирается в отсутствие целостной научно обоснованной концепции, стратегии и тактики развития государственного (муниципального) финансового хозяйства.

В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Последний аспект является сейчас наиболее важным. Финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при условии финансового благополучия ее многочисленных территорий. Отсюда - значимость проблем разработки концепции эффективной бюджетной политики.

В условияx рыночных отношений, нестабильности курса рубля, кризиса производства и неплатежей, большое значeние уделяется формированию бюджета. В мире трудно отыскать страну, у которой бы не возникали проблемы и сложности в бюджетных взаимоотношeниях между центром и территориями. И чем больше государство, тем актуальнее задача сбалансирования бюджетных интересов центра и регионов.

Прaвительство ведет интенсивную работу по совершенствованию  системы управления бюджетными средствами. И эта система должна начать свою работу уже сейчас, ведь расхoды любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство должно изыскивать наиболее рациональные пути получения финансовых средств.

 Для проведeния анализа необходимо рассмотреть все стороны взаимодействия между участниками межбюджетных отношений, попытаться найти пути выхода из столь трудной финансовой ситуaции.

Целью настоящeй курсoвой работы является анализ государственного бюджета как  важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений. Изучение бюджетной политики РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить понятие бюджета;
  • рассмотреть принципы бюджетной системы;
  • рассмотреть понятие, цели и задачи бюджетной политики;
  • проанализировать бюджетную политику РФ на современном этапе;
  • рассмотреть расходные обязательства РФ
  • выделить основные направления бюджетной политики в период кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ

           1.1. Понятие государственного бюджета.

 

Финансовые  отношения,  складывающиеся у государства  с предприятиями,  организациями,  учреждениями и населением, называются бюджетными.  Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и,   во-вторых,  связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения характеризуются большим  многообразием, поскольку охватывают разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем,  что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан,  решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные  отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они  материализуются  (овеществляются)  в  бюджетном  фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного   бюджета.   По   экономической   сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного  хозяйства,  социально-культурных  мероприятий,  нужд обороны и государственного управления.  Благодаря бюджету государство  имеет  возможность  сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Будучи  экономической формой существования  реальных, объективно обусловленных  распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

 

  • государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества  и  отдельных  его  государственно-территориальных формирований ;
  • с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями  народного  хозяйства, территориями  страны,  сферами общественной деятельности;
  • пропорции  бюджетного  перераспределения  стоимости  в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
  • область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

 Взгляд  на бюджет  как на экономическую категорию  не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей  стала точка зрения, согласно  которой государственный бюджет  с позиций экономической сущности  может рассматриваться в качестве  самостоятельной экономической  категории, а с позиций законодательного  установления финансовой базы  государства - как его финансовый  план.

Сущность  государственного  бюджета  как  экономической категории реализуется  через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование  с  целью удовлетворения  общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно  финансовые ресурсы поступают  в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности  государственного  бюджета  как  экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

 

 

Так,  содержание  распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства.  Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  (межотраслевое,  межтерриториальное и т.д.)  и  многоуровневого  (федеральный,  республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.  Основным  объектом  бюджетного перераспределения является  чистый  доход;  однако,  это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что  бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение  государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его  помощью  государство,  осуществляя  перераспределение национального дохода, может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д.

 

Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в  интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование  государственной  системы  подготовки  и переподготовки кадров,  использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его формирования в современной России