Бюджетная политика РФ и основные её направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:38, реферат

Описание работы

Целью исследования служит изучение основных направлений Бюджетной политики РФ и разработка предложений по её совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
-исследовать основные черты бюджетной политики государства (дать понятие, изучить цели);
-привести примеры реализации Бюджетной политики;
-рассмотреть основные направления бюджетной Политики Российской Федерации на 2009-2011годы.
разработать предложения по совершенствованию Бюджетной политики РФ.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................3
1.Бюджетная политика государства, ее понятие, цели и инструменты реализации.................................................................................................................5
1.1.Бюджетная политика государства. Понятие. Цели.........................................5
1.2.Реализация Бюджетной политики государства................................................8
2.Бюджетная политика РФ и основные её направления......................................14
2.1.Бюджетная политика Российской Федерации................................................14
2.2.Основные направления Бюджетной Политики Российской Федерации на 2009-2011 годы........................................................................................................15
3.Оценка и предложения по совершенствованию Бюджетной политики РФ на 2009-2011 годы........................................................................................................20
Заключение..............................................................................................................30
Список литературы.................................................................................................32

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Планируется существенный рост бюджетных ассигнований на  реализацию федеральных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций в объекты не программной части Федеральной адресной инвестиционной программы.

Политика в области  государственного долга.

Политика в области  государственного долга Российской Федерации на  2011-2013 годы будет направлена на:

  • обеспечение сбалансированности федерального бюджета, при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой  устойчивости;
  • развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
  • дальнейшее уменьшение относительных размеров государственного внешнего долга Российской Федерации;
  • использование государственных гарантий для реализации проектов на принципах разделения рисков с частными инвесторами;
  • продолжение проведения компенсационных выплат по дореформенных сбережениям граждан Российской Федерации.

В области внутренних заимствований проведение долговой политики в 2011-2013 годах будет исходить из целей обеспечения сбалансированности федерального бюджета и развития рынка государственных ценных бумаг.

При этом ключевыми задачами станут, повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумаг, и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг.

Программа государственных  внутренних заимствований Российской Федерации на 2011-2013 годы разрабатывается с учетом возможного спроса на государственные ценные бумаги со стороны различных категорий инвесторов и предусматривает положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке.

По оценке Минфина  России, в целях сбалансированности федерального бюджета «чистое» привлечение  денежных средств составит: в  2011 году – 427,5 млрд. рублей, 2012 году – 719,3 млрд. рублей и в 2013 году – 878,4 млрд. рублей. При этом в 2011 году привлечение составит 527,9 млрд. рублей при погашении 100,4 млрд. рублей, в 2012 году соответственно 867,7 млрд. рублей и 148,4 млрд. рублей и в 2013 году соответственно 1044,9 млрд. рублей и 166,5 млрд. рублей.

Таким образом, в течение 2011-2013 г.г. общее «чистое » привлечение составит 2025,2 млрд. рублей при привлечении в объеме 2440,5 млрд. рублей и погашении – 415,3 млрд. рублей.

 

3.Оценка и предложения по  совершенствованию Бюджетной политики  РФ  на 2011-2013 годы.

Оценка целей и задач: Первое, на  что хотелось обратить внимание в Бюджетном послании Президента РФ, это то, что там говорится про инфляцию. Но оказалось, этой проблеме очень мало уделяется внимания, хотя и признается, что она в настоящее время является «наиболее острой».

Ещё сказано, что необходимость  замедления роста цен – одновременно  макроэкономическая и социальная проблема, что инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает  основы многолетнего бюджетного планирования. Правильные, хотя и общие слова. Сказано также о том, что Правительство РФ совместно с Банком России должно принять исчерпывающие меры по  обеспечению снижения инфляции. Вот, собственно говоря, и все. Немного, надо признать, для «наиболее острой» проблемы.

Почему не сказано, какой  видится роль бюджета в обуздании  инфляции? То же самое можно сказать  и по отношению к налоговой  политике. Уж если инфляция такая актуальная проблема. То как предлагаемые налоговые  новации помогут в ее преодолении? Ответов нет.

Дальше вопросы только множатся. Остается непонятным, каковы же все-таки цели бюджетной политики на 2011-2013 гг. Они оказались сформулированы очень неконкретно. Соответствующий раздел есть, а целей фактически нет. И это в важнейшем экономическом документе страны.

Безусловная новация Бюджетного послания – постановка задачи разработать  долгосрочную бюджетную стратегию  на период до 2023 г. Указывается, что  стратегия эта должна включать в  себя основные параметры бюджетной  системы, выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы.

Таким образом, впервые  ставится задача бюджетного прогноза на 15-летний период. Это можно и  нужно было бы приветствовать, если бы имеющаяся практика бюджетного прогнозирования подтверждала нашу готовность к работе по таким временным горизонтам. Увы, на деле здесь мало что получается.

Думается, все ещё хорошо помнят, как в 2007г. впервые принимался трехлетний федеральный бюджет на 2008-2010гг. Много слов тогда было сказано о том, каким значительным образом теперь возрастете предсказуемость бюджетной политики, да и представление об основных бюджетных параметрах на три года вперед будет четким и определенным.

