Анализ тенденций развития бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации это основа государственного управления страны. Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. При рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….4
1.1. Сущность, структура и функции бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………….4
1.2. Принципы построения бюджетной системы…………………….8
1.3. Система межбюджетных отношений……………………………12
2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………………………………………………….14
2.1. Становление бюджетной системы в XV - начале XX вв. Возникновение советской бюджетной системы………………..14
2.2. Бюджетная система СССР в 1941 – 1980 гг…………………...18
2.3. Современная бюджетная система……………………………….22
3. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..33

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA.docx

— 73.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

  1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….4
    1. Сущность, структура и функции бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………….4
    2. Принципы построения бюджетной системы…………………….8
    3. Система межбюджетных отношений……………………………12
  2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………………………………………………….14
    1. Становление бюджетной системы в XV - начале XX вв. Возникновение советской бюджетной системы………………..14
    2. Бюджетная система СССР в 1941 – 1980 гг…………………...18
    3. Современная бюджетная система……………………………….22
  3. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджетная система и бюджетное  устройство Российской Федерации это  основа государственного управления страны. Необходимость реформирования бюджетной  системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. При рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование. 

Таким образом, совершенствование  бюджетного устройства способно оказать  значительное положительное воздействие  на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует  осуществлять как по отношению к  внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах  бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и  качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга.

Бюджетная система и реализация эффективной политики в сфере  государственных финансов занимают достаточно важное место в процессе регулирования экономического развития государства. Одним из основных инструментов государственного регулирования экономики  является бюджетная система, которая  существенно влияет на социально-экономическое  развитие административно-территориальных  единиц и государства в целом. От качества и своевременности принятия решений по вопросам формирования доходной части бюджета, налоговой политики, государственных расходов и межбюджетных отношений зависит сбалансированность государственных финансов, уровень  эффективности государственного регулирования  экономических процессов. 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что  на этапе рыночной трансформации экономики необходимо, с одной стороны, переосмысление системы финансово-бюджетных знаний, взглядов и парадигм, с другого осуществление углубленного анализа тенденций бюджетного процесса в РФ и его влияния на социально-экономическое развитие государства. 

Целью исследования является раскрытие сущности и этапов формирования бюджетной системы РФ и проведение анализа бюджетной системы РФ.

Задачи исследования:

1. раскрыть сущность бюджетной системы и определить ее роль в процессе регулирования экономики; 

2. определить особенности становления бюджетной системы государства; 

3. Рассмотреть общую характеристику бюджетной системы РФ.

4. Обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.

5. Определить понятие  системы межбюджетных отношений.

Объектом исследования является бюджетная система РФ. 

Предметом исследования является - определение особенностей структуры и принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

Информационную базу исследования представляли законодательные и  нормативно-правовые акты по вопросам реализации политики в сфере государственных финансов в РФ, а также работы таких авторов, как: Дементьев Д.В., Годин А.М. и других.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В первой главе изложены теоретические и методические основы бюджетной системы. Во второй главе анализируется появление бюджетной системы. В третьей главе разработаны направления по улучшению бюджетной системы.

  1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

    1. Сущность, структура и  функции бюджетной системы РФ

 

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства  основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный  бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие  на формирование и использование  денежных ресурсов.[1] С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий, т. е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.

Бюджет — экономическая категория. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства.

Любые колебания или изменения  этого базиса приводят к нарушению  экономической, хозяйственной и  социальной жизни общества. По экономической  сущности бюджет представляет собой  денежные отношения, возникающие между  государством и обществом по поводу перераспределения части национального  дохода в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления. [3]

Бюджет не только категория  историческая, экономическая, но и политическая. Его возникновение и развитие связано с зарождением, формированием  и развитием политического строя  государства. Бюджет — это и социальная категория, определяющая социальные отношения в обществе и государстве.[4] Государство, используя бюджет в качестве одного из основных и действенных инструментов, непосредственно воздействует на социальную сферу и жизнь общества.[8]

Федеральный бюджет является основным планом государства, позволяющим  органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, политической и иных областях и сферах деятельности. Государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности  государства по выполнению возложенных  на него функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределение части национального  дохода и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

По своей структуре, с  одной стороны, бюджет - это форма  образования и расходования ресурса  денежных средств, а с другой - это  смета доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией. [5]

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются  через их свойства. Основными функциями  бюджетов являются: [6]

1.Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Бюджетные средства распределяются в резервные фонды, фонды поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения.

2. Перераспределительная функция национального дохода проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП.

Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки  экономической сферы, комплексных  целевых программ и мероприятий  социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Доходы бюджетов всех уровней  бюджетной системы существенно  различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов  и срокам уплаты. Доходы бюджетов могут  носить налоговый и неналоговый  характер.

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели - организации производственной и  непроизводственной сфер. За счет расходов бюджета происходит перераспределение  бюджетных ресурсов по уровням бюджетной  системы через систем дотаций, субсидий, субвенций и ссуд. Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. [9]

3. Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, машиностроения, агропромышленного комплекса.

4. Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства. [6]

5.Функция планирования бюджетов предполагает: определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения; разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы; разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных; разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

6. Функция организации бюджетов предполагает: определение бюджетного устройства и бюджетной классификации; определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов; разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы; определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов. [11]

7. Контрольная функция предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Она проявляется и реализуется по следующим направлениям: контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды; контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.[6]

Таким образом, государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности государства по выполнению возложенных на него функций.

 

    1. Принципы построения бюджетной системы РФ

 

Бюджетная система функционирует  на основе принципов, изложенных в БК РФ.[2] Перечислим эти принципы:

Принцип единства бюджетной  системы РФ, означает единство бюджетного законодательства, принципов организации  и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы, санкций за нарушение бюджетного законодательства, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.[26]

Принцип разграничения доходов  и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в  соответствии с законодательством  РФ доходов и расходов за бюджетами  бюджетной системы РФ, а также  определение полномочий органов  государственной власти  по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

Информация о работе Анализ тенденций развития бюджетной системы РФ