Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Переход от административно-командных методов управления к рыночным методам

хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы РФ и

ее основного звена – бюджетной системы.

В 1998 г. были

приняты нормативные документы, регламентирующие экономические

отношения всей бюджетной системы страны.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.67 Кб (Скачать файл)

• теоретический;

• графический

.

1.2.Доходы  и расходы местного бюджета:  сущность, виды и их характеристика.

 

их  назначении. Они

выполняют следующие функции:

• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением

деятельности  местных органов власти;

• распределение  Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в и использование этих фондов между отраслями народного

хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью  предприятий, организаций

и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное  значение имеют местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных

экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении

государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры

общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих

более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов.

Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и

финансовых  ресурсов.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями

бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их

государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы

местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников

доходов.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти

субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные

бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально

необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных

бюджетов  устанавливаются законами субъектов  РФ на основе нормативов минимальной

бюджетной обеспеченности.

Доходная  часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления

доходных  источников на долговременной \ основе федеральным законом,

законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не

может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы

государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают

органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета

и бюджета  субъекта РФ.

Свободные переходящие остатки местных  бюджетов предыдущего года в расчет не

принимаются.

  Экономическая сущность


Экономическая сущность местных  бюджетов проявляется в их назначении:

  • формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности [Местное самоуправление|местных органов власти]];
  • распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

[править]Доходы


Доходы местных бюджетов также, как и доходы других уровней  бюджетов, формируются за счёт налоговых  и неналоговых доходов. К последним  относятся доходы от использования  имущества, находящегося в муниципальной  собственности, и доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов  местного самоуправления. Кроме того, в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

[править]Расходы


Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами  экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

организация, содержание и  развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования  средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением  человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.

За рубежом также используется местный бюджет для решения задач  социально-экономического развития территорий.

Глава2. Анализ местного бюджета за 2009-2011год.

Анализ экономической  деятельности муниципальных образований  свидетельствует о том, что на практике муниципальное имущество, в силу специфики объектов, не является непременным условием укрепления экономической  основы муниципальных образований. По критериям эффективности объекты  муниципального имущества можно  разделить на две группы: 1) малую  часть составляют объекты, приносящие доход муниципальным образованиям; 2) значительную часть составляют объекты  социальной значимости, которые не только не являются источником доходной части бюджета, но и требуют постоянных и значительных финансовых затрат, необходимых для обеспечения  их существования и надлежащего  функционирования. Соотношение этих двух составляющих муниципального имущества ("активной" и "пассивной") в  каждом муниципальном образовании  складывается по-разному, но в любом  из них "пассивная", "затратная" часть занимает абсолютно доминирующее положение. Следовательно, нельзя утверждать, что муниципальное имущество, главное назначение которого состоит в предоставлении социальных услуг, оплачиваемых местными бюджетами, является источником дохода муниципальных образований. Соответственно, в экономическом смысле муниципальное имущество не может рассматриваться в качестве экономической основы местного самоуправления, т.к. обладание большей частью его объектов связано с расходами муниципальных образований, покрыть которые они могут лишь за счет иных источников доходов, не связанных по происхождению с имущественными объектами. Сохранение и воспроизводство объектов жизнеобеспечения и социальной сферы муниципальных образований возможно не только на основе бюджетного финансирования, но и в условиях реализации различных форм муниципально-частного партнерства.

Вместе с тем, практика применения законодательства на основе новаций, предлагаемых в современном  муниципальном праве, выявила пробелы  правового регулирования порядка  формирования имущественного комплекса  муниципальных образований и  процесса управления муниципальным  имущества, следствием чего является спектр проблем, препятствующих эффективному использованию объектов муниципальной  собственности. Актульными, полагаем, являются изменения в законодательство по следующим направлениям.

Гражданский кодекс РФ не регулирует особенности имущественных отношений  муниципальных образований, вместе с тем анализ норм, изложенных в  ст.ст. 124, 212, 213, 214 ГК РФ, показывает, что  в отсутствии нормативно закрепленной специфики имущественных прав публично-правовых образований необходимо законодательно определить особенности приобретения и прекращения права собственности  на муниципальное имущество, порядок  перепрофилирования (изменения целевого назначения) объектов муниципальной  собственности, а также законодательно установить перечень видов имущества, которое не может принадлежать муниципальным  образованиям.

Нормы, изложенные в ст.ст. 8, 68 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставляют муниципальным образованиям право в целях совместного  решения вопросов местного значения учреждать хозяйственные общества в форме закрытых акционерных  обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Сотрудничество и  взаимодействие муниципальных образований  путем создания хозяйственных обществ  представляется актуальным в связи  с проведением реформы жилищно-коммунального  хозяйства. Вместе с тем учреждаемые  межмуниципальные организации вправе осуществлять свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. До настоящего времени соответствующие  изменения, конкретизирующие порядок  создания и деятельности межмуниципальных хозяйственных обществ не внесены  в действующее законодательство, что ограничивает полномочия органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Статьей 215 Гражданского кодекса  РФ установлено, что средства местного бюджета и иное имущество, незакрепленное за муниципальными предприятиями и  учреждениями составляет муниципальную  казну, т.е. муниципальная казна - это  имущество (включая бюджет), не переданное и не передаваемое организациям - предприятиям и учреждениям. В соответствии с  действующим налоговым законодательством  налогоплательщиками являются организации, на которые возложена обязанность  платить соответствующие налоги, балансовый учет согласно законодательству о бухгалтерском учете ведется  также организацией. Вместе с тем  публично-правовые образования, являясь  собственниками муниципального имущества  в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, не являются организациями, а органы местного самоуправления действуют  в их интересах и в пределах полномочий, установленных муниципальными правовыми актами. Рассматриваемая  коллизия в праве предполагает необходимость  внесения изменений в Гражданский  кодекс Российской Федерации в части  уточнения статуса муниципальной  казны и вида вещного права, применяемого к объектам муниципальной казны, оснований и процедуры включения  имущества в состав муниципальной  казны, а также внесения необходимых  изменений и дополнений в Налоговый  кодекс РФ в целях исключения имущества  муниципальной казны из перечня  объектов налогообложения.

Внесение предлагаемых изменений  в законодательство, полагаем, обеспечит  самостоятельность органов местного самоуправления по распоряжению ресурсами  муниципального образования в соотнесении  с приоритетами его социально-экономического развития.

Информация о работе Бюджетная система РФ