Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране

Файлы: 1 файл

1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономи.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)


1. Государственный  бюджет, его структура и основные  макроэкономические функции.

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих  средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.

 Государственный бюджет, являясь основным финансовым  планом государства, дает органам  власти реальную экономическую  возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

  Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых государством от различной деятельности, причем в рыночной экономике основные поступления в госбюджет – это подоходный налог с населения (до 80%).  

 

 К основным налогам, обеспечивающим наибольшие поступления в бюджет  относятся:

  • налог на доходы с физических лиц;
  • налог на прибыль корпораций;
  • налоги на товары и услуги (НДС, налог с продаж, акцизы, пошлины и т.д.);
  • налоги на капитал (на наследство, имущество, землю и т.д.).

Налоги делятся на прямые, которые взимаются с физических и юридических лиц, и косвенные, которые взимаются путем установления надбавки к цене товаров и услуг.

Чаще всего прямые налоги являются прогрессивными, т.е. чем  выше доход налогоплательщика, тем  большая часть достанется государству  в виде налога. Косвенные налоги являются регрессивными, т.е. их доля находится в обратной зависимости от величины дохода налогоплательщика.

Структура доходов непостоянна  и зависит от конкретных экономических  условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической  политикой. Любое изменение структуры  бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.

Расходная часть  государственного бюджета предполагает обеспечение затрат государства на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, затраты на дотации предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться.

Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы - это  часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.

Капитальные расходы - это  часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

В категорию "Предоставление кредитов за вычетом погашений" включается группа "Предоставление кредитов".

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Общая структура  бюджета.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

1.  Федеральный бюджет решает такие задачи как национальная оборона, обустройство и охрана государственных границ, фундаментальные научные исследования; 

2.  Задачи, решаемые  на уровне субъекта Федерации: реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), финансирование приоритетных для данного региона экономических программ, жилищно-комунальное хозяйство;

3.  На местном уровне решают следующие задачи: содержание органов местного самоуправления, спорт, культура.

     При этом  бюджеты нижестоящих органов  самоуправления не входят своими  доходами и расходами в бюджеты  вышестоящих уровней, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.  

В 1995 г. законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», было введено новое понятие – муниципальное образование. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального, территориального бюджета субъекта РФ. Необходимо отметить, что понятия «местные бюджеты», «бюджеты муниципальных образований» на практике рассматриваются как синонимы.

 Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Федеральный бюджет –  центральное, стратегическое звено  бюджетной системы РФ. Определяющее значение для реализации задач бюджетной политики государства имеют его параметры – объем доходов и расходов, их структура, доля доходов государства, централизуемая в федеральном бюджете, его сбалансированность.

  Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

• распределительную;

• контрольную;

• стимулирующую;

• социальную;

•функцию по обеспечению  существования государства.

Проявление распределительной функции обусловлено тем, что происходит концентрация денежных средств в руках государства, далее эти средства распределяются и перераспределяются между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения и между некоторыми видами услуг. В результате формируются различные фонды денежных ресурсов (государственные, местные бюджеты, пенсионные фонды, фонды социальной защиты и др.).

Стимулирующая функция проявляется в том, что государство, регулируя экономические отношения (с помощью распределительной функции), способно усиливать или сдерживать темпы роста производства, изменять структуру спроса и предложения, т.е. воздействует на экономику в зависимости от ситуации в стране.

Социальная функция проявляется в финансировании социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, образования и т.п.

С помощью контрольной функции, возможно, определить своевременность и полноту ресурсов, поступающих в распоряжение государства, как они распределятся и эффективно ли используются. Отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального дохода.

Функция обеспечения  существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата   управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.

 

2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор

сбалансированного бюджета.

Бюджет может иметь  три вида итога: баланс, профицит и  дефицит.

Баланс бюджета – это равенство его доходов и расходов. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо (расходы равны доходам), возможен только теоретически. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.

Профицит  может возникнуть следующим образом:

  • если бюджет составляется сбалансированным или дефицитным, однако доходы, фактически полеченные в процессе исполнения бюджета, превысили запланированную законом о бюджете сумму доходов или сумму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита;
  • если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, при том что расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны;
  • если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам;
  • если в целях получения профицита запланированная сумму доходов изначально превышает сумму расходов, при том расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны.

 

Превышение расходов по государственному бюджету над  доходами называется бюджетным дефицитом. Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

Каким же образом  образуется государственный дефицит? Он возможен, когда государство расходует  деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, то в стране образуется бюджетный дефицит и государственный долг.

Бесспорно, бюджетный  дефицит - нежелательное для государства  явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Бюджетный дефицит  возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера, например  как:

•спад общественного  производства;

•значительный объем  капиталовложений;

•чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия);

•высокие военные  расходы;

•неэффективная внешнеэкономическая  политика;

•огромные непроизводительные расходы, хищения;

•истощение месторождений  полезных ископаемых;

•излишне, неоправданно раздутые социальные программы;

•в связи с необходимостью осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики и  д.р.

Размеры дефицитов колеблются в зависимости от конкретной экономической  ситуации. При неблагоприятных экономических условиях дефициты возрастают.

 Бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.

Активный  дефицит обусловлен политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности, создаются предпосылки для нарастания инфляционных процессов.

Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов (налогов) в результате падения экономической активности.

Информация о работе Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции