Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране

Файлы: 1 файл

1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономи.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Графически изобразить дефицит и профицит можно следующим  образом:

                  T, G


                                            сбалансированный

                                                                        бюджет

   

                                 бюджетный 

дефицит 

 

 

                                                            E             профицит                                                                                    

 

                                                      Y                                                     

 

Рисунок 1. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит 
государственного бюджета

G – Государственные расходы; T – налоговые поступления; Y – доход.                  В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G

 Таким образом,  при низком уровне дохода будет  наблюдаться бюджетный дефицит,  при высоком – бюджетный излишек.

При возникновении бюджетного дефицита, государство должно его  покрыть с наименьшими потерями для экономики. Для этого существует несколько путей.

    1. Сокращение расходов государственного бюджета.

Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может  усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что, в свою очередь, снижает стимулы производства.

      1. Увеличение налогов.

Этот путь приводит к  снижению инвестиций и потребления, которое в свою очередь препятствует росту ВНП, из-за суженой емкости  рынка.

         3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит за счет:

  • обращения государства за кредитом к национальным банкам;
  • превращение кредита во внешний долг при его получении от 

  иностранных государств;

    • выпуска государственных ценных бумаг – облигаций.

Обращение к банковским структурам за кредитом ведет к увеличению спроса на деньги, следовательно – к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели компенсируют это ростом отпускных цен. Для многих инвестиции становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВНП.

При обращении к внешнему долгу по истечению срока кредита  происходит утечка национального долга  за границу, т.к. кредит надо возвращать и выплачивать по нему проценты.

Форма внутреннего долга – выпуск государственных ценных бумаг, займы денег у населения или обязательства перед отечественными банками. Происходит стимулирование частного инвестиционного спроса. Но такой долг изымает свободные денежные ресурсы и ведет к удорожанию кредита.

Государственный долг ведет  к негативным социальным последствиям. Происходит усиление дифференциации населения, которая происходит вследствие выплаты  долга за счет налогов. Доходы населения  уменьшаются на величину выплаченных  налогов. Эти средства попадают узкому кругу лиц, купивших ранее ценные бумаги. В результате разрыв между слоями населения в благосостоянии становится еще больше.

4. Выпуск дополнительной денежной массы – эмиссии. Самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу государство прибегает в случае невозможности или неумения использовать иные источники. Выплата долга происходит обесцененными деньгами, по существу это отказ от части долга.

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга.  Принято считать, что если дефицит  государственного  бюджета  не  превышает  5%  ВНП страны, то он допустим. Ежегодные бюджетные дефициты, складываясь,  образуют государственный долг.

  Управление государственным долгом включает следующие меры:

  • эффективное использование средств заимствования;
  • поиск средств  для выплаты долга;
  • нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Во многих странах  существуют специальные службы по управлению государственным долгом. Их задача – не допустить превышения долга над ВВП более чем в 2,5 раза.

Эффективное использование  средств заимствования предполагает направление их в проектах, позволяющий  за отдельный срок получить доход, превышающий  не только сумму долга, но и выплату  по нему процента. Величина процента становится минимальным критерием эффективности использования заемных средств. Их доходность должна превышать эту величину. В таком случае государство не только выплатит процент, но и получит дополнительный доход. Невыполнение данного условия  создает проблемы поиска средств из других источников для выплаты долга.

Государственный долг существенно  меняет состояние денежного рынка. При его росте происходит дополнительное предложение денег. Это может  возникнуть не только из-за покрытия государством долга за счет печатания денег или за счет внешних заимствований. Из-за большого внутреннего долга государству приходится расходовать резервы банков, привлекать сбережения населения. Такие действия ведут к снижению покупательной способности национальной валюты, ведет к инфляции. Проплата долга, наоборот, ведет к уменьшению количества денег в обращении, что рождает тенденции, сдерживающие экономический рост.  Для устранения подобных нежелательных явлений Центральный банк в период увеличения государственного долга может проводить политику дорогих денег и политику дешевых денег в период его проплаты. В этих же целях используется налоговая политика. В период увеличения задолженности государство ужесточает ее, а в период погашения долговых обязательств смягчает. 

Бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением. Бюджетная несбалансированность может  быть полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение  между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться, как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твёрдый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привёл бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.

 Бюджет называется сбалансированным, если государственные расходы и налоги увеличиваются на одну и ту же величину (∆G = ∆T).

Мультипликатор государственных  расходов – это отношение прироста ЧНП к приросту государственных расходов:   


Подобно I и G, налоги (Т) также обладают мультипликационным (множительным) эффектом, но он слабее:  


Поскольку же MPC < 1,  постольку   k < k  .

