Бюджетные средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.С помощью государственного бюджета государственные власти по-лучают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, осуществление социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Файлы: 1 файл

referatbank-7887.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Обобщая содержание принципов построения бюджетной  системы можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

 

1.1 Бюджетная  классификация доходов

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Центральное место в  финансовой системе любого государства  занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Таким образом, государственный бюджет дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

· первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Классификация доходов  бюджетов Российской Федерации основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ - федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления. Они нашли свое отражение в классификации доходов бюджетов РФ (приложение 2 к Закону о бюджетной классификации), включающей пять групп доходов:

1) налоговые доходы;

2) неналоговые доходы;

3) безвозмездные перечисления;

4) доходы целевых бюджетных  фондов;

5) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В п. 2 комментируемой статьи определен состав налоговых доходов.

К налоговым доходам  относятся предусмотренные налоговым  законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, а также пени и штрафы.

Но охарактеризуем более  подробно безвозмездные перечисления.

Согласно п.5 ст.41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к  безвозмездным и безвозвратным  перечислениям относятся перечисления в виде:

- финансовой помощи  из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

- субвенций из Федерального  фонда компенсаций и (или) из  региональных фондов компенсаций;

- субвенций из местных  бюджетов бюджетам других уровней;

- иных безвозмездных  и безвозвратных перечислений  между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездных и безвозвратных  перечислений из бюджетов государственных  и (или) территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- безвозмездных и безвозвратных  перечислений от физических лиц  и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Дадим определения вышеуказанных  перечислений:

Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Общим для дотаций, субвенций и  субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Нужно отметить, что дотация, субвенция  и субсидия как методы наделения  финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и  субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.

Безвозмездные перечисления, классифицируются по источнику их получения: от нерезидентов; бюджетов других уровней; государственных внебюджетных доходов; государственных организаций; наднациональных организаций; средств, передаваемых в целевые бюджетные фонды; прочих безвозмездных перечислений.

В доходы бюджетов могут также входить  безвозмездные перечисления по взаимным расчетам Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами различных уровней в случае внесения изменений в налоговое или бюджетное законодательство РФ, при передаче полномочий по финансированию расходов или передаче доходов, которые произошли уже после утверждения закона о бюджете и потому не учтены в нем..

Следует отметить, что в разных источниках, по-разному трактуется как структура доходов, так и отдельные ее источники. В частности, иногда безвозмездные перечисления именуют как трансферты (финансовая помощь). Этот источник доходов принят исключительно в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней. Для большинства региональных и особенно местных образований они имеют большую роль, поскольку составляют значительную долю доходов их бюджетов, достигающую в ряде случаев 70-80%. Характерной чертой дотаций и субвенций служит целевой характер. Так, это может быть помощь для поддержания минимальной бюджетной обеспеченности или специфических функций (административных, военных, экологических и т.д.) органов власти административно-территориальных образований.

Безвозмездные перечисления относятся к собственным доходам  бюджетов, т.е. доходам, закрепленным на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством.

Но, следует учитывать, что финансовая помощь (дотации, субвенции, субсидии) не относится к собственным  доходам соответствующего бюджета и государственного внебюджетного фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 

Для совершенствования  бюджетного финансирования осуществляется бюджетное выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное.

Вертикальное выравнивание - это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений).

На вышестоящий уровень  накладываются обязательства: в  случае, если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования возложенных на него функций, центральное правительство обязано предоставить этому региональному или местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы. Центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета.

Вертикальное выравнивание непременно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором.

Таким образом, получается, что к расходам федерального бюджета  на решение социально-экономических задач федерального масштаба добавляются еще и расходы на достижение сбалансированности бюджетной системы (дотации на сбалансированность уровня бюджетной обеспеченности).

В основу организации  вертикального бюджетного регулирования  положены такие принципы, которые  стимулируют к понижению дефицита бюджета, например - существующая методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов). Первая его часть направляется в адрес так называемых “нуждающихся” регионов, вторая - в адрес “особо нуждающихся”. “Нуждающимся” считается регион, среднедушевые доходы которого ниже, чем в среднем по России, “особо нуждающимся” - регион, бюджетные расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Таким образом, перерасход средств региональных бюджетов на основе данной методики будет автоматически покрыт из федерального бюджета. Естественным результатом этого является то, что стремление федерального Правительства снизить дефицит бюджета наталкивается на экономически обусловленное противостояние регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Межбюджетные  трансферты, поступающие из федерального  бюджета

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в виде:

1. Дотаций на выравнивание  бюджетной обеспеченности субъектов  РФ, которые распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ в соответствии с требованиями БК РФ. Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

Проект распределения  дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов РФ между субъектами РФ вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона.

При этом допускается  утверждение на плановый период нераспределенного  между субъектами РФ объема дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в размере не более 15% общего объема указанных дотаций, утвержденного на плановый год планового периода, и не более 20% общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предоставляются субъектам РФ, уровень расчетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и налоговой базы, и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально - экономических, географических, климатических и иных объективных факторов, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

В составе дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы  и условия, учитываемые при определении  уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объем указанных дотаций не может превышать 10% объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Министерство финансов РФ до 1 июля текущего года направляет в исполнительные органы власти субъектов  исходные данные для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на очередной финансовый и плановый период до 20 июля текущего финансового года проводит сверку указанных данных с исполнительными органами власти субъектов РФ в порядке, установленном Министерством Финансов РФ.

Информация о работе Бюджетные средства