Бюджетирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:51, реферат

Описание работы

Бюджетное управление - это система планирования, учета, контроля и анализа деятельности предприятия в финансовом выражении. Это система, которая ведется в формате бюджетов по центрам ответственности. Бюджет - это точный расчет всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей, мотивированный на их достижение персонал, оперативность и качество принимаемых управленческих решений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность бюджетирования на предприятии………………...4
2. Виды бюджетов……………………………………………..……………..8
3. Процесс составления бюджета…………………………………………..12
4. Преимущество и недостатки бюджетирования…………………………14
Заключение…………………………………………………………………....16
Список литературы…………………………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Контрольная работа бюджетирование на предприятии.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

1. Понятие и сущность бюджетирования на предприятии………………...4

2.  Виды бюджетов……………………………………………..……………..8

3. Процесс составления бюджета…………………………………………..12

4.  Преимущество и недостатки бюджетирования…………………………14

Заключение…………………………………………………………………....16

Список литературы…………………………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Как отследить затраты и доходы на предприятии? Какой должна быть система учета, планирования, анализа и контроля, чтобы стать надежным инструментом для принятия верных управленческих решений? Как спрогнозировать сегодня, что будет с компанией завтра?…

Бюджетное управление - это система планирования, учета, контроля и анализа деятельности предприятия в финансовом выражении. Это система, которая ведется в формате бюджетов по центрам ответственности. Бюджет - это точный расчет всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей, мотивированный на их достижение персонал, оперативность и качество принимаемых управленческих решений.

Для того, чтобы построить на предприятии систему бюджетного управления, необходимо заложить методологию управления финансами. Сначала прорабатываются и регламентируются структура центров финансового учета компании, структура бюджетов и другие важные методологические области. Далее наступает черед автоматизации, который заключается в выборе и внедрении программного решения, которое станет надежным инструментом поддержки построенной системы управления финансами компании.

Первым шагом в нелегком пути построения системы бюджетирования может стать теоретическая и практическая подготовка специалистов предприятия по вопросам постановки и автоматизации бюджетирования.

Что же компания получает в итоге? Финансовые потоки компании становятся для руководителя прозрачными. Вы имеете возможность определять приоритеты платежей; отслеживать и контролировать финансовые результаты деятельности компании в целом и по отдельным центрам финансовой ответственности; планировать движение денежных средств и движение товарно-материальных ценностей; планировать доходы и расходы компании; строить и оценивать внутренние показатели ликвидности и рентабельности компании. Компания получает возможность осмысленно двигаться к поставленным целям.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность бюджетирования на предприятии.

 

Целью деятельности любого предприятия является развитие бизнеса и получение положительного финансового результата. Финансовый результат деятельности предприятия за отчетный период фиксируется в бухгалтерских документах, таких как бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Но эти документы формируются с опозданием иногда до двух месяцев после окончания отчетного периода. В какую сторону изменилось финансовое состояние предприятия за это время, в лучшую или худшую? Бухгалтерский учет ответа на этот вопрос не дает.

На определенном этапе развития бизнеса перед руководителями встает вопрос организации эффективного управления предприятием. Управление предполагает последовательное выполнение следующих функций:

- планирование – определение прогнозных значений выбранных показателей по истечении заданного периода времени;

-   учет - регистрация достигнутых результатов;

-   контроль – сравнение достигнутых (фактических) значений с запланированными;

      -   анализ – выяснение причин отклонения фактических значений от плановых;

      -   регулирование – принятие решения, направленного на ликвидацию отклонений.

Таким образом, хорошо поставленного бухгалтерского учета недостаточно для эффективного управления предприятием. Учет должен быть направлен на то, чтобы обеспечить правильное планирование дальнейшего развития предприятия. Одной из современных управленческих технологий является бюджетирование (рис.1)

В результате планирования прибыли максимизируются доходы. Разработка бюджетов способствует тому, чтобы затраты на единицу объема продаж были минимальными, а прибыль от реализации достигала максимума. Период бюджетирования зависит от особенностей бизнеса и уровня детализации.

 

Рис. 1. Основные составляющие бюджета предприятия

 

За последние годы в связи с неуклонным ростом номенклатуры продукции и темпов ее обновления характер промышленного предприятия изменился. Управление финансами предприятия стало невозможно без эффективного планирования его производственной деятельности. Ускорение организации выпуска новой продукции в современных экономических условиях выступает в качестве важнейшего инструмента удовлетворения запросов потребителей. Ограниченность материально-финансовых ресурсов усиливает роль правильного выбора приоритетов деятельности хозяйствующего субъекта. В связи с этим бюджетирование приобретает новое значение. Оно призвано обеспечить процесс производства конкурентоспособной продукции при условии оптимального использования всех ресурсов, то есть обеспечить гибкое развитие предприятия. Это достигается, в первую очередь, за счет конкретного воздействия на хозяйственные процессы, целью которого является получение сводного плана основного и вспомогательного производства с учетом ранжирования спроса клиентов, ранжирования предложения поставщиков и устранения дефицита сырья и материалов, определения величины предполагаемых и нормируемых складских запасов, производственных мощностей с учетом остановок производства, а также внутренней потребности предприятия в полуфабрикатах и продуктах вспомогательного производства. Только на этой основе можно снизить неэффективные расходы и увеличить денежный поток, генерируемый бизнесом, при условии поддержания ликвидности.

В этой связи под бюджетированием следует понимать технологию составления скоординированного по всем подразделениям или функциям плана работы организации, базирующуюся на комплексном анализе прогнозов изменения внешних и внутренних параметров и получении посредством расчета экономических и финансовых индикаторов деятельности предприятия, а также механизма  оперативно-тактического управления, который обеспечивает решение возникающих проблем и достижение заданных целей.

Бюджетирование можно представить, как информационную систему внутрифирменного корпоративного управления с помощью определенных финансовых инструментов, называемых бюджетами. Бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый для определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и расходов, которые должны быть понижены в течение этого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. Бюджет является количественным и стоимостным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителя. Бюджет – это формация о планируемых доходах и расходах, активах и обязательствах. Бюджет представляет собой директивный план будущих операций и используется для планирования, учета, контроля и оценки эффективности деятельности организации .

Лицом ответственным за составление бюджета является финансовый директор и финансовая служба, а лицом ответственным за его исполнение – непосредственно исполнительный директор Компании. Здесь уже и проявляется определенная суть бюджета. Бюджет сам по себе как документ, в принципе никому не нужен. То есть его наличие, конечно, говорит о том, что в организации есть и управленческий учет, и мониторинг показателей, и финансовая служба. Однако бюджет нужен не как документ, на который просто смотрят руководители, владельцы, кредиторы или инвесторы для принятия определенных решений. Бюджет нужен для того, чтобы его исполнять! Не даром, первый вопрос все тех же кредиторов или инвесторов после просмотра этого документа обычно является: «А какой процент отклонения от бюджета у Вас был за прошлый отчетный период?!». И это совершенно справедливо. Бюджет, как бумага, показывающая планируемую чистую прибыль, оборот, наличие свободных средств, суммарную кредиторскую и дебиторскую задолженность на будущий период и прочее, интересен только в том случае, если он прогнозирует максимально реальное движение организации. Сам же бюджет это практически, набор обычных управленческих отчетов (таких как БДР – бюджет доходов и расходов, БДДС – бюджет движения денежных средств и сам баланс предприятия, т.е. распределение активов и пассивов) только написанных не за прошедший отчетный период, а за будущий. Бюджет должен быть утвержден собранием акционеров. Поскольку, после этого он превращается в овеществленную цель, которую каждый сотрудник Компании, принимающий тактические решения должен иметь возможность «потрогать».  Утвержденный бюджет «спускается» на уровень исполнительной власти (исполнительному директору, управляющему, президенту), где и принимается к исполнению. При этом основная задача исполнительного директора регламентировать деятельность предприятия в рамках установленного бюджета. Однако, как всегда, жизнь вносит свои коррективы. И реальные показатели начинают отличаться от плановых (бюджетных). В этом случае, существует такая операция как корректировка бюджета. А вот ее регламент (то есть порядок внесения изменений в бюджет) уже индивидуален для каждого предприятия. И здесь, в частности, особенно сильно проявляется различие между средней и крупной компаниями. В большой компании – бюджет часто вообще не может быть подвержен корректировкам. А в средней это может происходить практически ежемесячно.

Бюджетный процесс используется для достижения двух основных целей - планирования и контроля.

В процессе планирования руководству компании для принятия взвешенных решений необходимо обладать отфильтрованной и обобщенной информацией о подразделениях, носителями которой являются менеджеры нижнего уровня. Такой информацией их обеспечивает бюджетный процесс, построенный по принципу "снизу вверх". В то же время зачастую и менеджеры нижнего уровня могут более взвешенно планировать при наличии у них информации от руководства, которое как правило гораздо лучше осведомлено об общей картине в рамках организации и ее долгосрочных целях.

В качестве средства для контроля бюджет может быть очень эффективен как инструмент, позволяющий задавать пределы ответственности и полномочий нижестоящих менеджеров и анализировать эффективность работы и качества планирования (например, на основе анализа отклонений).

В общем случае в процессе бюджетирования выполняются следующие задачи:

1) планирование на предстоящий период позволяет дать оценку эффективности работы предприятия, а затем сравнить достигнутые результаты с плановыми;

2) прогнозирование на более длительный период дает возможность установить перспективные цели и их выполнение в текущих планах развития предприятия;

3) контроль и анализ деятельности отдельных подразделений предприятия осуществляется на основе показателей, устанавливаемых для каждого подразделения;

4) контроль и анализ деятельности всего предприятия в целом (либо группы компаний в целом) на основе общефирменных (или общекорпоративных) целевых показателей;

5) планирование и контроль денежных потоков, поскольку важнейшим условием реализуемости любого плана предприятия (как долгосрочного, так и краткосрочного) является положительный платежный баланс в любой момент времени .

 

2. Виды бюджетов

Основной бюджет представляет собой прогнозируемое состояние основных финансовых отчетов на момент окончания рассматриваемого при планировании периода. В классическом варианте процесс подготовки бюджета состоит из следующих основных этапов:

 Бюджет продаж (обычно этим занимается отдел маркетинга)

 Бюджет производства, включая его обеспечение

 Бюджет административных расходов

 Инвестиционный бюджет

 Финансовый бюджет

 Прогноз финансовых отчетов

Однако на практике обычно весь процесс или его отдельные стадии повторяются несколько раз, "откатывается" назад и повторяется снова по мере того, как бюджет уточняется, увязывается с бюджетами аффилированных компаний или подразделений, приводится в соответствие со стратегическими установками (для бюджета по принципу "снизу вверх") или реальными возможностями и потребностями исполнителей (для бюджета по принципу "сверху вниз").

Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п.

К двум основным, "идеологически" отличным типам бюджета следует отнести бюджеты, построенные по принципу "снизу вверх" и "сверху вниз".

Первый вариант предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные "снизу" показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.

Этот вид бюджетирования широко распространен в России ввиду как неопределенности перспектив развития рынка в целом, так и нежелания руководства заниматься планированием – к сожалению, для большой части российских топ-менеджеров стратегическое планирование до сих пор остается лишь красивым иностранным термином…

Второй подход требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Бюджетирование "сверху вниз" обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы центров ответственности.

В целом бюджетирование "сверху вниз" является предпочтительным, однако на практике, как правило, применяются смешанные варианты содержащие в себе черты обоих вариантов. Вопрос лишь в том, какой подход преобладает.

Существует достаточно большое разнообразие бюджетов, которое можно сгруппировать определенным образом. Обычно для этого используют следующие классификационные признаки:

- Степень обобщения информации;

- Периодичность предоставления;

- Способ планирования;

- Механизм использования.

По степени обобщения информации бюджеты подразделяются на главные (генеральные), общие и частные бюджеты.

Главный бюджет охватывает основную деятельность предприятия. Цель главного бюджета – объединить и суммировать бюджеты структурных подразделений предприятия, для которых составляются частные бюджеты. К частным бюджетам относятся: бюджет продаж, бюджет закупок, производственный бюджет и т.д.

Информация о работе Бюджетирование на предприятии