Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть место бюджетного права в системе российского права. Данная тема достаточно актуальна и представляет научный и практический интерес.
При проведении исследования понятия правоохранительной деятельности были использованы следующие методы исследования:
- анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой тематике (метод научного анализа).
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).

Файлы: 1 файл

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО.docx

— 31.58 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

     Бюджетное право - центральный раздел особенной части финансового права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей ролью.

    Бюджетное право отличается от других подразделений и институтов финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что:

а) бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований  и соответствующих органов представительной и исполнительной власти;

б) эти отношения возникают  в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов Федерации) и муниципальных образований, имеющих  общее значение для соответствующей  территории1.

     Такая общая характеристика бюджетного права и его предмета нуждается в конкретизации, поскольку бюджетное право тесно связано с другими подразделениями и институтами финансового права. С этой целью в бюджетном праве можно выделить следующие блоки норм, которые закрепляют и регулируют:

а) бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в  бюджетную систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов  бюджетов;

б) структуру доходов и  расходов бюджетной системы в  целом и входящих в нее бюджетов, порядок распределения их между  бюджетами;

в) компетенцию (права) Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных  образований в области бюджета;

г) бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета.

    Соответственно сказанному и понятие бюджетного права можно определить, исходя либо из общей, либо конкретной характеристики предмета бюджетного права.

   Итак, бюджетное право - это раздел (подотрасль) финансового права, состоящий из юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах.

   Однако такое понятие недостаточно четко определяет пределы регулирования бюджетного права. Оно позволяет трактовать его очень широко и отнести к бюджетному праву не только собственно бюджетные, но и другие, связанные с бюджетом отношения (например, касающиеся налоговых платежей в бюджет, расходования бюджетных ассигнований учреждениями и организациями и др.). Избежать этого можно путем введения в определение понятия бюджетного права уточняющих признаков, основанных на конкретизации его предмета. При таком подходе бюджетное право РФ - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс2.

   Цель работы - рассмотреть место бюджетного права в системе российского права. Данная тема достаточно актуальна и представляет научный и практический интерес.

      При проведении  исследования понятия правоохранительной  деятельности были использованы  следующие методы исследования:

- анализ существующей  источниковой базы по рассматриваемой  тематике (метод научного анализа).

- обобщение и синтез  точек зрения, представленных в  источниковой базе (метод научного  синтеза и обобщения).

- моделирование на основе  полученных данных авторского  видения в раскрытии поставленной  проблематики (метод моделирования).

     Для решения  поставленной цели предстоит  решить следующие задачи:

- изучение понятия бюджетного права;

- рассмотрение исторических  трудов, затрагивающих эту тему;

- анализ исторической  литературы и научных статей  и публикаций;

- обозначение тенденции  развития тематики;

- обобщение полученного  материала, написание работы.

     Объектом исследования  данной работы является бюджетное право. Предметом изучения является ее направления и функции. При раскрытии выбранной темы были использованы следующие источники: хрестоматии и энциклопедии, исторические труды различных авторов.  Поставленные цели, определенные задачи обуславливают структуру данной работы. Работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Бюджетная система Российской Федерации

    Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты. В соответствии со ст. 11 БК РФ Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований3.

 

 

 

 

 

2. Понятие и виды бюджетов, их источники

 

     С материальной точки зрения бюджет - централизованный фонд денежных средств. Как правовая категория бюджет - основной финансовый план государства ,  роспись доходов и расходов обличенная в форму закона4. В соответствии с БК РФ бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления5. Бюджет РФ (федеральный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ. Бюджет субъекта РФ (региональный) - это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации объединяет федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации6. Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Следовательно, в бюджетную систему Российской Федерации включаются три государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Структурными составляющими элементами бюджета являются его доходная и расходная части. Первичный источник доходов бюджетов - это национальный доход общества, а расходы бюджетов, находясь в тесной взаимосвязи с доходами, определяются задачами, стоящими перед государством и муниципальными образованиями (местным самоуправлением)7.

    Бюджетное право  РФ - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс8. Источники бюджетного права могут быть подразделены на несколько групп: 1) нормы Конституции РФ; 2) бюджетное законодательство; 3) подзаконные нормативные акты; 4) международные договоры. Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из: 1) Бюджетного кодекса РФ; 2) принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год; 3) законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год; 4) нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год; 5) иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих соответствующие бюджетные отношения. Указы Президента РФ, регулирующие бюджетные отношения, а также нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения в пределах своей компетенции, не входят в понятие «бюджетное законодательство» и, являясь источником бюджетного права, не должны противоречить нормам, содержащимся в бюджетном законодательстве. В соответствии со ст. 4 БК РФ одним из источников бюджетного права являются международные договоры9. В Кодексе содержится конституционный принцип соотношения норм национального и международного законодательств. Так, если такое противоречие существует, действуют правила международного договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Нормы бюджетного права

 

    Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета и названных фондов, осуществление государственного и муниципального финансового контроля в области бюджетной деятельности и иные отношения10.

    Важнейшие нормы бюджетного права закреплены в Бюджетном кодексе РФ. К ним в первую очередь относятся нормы, разграничивающие компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области правового регулирования бюджетных отношений.

    В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ11 к ведению Российской Федерации относятся вопросы, имеющие общее принципиальное значение для функционирования - бюджетной системы России:

- разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- определение основ бюджетного процесса Российской Федерации;

- определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, основ управления государственным и муниципальным долгом;

- осуществление государственных заимствований Российской федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом Российской Федерации и т.д.

    К ведению Российской Федерации отнесено также установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

    К ведению субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных отношений в соответствии со ст. 8 БК РФ относятся вопросы взаимоотношений субъектов Российской Федерации с другими субъектами бюджетного права: Российской Федерацией и местным самоуправлением. К ведению субъекта Российской Федерации относятся и вопросы, непосредственно связанные с составлением, рассмотрением проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, их утверждением, исполнением и т.д12.

   В соответствии со ст. 9 БК РФ к ведению местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений относятся:

- установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

 

- составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

- определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

- определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

- предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

- определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

- осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом13.

    Бюджетные права Российской Федерации реализуются органами государственной власти: Федеральным Собранием, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти.

   Бюджетные права субъектов Российской Федерации реализуются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации14.

   Бюджетные права местного самоуправления реализуются соответствующими органами местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

    Бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов Федерации) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.

    Под бюджетной системой Российской Федерации понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Такое определение содержится в статье 6 БК.

    Такое определение бюджетной системы Российской Федерации в целом соответствует сложившемуся в российской экономической и юридической науке понятию бюджетной системы как совокупности всех видов бюджетов страны.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации