Бюджетно-налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 05:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность бюджетно-налоговой политики государства и рассмотреть ее особенности на примере Республики Беларусь.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
- определить цели бюджетно-налоговой политики;
- рассмотреть виды и инструменты фискальной политики;
- проанализировать дискреционную и недискреционную фискальную политику, её особенности;
- изучить особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3
1 Бютжетно-налоговая политика государства………………………... 5
Краткосрочные и долгосрочные цели бютжетно-налоговой
политики и ее инструменты…………………………………………… 5
1.2 Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика…….....7
2 Дискреционная фискальная политика………………………………11
2.1 Государственные закупки. Мультипликатор
государственных закупок………………………………………………11
2.2 Социальные выплаты (трансферты), их влияние
на совокупный выпуск………………………………………………….13
2.3 Налогообложение. Налоговый мультипликатор………………….15
3. Недискреционная фискальная политика: “встроенные
стабилизаторы”………………………………………………………….17
4. Эффективность фискальной политики. Особенности
бютжетно-налоговой политики в Республике Беларусь …………….19
Заключение………………………………………………………………24
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая 1 (бюджетно-налог. полит.) (Автосохраненный).docx

— 395.83 Кб (Скачать файл)

Правительство может одновременно увеличивать государственные расходы и сокращать налоги, чтобы вызвать желаемый первоначальный рост расходов и, в конечном счете, увеличить совокупный спрос и реальный ВВП.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве  экономики) (рис. 1.2 (б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:

а) сокращение государственных  закупок;

б) увеличение налогов;

в) сокращение трансфертов.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда [3, с. 283].

Если правительство собирается контролировать инфляцию, то его фискальные меры должны носить совершенно иной характер по сравнению с теми, которые оно применяло для борьбы со спадом.

Когда экономика сталкивается с инфляцией спроса, фискальная политика должна быть направлена на создание бюджетного избытка, т. е. на превышение налоговых поступлений над государственными расходами.

Правительство может сократить свои расходы для замедления темпов или полной ликвидации инфляции, что изображено на рис. 1.2, (б), уменьшение расходов сместит кривую совокупного спроса влево. При условии, что цены обладают гибкостью к понижению, они возвратятся на уровень Р2, т. е. на уровень до начала инфляции. Реальный объем производства останется на уровне максимальных производственных возможностей.

В реальной экономике цены «устойчивы» к понижению, поэтому, чтобы сдержать инфляцию, надо помешать росту уровня цен, а не пытаться снижать их до прежнего уровня. Обычно инфляция спроса постоянно сдвигает кривую совокупного спроса вправо. Следовательно, цель фискальной политики — остановить эти сдвиги, а не восстанавливать прежний, более низкий уровень цен. Тем не менее, рис. 1.2 выявляет основной принцип: сокращение государственных расходов может сдержать инфляцию спроса.

Точно так же, как правительство снижает налоги для увеличения потребительских расходов, оно может прибегнуть к повышению налогов для сокращения потребительских расходов. Повышение налогов приведет к сокращению потребительских расходов, совокупный спрос сместится влево а уровень цен упадет с Р1 до Р2. Это обеспечит контроль за инфляцией спроса.

 

 

  1. ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

2.1 Государственные закупки. Мультипликатор государственных закупок

 

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым, относят способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются:

а) затраты на расширенное  воспроизводство

б) непроизводительные расходы  государства

в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;

г) проведение структурной  политики;

д) содержание военно-промышленного  комплекса и др.

С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы и т.п., государство стремится добиться, возможно, более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

В зависимости от характера  использования прямых и косвенных  методов различают два вида фискальной политики государства:

а) дискреционную фискальную политику;

б) автоматическая фискальная политика (встроенный стабилизатор) [3.c.123].

Дискреционная (от лат. Discrecio – действующий по своему усмотрению) значит произвольная, зависящая от сознательного решения исполнительной власти. Данная политика требует изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Но этот процесс медленный. Именно медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики.

Например, правительство намерено проводить расширительную политику для стимулирования совокупного спроса, поскольку экономика находиться в состоянии рецессивного разрыва. Однако пока все законодательные процедуры были соблюдены, эта политика начала действовать с некоторым опозданием. В результате стимулы от этой политики подействовали лишь тогда, когда экономика сама стала возвращаться к состоянию полной занятости. Из-за наложения двух однонаправленных действий возник избыточный спрос, а с ним начался рост цен, который подтолкнул чрезмерный рост предложения. Начался инфляционный разрыв, и теперь уже необходима ограничительная дискреционная политика, а правительство еще тогда проводит в жизнь старое решение о расширительной дискреционной политике.

Используя кейнсианскую модель макроэкономического равновесия, рассмотрим механизм воздействия дискреционной фискальной политики.

Экономика находится в равновесии, если фактические расходы (Y) равны планируемым (Е). В закрытой экономике Е – С + I + G, а равновесие достигается в точке А, где Y=Е (рис.2.1).

 

Рисунок 2.1 – Влияние увеличения государственных расходов на доход

Источник: [11]

 

Рассмотрим воздействие изменения государственных расходов. При росте государственных расходов на ∆ G кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную ∆G, равновесие перемещается из точки А в точку В, объем производства увеличивается с Y1 до У2 на величину ∆ Y, причем ∆ Y больше ∆ G (рис. 2.1). Отношение ∆ Y/∆ G изменения национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов называется мультипликатором государственных расходов.

Мультипликативный процесс начинается, когда расходы возрастают на ∆G, что означает увеличение дохода па эту же величину, что в свою очередь увеличивает потребление на mрс ∆ G (в соответствии с функцией потребления

С = а + mрс · Y,                                                                                 (1)

где mрс - предельная склонность к потреблению). Этот рост вновь увеличивает расходы и доход, а это приводит к увеличению потребления на mрс2 · DG и т.д. Совокупный эффект равен:

первоначальное изменение расходов = ∆ G;

первое изменение потребления = mрс · ∆ G;

второе изменение потребления = mрс2 · ∆ G;

третье изменение потребления = mрс3 · ∆ G;

∆ У= ∆ G· (1 + mрс + mрс2 + mрс3 +...).                                            (2)

Мультипликатор государственных расходов:

 [11].

                                                                                                              (3)

Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению mрс. Чем больше mрс, тем более крутая кривая планируемых расходов Е и тем больше величина мультипликатора государственных расходов.

 

 

2.2 Социальные выплаты  (трансферты), их влияние на совокупный  спрос

 

 

Трансферты, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потребительских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение — к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается также на 100 дол. При предельной склонности к потреблению, равной 0,8, потребление увеличится на 80 дол.:

∆C = ∆Yd·mpc = 100·0,8 = 80,                                                               (4)

а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5:

1/(1-mpc) = 1/(1-0,8) = 5,

то совокупный доход увеличится на 400 дол.:

∆Y = ∆C·1/(1-mpc) = 80·5 = 400.

Мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т.е. не со 100 дол., а с 80 дол., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 дол., а только 400 дол.

Выведем формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода:

∆Tr = ∆Yd.                                                                                        (5)

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению:

∆C = ∆Yd·mpc = ∆Tr·mpc,                                                              (6)

а изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

∆Y = ∆C·1/(1-mpc) = ∆Tr·mpc·1/(1-mpc) = mpc/(1-mpc)· ∆Tr.    (7)

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна

multTr = mpc/(1-mpc) или multTr = mpc/mps.                                (8)       

Таким образом, величина простого мультипликатора любого инструмента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбережению) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных налогов или трансфертов [2. с.154].

Мультипликатор трансфертов — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу.

multTr = ∆Y /∆Tr.                                                                            (9)

По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) — прямое.

Социальные трансфертные выплаты — трансферты домохозяйствам — воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам — субсидии — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

 

 

 

 

2.3 Налогообложение. Налоговый  мультипликатор

 

Исследования природы налога, принципов налогообложения, влияния налогов на национальную экономику имеет принципиальное значение для обоснования фискальной политики. Для соответствия основополагающим принципам при построении налоговой системы используются различные виды налогов. В макроэкономике налоги делятся на: автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода (обозначим Та) и подоходные, величину которых будем определять

t · Y ,где                                                                            (10)

предельная налоговая ставка.

В рамках кейнсианской модели налоги, так же как и государственные расходы, воздействуют на объем национального производства с мультипликативным эффектом [7. с. 93].

Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов. Уменьшение налогов на величину ∆ T увеличит планируемые расходы на mрс·∆ Т. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 на величину равную, ∆ Y.

,                                                                    (11)

где

                                                                   (12)

— налоговый мультипликатор — отношение изменения объема в пуска к вызвавшему его изменению налогов.

Следует обратить внимание, что мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на доход обратное.

Если предположить, что все налоговые отчисления государственный бюджет зависят от динамики текущее дохода Y, тогда сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна:

Т= Та + t · Y,                                                                              (13)         

где t — предельная налоговая ставка.

В этом случае функция потребления имеет вид:

С = а + mрс · (Y- (Та + t · Y)),                                                  (14)

а модель равновесного объема производства:

 

 

 ,                       (15)

где

                                                                    (16)

— мультипликатор государственных расходов, с учетом ставки t подоходного налога.

При наличии подоходного налога соответственно мультипликатор налогов равен [11]:

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика