Анализ тенденций развития бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации это основа государственного управления страны. Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. При рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….4
1.1. Сущность, структура и функции бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………….4
1.2. Принципы построения бюджетной системы…………………….8
1.3. Система межбюджетных отношений……………………………12
2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………………………………………………….14
2.1. Становление бюджетной системы в XV - начале XX вв. Возникновение советской бюджетной системы………………..14
2.2. Бюджетная система СССР в 1941 – 1980 гг…………………...18
2.3. Современная бюджетная система……………………………….22
3. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..33

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA.docx

— 73.57 Кб (Скачать файл)

Принцип самостоятельности  бюджетов означает: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств и самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; определять формы и направления расходования средств бюджетов.

Принцип самостоятельности  бюджетов предполагает недопустимость: установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов; непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней.

Принцип равенства бюджетных  прав субъектов РФ и муниципальных  образований означает определение  бюджетных полномочий органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых  доходов бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым  и бюджетным законодательством  РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и  в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе России.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.[26]

Принцип эффективности и  экономности использования бюджетных  средств означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов.

Принцип открытости означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; стабильность и преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории и реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета.[26]

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств  с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые  действия, приводящие к нарушению  адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете  при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений  и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением  операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми  актами органов государственной  власти РФ, органов государственной  власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.[26]

Таким образом, следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести к принципам построения системы. Именно они определяют бюджетную систему как единое целое.

 

    1. Система межбюджетных отношений

 

Взаимосвязи звеньев бюджетной  системы РФ реализуются через  механизм межбюджетных отношений, в  основу которых заложены принципы бюджетного федерализма. Необходимость реформирования системы межбюджетных отношений в России возникла с провозглашением 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РФ, подписанием Федеративного договора 31 марта 1993 г. и принятием новой Конституции 12 декабря 1993 г., которая закрепила преобразование России в подлинное федеративное государство.[13] Новая организация межбюджетных отношений между органами государственной власти федерации и ее субъектами должна была отвечать федеративным принципам формирования вертикальной структуры государства, являться одним из главных условий упрочения российской государственности, укрепления целостности экономического и правового пространства страны и преодоления социально экономического кризиса.

Бюджетный кодекс РФ установил  следующие принципы межбюджетных отношений:[2]

  • распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  • разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
  • равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
  • равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с Федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

В настоящее время можно  выделить несколько проблем межбюджетных отношений в РФ:[2]

  1. Структурный дисбаланс бюджетной системы РФ: передача на нижестоящий уровень бюджетных полномочий и ответственности не подкрепляется соответствующей финансово-бюджетной и экономической базой.
  2. Уровень вертикали власти, из бюджета которого должно осуществляться финансирование соответствующего полномочия, не всегда совпадает с уровнем, где непосредственно происходит его реализация.
  3. Единый норматив отчислений по территориям от регулирующих налогов не учитывает особенности каждого региона. Поиск объективного подхода к осуществлению дифференциации нормативов по регулирующим налогам вызывает необходимость разработки и использования для этой цели соответствующей формулы.
  4. Несоответствие доходов и расходов местного бюджета обусловливает возможность только текущего содержания муниципального образования, на развитие муниципалитетов средств не остается.

Таким образом, межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения полномочий и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области организации бюджетного процесса.

 

 

 

 

  1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

 

    1. Становление бюджетной системы в XV - начале XX вв. Возникновение советской бюджетной системы

 

Годом рождения бюджетной  системы России можно признать 1327 год, когда Иван Калита, великий князь московский, получил от Орды не только ярлык на великое княжение Владимирское - символ верховной власти на Руси, но и, впервые, право собирать дань с русских княжеств.

В царской России составление  государственных смет началось, в  отличие от Западной Европы, достаточно поздно - только в XVII веке. Первая в России смета государственных доходов  и расходов была составлена в 1645 г., и то исключительно в целях  упорядочения финансового хозяйства. Дело в том, что в царской России не существовало каких-либо социальных групп, с которыми властям было бы необходимо бороться.

Первым источником поступлений  в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с  подвластных земель. Дань имела натуральную  форму и собиралась в виде скота, мехов, меда. Кроме того, в пользу князя собирались пошлины и штрафы. Единицей обложения становится соха, двор, тягло.

В XV в. в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система  унитарного государства, состоящая  из великокняжеской казны (бюджета  государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались  за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.[16]

В XVI в. сбором налогов стали  ведать созданные территориальные  органы - чети. Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. на содержание стрельцов вводится стрелецкая подать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод). С городского населения, кроме того, взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др.

Первый в России бюджет - смета государственных доходов  и расходов - был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые  сметы доходов и расходов.

В 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворный  налог. Общая сумма налога назначалась  правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой  по дворам.

Наряду с прямыми и  косвенными налогами население, главным  образом крестьянство, несло мирские  повинности, которые имели натуральную  и денежную формы. Повинности были обязательные  и необязательные.

Реформы 60-х годов XIX в. внесли некоторые изменения в налоговую  систему. В 1863 г. подушная подать с мещан  заменяется налогом с недвижимого  имущества. В 1865 г. вводится промысловый  налог, т. е. сбор с документов на право  заниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати с крестьян введен поземельный налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. [25]

Казенные палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления  налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. Но за деятельностью казенных палат и казначейств наблюдали губернаторы.

В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских  учреждениях», в соответствии с которым  в России были созданы органы местного самоуправления - земства. Представительным (распорядительным) органом земств были земские и уездные собрания. Членами этих органов были гласные (депутаты), избираемые по трем куриям (уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских общин). Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и медицинского обслуживания населения.[16]

Земские повинности взимались  независимо от уровня зажиточности плательщика  и предназначались для финансирования целевых расходов. Земские повинности устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами. Крупным источником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.

В волостях были волостные  бюджеты, формировавшиеся за счет мирских  доходов, в том числе волостных  и сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества и др.

Городские бюджеты формировались  за счет доходов от городских предприятий, сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей и др.

Местные бюджеты не входили  в состав государственного бюджета  России. [16]

Таким образом, в России до революции действовала двухзвенная  бюджетная система унитарного государства.

Бюджетная система СССР просуществовала  более семидесяти лет. За это время  она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и  годовые бюджеты составлялись как  единые. Такая централизация бюджетной  системы была вызвана крайне тяжелой  экономической и политической ситуацией  в стране. Порядок составления  единого бюджета сохранился и  после объединения советских  республик.

Образование в 1922 г. СССР послужило основанием для создания новой бюджетной системы государства. В нее вошла широко разветвленная сеть бюджетов местных Советов, которая была наделена собственными источниками доходов, получала надбавки, дотации на покрытие разницы в доходах и расходах. Организация различных видов бюджетов и порядок их составления регулировались законодательными актами государства. Бюджетное устройство, состоящее из союзного бюджета, финансирующего общегосударственные потребности, бюджетов союзных республик и местных бюджетов, зафиксированное в первой Конституции СССР 1924 г., было коренным образом изменено только в 1991г. Особое значение в тот период имели взаимоотношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик.

Информация о работе Анализ тенденций развития бюджетной системы РФ