Теперь посмотрим, что  получилось на деле. А на деле были допущены грубейшие просчеты в прогнозировании важнейших макроэкономических показателей. Предполагалось, что цена нефти будет снижаться с 55 долл. США за баррель в 2009г. до 50 долл. за баррель в 2012г., а сегодня она уже достигла 140 долл. за баррель. Планировалось, что инфляция в текущем году будет 7%, а по итогам первого полугодия она уже составила 8,7%. Все эти прогнозы представляются особенно нелепыми.

Неудивительно, что по показателям доходов и расходов бюджета у нас будут чудовищные расхождения между планируемыми и фактическими показателями. Профицит федерального бюджета 2010 г. ожидался в размере 74,1 млрд. руб. Однако сегодня он оценивается уже в 1,944 трлн. руб. Разница между показателями – планируемым и ожидаемым фактическим – более чем 26(!)раз.

Это означает лишь одно: экономические  власти не могут на  краткосрочный  период дать более-менее достоверные  прогнозные показатели. Но надо ли с  такими «достижениями» замахиваться на 15-летний  период?

Нет, конечно. Уж лучше  сосредоточиться на решении задачи повышения надежности прогноза на краткосрочную перспективу. Научимся работать на  год вперед – можно будет двигаться дальше.

Предложения:

  1. Бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в  снижении инфляции.
  2. Расширение горизонта бюджетного прогнозирования с целью повышения эффективности расходов бюджета и одновременного сдерживания их необоснованного роста. Это предполагает принятие активных мер по повышению качества государственных услуг, обеспечению роста производительности труда в государственном секторе.
  3. Создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения на  длительную перспективу путем упорядочения источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более эффективное управление пенсионными накоплениями.
  4. Эффективное расходование бюджетных средств за счет перехода к  финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно - подушевого финансирования, а также ускорения процесса реорганизации бюджетных учреждений в автономные.
  5. Завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления.
  6. Переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счет бюджетных средств.
  7. Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты. Каждая программа должна предусматривать конкретные цели ее реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления программы.
  8. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами.
  9. Повышение качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора: завершение процесса акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий; создание правовой базы для приватизации имущества государственных и муниципальных учреждений, а также для обеспечения возможности изъятия по решению собственника и последующей приватизации части имущества унитарного предприятия; расширение практики представления интересов государства в органах управления акционерных обществ независимыми директорами вместо государственных служащих; полноценными учет имущества казны и его отражения в финансовой отчетности публично – правовых образований.
  10. Расширение практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов РФ при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета.
  11. Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.

Оценка налоговой политики: Помимо уже предусмотренных Налоговым кодексом РФ изменений, касающихся  увеличения до 12000 руб. в год специального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, направляемого на нужды образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения, а также освобождения от налогообложения средств, направляемых на формирование добровольных пенсионных накоплений граждан, рекомендовано применять освобождение от обложения НДФЛ при направлении благотворительными организациями средств на нужды социально незащищенных слоев населения.

На опекунов и попечителей  будут распространены установленные  для  родителей условия применения социального налогового вычета на оплату лечения подопечных. Предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного вычета, будет увеличен не менее чем в два раза.

Предложено рассмотреть  вопрос о целесообразности снижения ставки НДПИ в отношении участка  недр (по углю), где высока метанообильность и склонность к возгоранию, в целях  стимулирования инвестиций в модернизацию производства и обеспечение безопасности на таких участках.

Здесь, по-видимому, вновь  не учитывается опыт того, что получилось с реализацией аналогичных мер  по нефти. Дифференциация НДПИ в целях  стимулирования добычи нефти на месторождениях с высокой степенью выработанности, введенная в 2007г., пока никоим образом не отразилась на динамике добычи нефти в стране. В отрасли по-прежнему наблюдается стагнация.

Следует обратить внимание и на требование принять главу  НК РФ регулирующую взимание налога на недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости. Введение этого налога остается, пожалуй, последней крупной налоговой новацией, так и не реализованной в ходе проведения реформы. А причин, по которым мы до сих пор не можем ввести этот налог, две.

Во-первых, определение  рыночной цены объекта недвижимости, особенно если это касается земельных  участков, оказывается не таким простым  делом. Во-вторых, именно это сегодня  становится главным препятствием на пути введения налога на недвижимость, все время хотели сделать так, чтобы при реализации данной налоговой новации малообеспеченные граждане не пострадали. И если с завершением работы по  кадастровой оценке земель препятствие в виде отсутствия рыночной оценки земли фактически перестало существовать, то желание защитить малообеспеченных может по-прежнему тормозить процесс введения налога на недвижимость.

Требование предусмотреть  такую систему вычетов, чтобы  налоговое бремя в отношении  малообеспеченных граждан осталось на прежнем уровне, - весьма спорно. Мировая практика показывает, что все равно в итоге все приходит к тому, что бедные не могут содержать дорогую недвижимость и платить налоги с нее. Так будет и у нас. Стоит ли в этом случае пытаться изобретать что-то особенное?

Предложения:

  1. Создание равных условий для организаций независимо от их организационно-правовой формы при применении освобождения от обложения НДС социально значимых услуг и расширение перечня освобождении от обложения этим налогом некоторые дополнительных видов услуг в области социального обслуживания и культуры.
  2. Признание при исчислении налога на прибыль расходы на цели образования с учетом потребности работодателя в квалифицированной рабочей силе, а также на цели здравоохранения и пенсионного обеспечения и оплату процентов по ипотечным кредитам сотрудников.
  3. Одновременно соответству<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_002

Информация о работе Бюджетная политика РФ и основные её направления