Предположим, налоги (Т) сократились. Это привело к росту личных доходов. Но на потребление идет не весь прирост, а часть его, определяемая предельной склонностью к потреблению. Отсюда прирост совокупного потребления и соответственно спроса будет равен:  ΔС = ΔТ · МРС

В долговременном периоде  эта величина даст обычный мультипликативный  эффект, который определит прирост ЧНП. Налоговый мультипликатор : k  = ΔY / ΔТ

При увеличении налогов  ЧНП будет сокращаться. Но такое  сокращение можно компенсировать, если доходы государства от увеличения налогов  направить на увеличение государственных  расходов.

Предположим, что налоги увеличились на 20 единиц и на ту же сумму увеличились государственные расходы. На первый взгляд эти изменения взаимопогашаются и ЧНП остается прежним. Но при более пристальном анализе мы обнаружим, что эффект примененных рычагов разный.

Если предельная склонность к потреблению (МРС) равна ¾, то увеличение налога на 20 единиц приведет к сокращению потребления на 15 единиц (20 · ¾ = 15), и кривая совокупного спроса опустится вниз (рис.2) 

          Если   весь   поступивший     в       AD


бюджет доход   направить на  госуда-  


рственные расходы,   то  кривая  сово-

купного    спроса     поднимется вверх.


Если уменьшение совокупного спроса          0       Q1        Q                     ЧНП за счет роста налогов составило 15 ед.,             Рис 2. Кейнсианский крест.     


а увеличение госрасходов   на всю                 мультипликатор, показывающий                                              величину налоговых поступлений 20,             изменение ЧНП от изменения                                                   

то чистый прирост совокупного спроса           инвестиций.                                                                                    

составит 5 единиц. Умноженный     на мультипликатор государственных расходов, он даст величину прироста ЧНП. Таким образом, возникает мультипликатор сбалансированного бюджета.

        Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, приводит к увеличению выпуска продукции (ЧНП). Причина того, почему объём выпуска продукции увеличивается (вместо того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов, сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину. Он  обычно  равен единице, редко открыто используется, как инструмент фискальной политики, так как увеличение налогообложения повсюду является непопулярной мерой.

    3. Балансирование госбюджета и его особенности в России.

В любом бюджете  доходы и расходы должны быть сбалансированы  Государство должно вести постоянную работу по балансированию бюджета, чтобы  избежать плохих последствий. Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Экономисты предлагают три основных подхода к проблеме сбалансированности бюджета.

Первый подход: Он ориентирован на ежегодную сбалансированность бюджета, это означает объявление его сбалансированности основной целью

государственных финансов. Ежегодный балансируемый бюджет усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, увеличившейся безработицы, происходит сокращение доходов, которое взаимосвязано уменьшает налоговые поступления в государственную казну. В такой ситуации  правительство стремится сбалансировать бюджет, оно либо увеличивает налоги, либо сокращает государственные расходы или и то и другое. Но эти меры являются сдерживающими: каждая из них ещё больше сокращает совокупный спрос, что приводит к дальнейшему снижению общественного производства.

При профиците государственного бюджета в условиях инфляции и  роста доходов, чтобы не допустить  превышения доходов над расходами, правительство должно снижать налоги, или же увеличивать расходы или и то и другое одновременно. В этом случае сбалансированность бюджета достигается путём раскручивания инфляционной спирали.

Второй подход: Он предполагает достижение сбалансированности бюджета в течение экономического цикла, при этом он не должен балансироваться ежегодно. В этом случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется одновременно, как инструмент антициклического регулирования и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Для того, чтобы противостоять спаду общественного производства, правительство может снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызвав дефицит. В ходе следующего подъёма и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Таким образом, правительство может сбалансировать бюджет не на ежегодной основе, а в период на несколько лет.

Сторонники этой концепции  считают, что надо стремиться к балансу  бюджета в течение всего цикла  деловой активности. С точки зрения кейнсианцев, этого можно достичь  с помощью продуманной фискальной политики. Монетаристы предлагают придерживаться рациональной политики денежного обращения. Защитники этой теории считают что бюджет выступает инструментом антициклической политики.

Проблемой этого подхода  является то, что подъёмы и спады в экономическом цикле неодинаковы по глубине и длительности. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным и небольшим подъёмом и наоборот. В этих двух случаях будет наблюдаться циклическая разбалансированность    государственного бюджета.  

Третий подход рассматривает фискальную политику в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства (т.е. целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики). При этом вопрос о ежегодной или циклической сбалансированности бюджета является второстепенным. Основной целью государственных финансов является макроэкономическая стабильность, а сбалансированность госбюджета рассматривается, как один из составляющих элементов этой стабильности. В соответствии с этим подходом, развитие экономики может сопровождаться бюджетными дефицитами или профицитами. Следовательно, предполагается, что макроэкономическая стабильность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.

Небольшой бюджетный  дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим  хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Информация о работе Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции