Бюджетно-налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 05:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность бюджетно-налоговой политики государства и рассмотреть ее особенности на примере Республики Беларусь.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
- определить цели бюджетно-налоговой политики;
- рассмотреть виды и инструменты фискальной политики;
- проанализировать дискреционную и недискреционную фискальную политику, её особенности;
- изучить особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3
1 Бютжетно-налоговая политика государства………………………... 5
Краткосрочные и долгосрочные цели бютжетно-налоговой
политики и ее инструменты…………………………………………… 5
1.2 Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика…….....7
2 Дискреционная фискальная политика………………………………11
2.1 Государственные закупки. Мультипликатор
государственных закупок………………………………………………11
2.2 Социальные выплаты (трансферты), их влияние
на совокупный выпуск………………………………………………….13
2.3 Налогообложение. Налоговый мультипликатор………………….15
3. Недискреционная фискальная политика: “встроенные
стабилизаторы”………………………………………………………….17
4. Эффективность фискальной политики. Особенности
бютжетно-налоговой политики в Республике Беларусь …………….19
Заключение………………………………………………………………24
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая 1 (бюджетно-налог. полит.) (Автосохраненный).docx

— 395.83 Кб (Скачать файл)

.                                                                      (17)

Таким образом, наличие мульпликационного эффекта в экономике приводит к тому, что меры дискреционной бюджетно-налоговой политики могут положительно влить на экономическую ситуацию в стране, при условии хорошо развитой системы прогнозирования экономических процессов и явлений, а также возможности сокращения  временного лага.  

3 НЕДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ

 

 

Ограниченные возможности  дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным  новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным типом  макроэкономической политикой, а именно недискреционной, или автоматической бюджетно-налоговой политикой.

Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который  без содействия государства устраняет  неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными  встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты [10. c.105].

Основой для таких действий является лишь наличие рецессивного или инфляционного разрыва. Имеются  три основных "встроенных" стабилизатора:

Пособия по безработице. Если растет безработица, то и поступления  от налогов для обеспечения пособий  по безработице падают из-за общего снижения занятости. Но платежи по таким  пособиям будут расти автоматически. Напротив, если фактическая норма  безработицы низка, а занятость  велика, налоговые поступления растут, а число пособий сокращается. Во время спада программа пособий  будет иметь налоговый дефицит, а во время подъема - излишек. Чтобы  точно определять дефицит или  излишек, экономисты применяют понятие  бюджета полной занятости. Бюджет полной занятости показывает, каковы были излишки и дефициты, если бы экономика  в течение полного года действовала  на уровне потенциального национального дахода. Во время спада дефицитное финансирование пособий помогает преодолеть спад. Во время подъемов излишки в бюджете сокращают спрос и помогают преодолеть инфляционный разрыв.

Налоги на прибыль. Прибыль - самая чувствительная к циклическим  изменениям форма доходов. Она падает сильнее остальных видов доходов  во время рецессии и растет быстрее  во время оживления. Точно так  же резко колеблются и налоговые  поступления от прибылей корпораций. Падение поступлений сразу расширяет  дефицит госбюджета, увеличение - сокращает  дефицит.

Прогрессивный подоходный налог. И в этом случае налоговые поступления будут падать во время спада, и расти во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, т.е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний.

Таким образом, автоматическая бюджетно-налоговая политика - это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений и социальных выплат, независимые от принятия решений правительством.

Необходимо отметить, что встроенные стабилизаторы не, могут полностью предотвратить нежелательные колебания совокупного спроса (и в сторону уменьшения, и в сторону повышения), Но они способны уменьшить размах колебаний, по некоторым оценкам, приблизительно на 1/3.

На практике правительства развитых стран проводит комбинированную бюджетно-налоговую политику, сочетающую дискреционные и недискреционные методы.

 

 

4 ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ  ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ  ПОЛИТИКИ В БЕЛАРУСИ

 

 

 

Стратегическая цель развития Республики Беларусь - создание социально  ориентированной рыночной экономики. Это предопределяет совокупность средств  и приемов, необходимых для реализации намеченной цели. С одной стороны  для ее достижения необходимо создание и использование рыночных механизмов, с другой -  комплекса мер государственного воздействия, т.е. определенной государственной  политики.

В Республике Беларусь необходимость  государственного вмешательства вызвана  сложной социально-экономической  ситуацией. Государства в связи  с отсутствием рыночной среды  регулирует изменения совокупного  спроса и совокупного предложения, объемов сбережений и направлений  инвестиционной деятельности.

Для воплощения в реальной действительности нового для экономики  механизма регулирования формируется  бюджетно-налоговая политика, в которой четко определены цели и поставлены задачи.

Существующая в Беларуси бюджетно-налоговая система представляет собой совокупность длительно действующих, законодательно установленных норм и положений, регламентирующих применение определенного перечня и состава налогов и сборов, взимаемых в бюджет, а также процедуры составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Изменения этих норм и положений, выступающие из общей социально-экономической стратегии развития и достигнутого состояния системы, предполагают проведение различных по глубине и масштабам реформ налогового законодательства, имеющих долгосрочные последствия и перспективы.

На протяжении переходного периода  стратегические цели фискальной политики Республики Беларусь менялись. В течение  первых четырех лет необходимо было остановить резкое падение производства, вызвавшее обесценивание белорусского рубля. Преимущественно проводилась  дискреционная стимулирующая фискальная политика, направленная на поддержание  работы стратегически важных производств  и недопущение массовой безработицы. В связи с этим с 1993 г. увеличивался дефицит госбюджета за счет роста  госрасходов, что в конечном итоге  увеличило темпы роста ВВП с 1995 г. Однако проводимая долгое время бюджетно-налоговая стимулирующая политика способствовала в 1993-1995 гг. ускорению инфляции наряду с другими факторами. После 2001 г., когда темпы инфляции сократились, фискальная политика приобрела направление стимулирующей инвестиционной политики. В 2003 г. экономика вышла из кризиса, достигнув предкризисного уровня 1990 г. В связи с этим в 2004 г. мел место профицит госбюджета. [4. c.123]

Особенностью белорусской налогово-бюджетной  политики является высокий уровень  дотаций для экономики по сравнению  с развитыми странами. Так, удельный вес дотаций и субсидий к ВВП  в течение 2003— 2005 гг. колебался в  пределах 3—8 %.

В период 2007-2010 гг. Правительство  в Беларуси продолжало проводить  стимулирующую фискальную политику за счет роста государственных расходов, по таким направлениям как: жилищное строительство, финансирование государственных  программ,  централизованное инвестирование в некоторые отрасли экономики. Основным источником государственных  расходов оставался бюджет, который  формируется за счет налогов, поэтому  налоговая политика продолжала сохранять  фискальную направленность, т.е пополнение доходов государственного бюджета.

Проведем анализ расходов республиканского бюджета в республике Беларусь и их структуры за три  года.

Расходы консолидированного бюджета  в 2010 году были профинансированы  в  сумме  34,2 млрд. рублей. По сравнению  с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%. Расходы  республиканского бюджета  Беларуси в 2011 году  профинансированы в сумме 51,9 млрд. руб., что  на 51,8% выше уровня  2010 года (рис.4.1).

Относительно  ВВП  расходы  бюджета в Республике Беларусь в 2011 сократились на 0,1 %, составив 29,8 % ВВП (рис.4.2). 

Динамика расходов в 2009 и 2010 годах определялась целями социально-экономического развития Беларуси, и в определяющей мере была обусловлена увеличением  помощи в обеспечении граждан  жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств  больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов республиканского бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,0% процентных пункта [7].

 

Рисунок 1- Исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь, 2009-2011годы

Источник: собственная разработка на основе приложения А

 

 

 

Рисунок 2 – Параметры  республиканского бюджета в 2009-2011 гг., в % к ВВП

Источник: собственная разработка на основе приложения А

 

Динамика  расходов республиканского  бюджета в 2011 году определялась,  главным  образом, исполнением  принятых  социальных обязательств  государства,  в  частности, выплатой  заработной  платы,  пенсий, пособий.  Значительное  влияние  на исполнение  бюджетных  обязательств оказали  инфляционные  процессы  и девальвация национальной валюты. 

В  этих  условиях  в 2011 году реализовывалась  жесткая  бюджетная политика, направленная  на  оптимизацию государственных  расходов  с  целью ограничения  инфляционных процессов в экономике  и  одновременно недопущения  резкого  экономического спада. Введены ограничения на бюджетные расходы, в  том  числе  на  инвестиционные цели.  При  этом  приоритетами финансирования  были  определены: обслуживание  и  погашение государственного  долга,  обеспечение функционирования  бюджетных учреждений;  расходы  на  медицинское обслуживание;  оплата  потребленных энергоресурсов. 

В расходах республиканского бюджета в Беларуси в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы, так в 2010 году они составили 74,4%, а в 2011году -80,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6% в 2010 году и 29,7 в 2011году. Доля капитальных расходов составила в 2011 г. 19,1% в 2010 г. -25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов. Значительная доля расходов республиканского бюджета представлена статьей «Общегосударственные расходы», ее доля в 2010 г. составила 41,7 % и увеличилась в 2011 году до 47,9%, т.е на 6,2% (рис.4.3) [7]. Более 60% от данного вида расходов идет на трансферты бюджетам местного уровня (приложение А).

Девальвация  белорусского  рубля вызвала  рост  расходов  по  обслуживанию государственного  долга, других  расходов бюджета, осуществляемых  в  иностранных валютах.  Удельный  вес  расходов  на обслуживание  государственного  долга  в общих  расходах  консолидированного бюджета  составил 4,2% вместо 2,1% в 2010 году.

Рисунок 4.3- Структура расходов консолидированного бюджета

Источник: собственная разработка на основе приложения А

 

Республиканский бюджет  в 2011  году  исполнен  с  профицитом  в размере 2,2 млрд. руб., или 2,3% ВВП (в 2010 году – дефицит – 2,6% ВВП) (рис.4.2), что в определенной  мере  было  обусловлено необходимостью  сдерживания  бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов [7].

Расходы республиканского бюджета в 2011 году сложились составляют 46,5% расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.

 Таким образом, анализ показал, что государственный бюджет в Республике Беларусь в 2011 году, был сформирован с профицитом, который возник по причине значительного роста доходов, а не сокращения расходов бюджета.  В структуре расходов бюджета, за анализируемый период значительных изменений не произошло, значительная часть расходов приходится на общегосударственные расходы и финансирования социальной сферы.  

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Бюджетно-налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию бюджетно-налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной бюджетно-налоговой политики.

На выбор конкретного  варианта решения в области бюджетно-налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.

На практике бюджетно-налоговая политика осуществляется через бюджетный и   налоговый механизмы, которые представляют собой совокупность организационно-правовых форм, методов и инструментов управления государственными расходами и налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового и бюджетного законодательства.

2. Существующая в Беларуси  бюджетно-налоговая система представляет собой совокупность длительно действующих, законодательно установленных норм и положений, регламентирующих применение определенного перечня и состава налогов и сборов, взимаемых в бюджет, а также процедуры составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

На протяжении переходного периода  стратегические цели фискальной политики Республики Беларусь менялись. В течение  первых четырех лет необходимо было остановить резкое падение производства, вызвавшее обесценивание белорусского рубля. Преимущественно проводилась  дискреционная стимулирующая фискальная политика, направленная на поддержание  работы стратегически важных производств  и недопущение массовой безработицы. Однако эта политика способствовала в 1993-1995 гг. ускорению инфляции наряду с другими факторами. После 2001 г., когда темпы инфляции сократились, фискальная политика приобрела направление стимулирующей инвестиционной политики.

Особенностью белорусской налогово-бюджетной  политики является высокий уровень  дотаций для экономики по сравнению  с развитыми странами.

Действующая белорусская система  налогообложения построена на лидирующей роли фискальной функции. Об этом свидетельствует  высокий удельный вес косвенных  налогов в доходах бюджета, которые  не оказывают стабилизационного  влияния на динамику ВВП.

3. В течение последнего пятилетия в Республике Беларусь проводилась последовательная работа по совершенствованию налогового законодательства и снижению налоговой нагрузки на экономику страны. В результате величина налоговой нагрузки в 2010 году снизилась по сравнению с 2006 годом на 6,5 процентного пункта.

Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых  платежей, снижением ставок налогов, сокращением объектов налогообложения  и исключением отдельных субъектов  из состава плательщиков налогов. Так, в 2010 году отменены сбор в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств и налог с продаж, а  также сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. Из объектов налогообложения экологическим  налогом исключены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками, из объектов налогообложения  налогом на добычу природных ресурсов – вода, используемая на технологические  нужды при производстве алкогольных  и безалкогольных напитков, из состава  плательщиков экологического налога исключены  субъекты предпринимательской деятельности, у которых годовой объем образования  неопасных отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности  населения, составляет 50 и менее  тонн.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика