Задача по "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 14:52, задача

Описание работы

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда?
Дайте разъяснение по данному вопросу.
Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будет охраняться с помощью экологического законодательства?

Файлы: 1 файл

задачи экол право.docx

— 95.71 Кб (Скачать файл)

Суд должен вынести решение в пользу ОАО «Таёжный», т.к. оснований для не продления аренды нет. Отказ был неправомерен.

Задача №3

Правительство РФ объявило конкурс на разработку участков лесного фонда в пределах территории Приморского края. Одним из обязательных условий конкурса названы прокладка 12-километровой узкоколейной железной дороги к месту разработки лесного участка и строительство поселка лесозаготовителей, которые по окончании срока договора подлежат передаче в собственность Приморского края. В случае согласия с указанными условиями победитель конкурса получает право собственности на 30 процентов добытой лесной продукции с правом ее вывоза за пределы России.

Победителем конкурса была признана Южнокорейская лесопромышленная фирма, с которой был заключен договор сроком на 49 лет.

О каком виде договора идет речь в задаче? Соответствуют ли его условия действующему законодательству?

Ответ:

В данном случае был заключен договор аренды, а именно передача участков лесного фонда в концессию осуществляется на основании договора концессии, который заключается по результатам проведения лесного конкурса или аукциона (ст. 37- 41 ЛК РФ). Участки лесного фонда, передаваемые в концессию, выставляются на конкурс или аукцион Правительством РФ по согласованию с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ. Сторонами договора концессии являются Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые в соответствии с законодательством РФ инвесторами. По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от 1года до 49 лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда. По договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, не освоенные, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуатацию. Поэтому в договоре концессии предусматриваются обязанности инвестора, в частности, по строительству и содержанию дорог и других объектов инфраструктуры. Договор концессии, также как и договор аренды, считается заключенным с момента его государственной регистрации.

Задача №4

Областная администрация выдала лицензию иностранной фирме сроком на 10 лет на разработку месторождения нефти и сдала в аренду 40 га земли. При этом согласно договору 30 процентов добытой продукции поступает в собственность фирмы и может быть вывезена за границу.

Какого вида договоры заключила администрация области и на основании каких нормативных актов? Кто и на каких условиях вправе заключать такие договора, в отношении каких месторождений?

Ответ:

Нельзя четко ответить на данный вопрос так как тут идет прямое смешивание 2х видов договоров.

Позиция первая. "С правовой точки зрения контракт "продакшн шеринг" является разновидностью договора подряда" Соответственно видятся две стороны этого договора - заказчик (Правительство) и подрядчик (недропользователь). Согласно ст. 338 ГК, по договору подряда подрядчик обязуется выполнить за свой риск определенную работу по заданию заказчика из его или своих материалов, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу. Где же здесь подряд? Далее. "Предмет договора подряда состоит из двух элементов: выполнение работы и ее результат. Следовательно, предметом рассматриваемого договора является выполнение операций по разведке и добыче нефти. Подрядчик выполняет работы за свой счет и за свой риск. По контракту "продакшн шеринг" иностранная (или республиканская) нефтяная компания получает статус подрядчика, ответственного за выполнение нефтяных операций на эксклюзивной основе в определенном районе за свой счет и на свой риск, под контролем Правительства."

Раздел продукции трудно считать подрядом, так как:

1. Это недостаточно полно отражает  сущность продакшн шеринга, вернее, совсем не отражает: заключается  она не столько в выполнении  работы, сколько в предоставлении  и использовании исключительных  прав по пользованию недрами, а также в стабильности, выраженной  в замене существующего налогового  режима.

При договоре подряда результат работы полностью передается заказчику, а не распределяется между сторонами и уж тем более не идет на покрытие убытков по выполнению данной работы.

При подряде речь идет либо о создании индивидуально-определенного предмета, либо о выполнении конкретной работы. При разделе продукции речь идет о комплексе работ, о сложном технологическом процессе.

У подрядчика интересы сугубо материальны; он удовлетворяет запросы и интересы заказчика; собственный интерес выражается обычно в денежном вознаграждении; при разделе продукции интерес недропользователя выражается в части результата работ.

Подрядчик самостоятелен в выборе средств и способов достижения результата. В случае с СРП на нефтяную компанию могут накладываться различные серьезные ограничения (долевые ограничения в приобретении импортного оборудования, обязательства по трудоустройству и т.д.). Недропользование регулирование российский контракт продакшн.

6. При договоре подряда если  и осуществляется лицензируемая  деятельность, то происходит это  на основании генеральной лицензии. При СРП в случае заключения  нового контракта нужно получить  новую лицензию (новое месторождение - новая лицензия). Т.е. налицо крепчайшая  связь с объектом - недрами, находящимися  в государственной собственности.

Перечень нетрудно продолжить. Отчего же такое грубое заблуждение у разработчиков Законов «О нефти» и «О недрах»? Я полагаю, что всему причиной явился Закон "О нефти" со своей запутанной терминологией. В нем говорится: "подрядчик - означает недропользователя, заключившего с компетентным органом контракт в соответствии с настоящим Законом". Вышеупомянутые авторы перенесли это ненужное определение в сферу гражданско-правовую. Подрядчик - это именно недропользователь после заключения нефтяного контракта. Именно после и именно нефтяного, т.к. в Законе "О недрах" на этот счет все красиво. Это не обозначает сторону договора подряда и отнесение нефтяных контрактов к договорам подряда. Это тем более ужасно, что в отсутствие столь необходимого на наш взгляд законодательства о продакшн шеринге, уже сейчас проявляется тенденция применять к нему именно нормы ГК о подряде. Это неверно и это не может быть правдой в силу приведенных выше аргументов. Поэтому сам термин «подрядчик" применительно к договору лучше не употреблять.

Позиция вторая. Раздел продукции - это концессия. Концессия представляет собой отдельный (самостоятельный) вид договора с недропользователями, очень непопулярный ныне. От раздела продукции его позицию в нашей Российской Федерации отличает хоть какое-то наличие правовых норм, призванных отношения по данному виду договора регулировать.

Задача №5

Ни один из 7 источников загрязнения атмосферного воздуха. действующих на недавно введенном в эксплуатацию заводе "Биотекс", не имел разрешения на выбросы вредных веществ. Главный санитарный врач города дал предписание генеральному директору завода о немедленном приостановлении выбросов вредных веществ в атмосферный воздух до получения разрешения на такие выбросы.

В каком порядке выдаются разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

Правомерны ли действия главного санитарного врача города?

Ответ:

В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т. д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Федеральным законом от 27.12.2009 № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"» установлен размер государственной пошлины за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - 2000 рублей (статья 333.33 части 2 Налогового кодекса РФ).

Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ  
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 8 ноября, 1 декабря 2007 г., 12 июня, 14, 23 июля, 27 октября, 22, 30 декабря 2008 г., 28 сентября, 28 декабря 2010 г.), а точнее ст. 51 данного закона Главные государственные санитарные врачи и их заместители обладают полномочиями при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг, поэтому в правомерности деятельности главного санитарного врача города не стоит сомневаться.

Тема №8

Задача №1

3.10.96 г. Правительство РФ своим постановлением  утвердило Федеральную целевую  программу "Оздоровление окружающей  среды и населения г. Череповца  на 1997-2010 годы". Общественная организация  предъявила жалобу в Верховный  суд РФ об отмене постановления  на том основании, что государственная  экологическая экспертиза Программы  не проводилась. В ноябре 1996 года  экспертиза была назначена и 11.03.97 г. Госкомэкологией РФ было утверждено  заключение экспертной комиссии. В ходе экспертизы были высказаны 59 существенных замечаний, в связи  с этим в своем заключении  комиссия рекомендовала доработать  Программу в период реализации  первоочередных мероприятий, предусмотренных  программой до 2000 года. Суд, считая  заключение экспертизы положительным, отказал в удовлетворении иска.

Оцените законность решения суда.

Ответ:

В соответствии с Федеральным  законом РФ «Об экологической экспертизе», выводы экспертной комиссии могут быть 3-х вариантов: а) одобрить представленные материалы; б) доработать материалы по замечаниям и предложениям заключения и доработанные материалы представить повторно на государственную экологическую экспертизу; в) отклонить представленный документ на основании заключения экспертной комиссии. Заключение подписывает Председатель экспертной комиссии, Ответственный секретарь и Члены комиссии, даже те, которые не согласны с заключением и представили особое мнение. Заключение не может быть изменено без согласия всех участников экспертной комиссии. Особые мнения излагаются в сжатой форме и прикладываются к заключению экспертной комиссии. Подготовка сводного заключения является самостоятельным этапом работы комиссии. Сводное заключение составляется на основе частных заключений. Группа, синтезирующая материалы и руководитель экспертной комиссии должны не только формально объединить нескольких заключений в один логичный документ, но и постараться получить «новое знание» и непротиворечивые выводы, объединяющие все частные заключения содержательно. Самое главное в сводном заключении это однозначное констатация того факта, что воздействие на окружающую среду намечаемой деятельности допустимо (или недопустимо). В сводное заключение могут быть включены предложения, не вошедшие в частные заключения, но прозвучавшие на заседаниях комиссии, в процессе работы с общественностью и т.п.  
 
Подготовленное таким образом заключение утверждается специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы тем самым, подтверждая, что законный порядок процедуры проведения экспертизы и другие нормативы не были нарушены. Таким образом, решение  Верховного Суда РФ законно.

Задача №2

В апреле 1997 г. несколько общероссийских экологических организаций и более 50 граждан из нескольких регионов России обратились в Верховный Суд РФ с жалобой о признании незаконными 12 распоряжений Правительства РФ. Оспариваемыми распоряжениями в течение 1996 года на территории 69 субъектов РФ из состава лесных земель были переведены в нелесные земли более 16 тыс. га лесов I группы. Эти земли предназначались для использования в различных хозяйственных целях: строительства промышленных предприятий личных домов, размещения рынков, садоводческих товариществ и т.п. Истцы считали, что такие распоряжения не могут быть изданы без положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня. Ответчик возражал, считая, что при переводе лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, вообще не требуется проведение государственной экологической экспертизы, ее следует проводить уже после перевода земель для строительства конкретного объекта.

Какое решение должен принять суд?

Ответ:

В соответствии с народнохозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями Законом РСФСР от 08.08.1978 "Об утверждении Лесного Кодекса РСФСР», действующего в 1996 г.,  устанавливается деление лесов на группы. Леса государственного значения разделяются на первую, вторую и третью группы. 
К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно следующие функции: 
1. Водоохранные (запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, включая запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб); 
2. Защитные (леса противоэрозионные, в том числе участки леса на крутых горных склонах; защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог общегосударственного, республиканского и областного значения; особо ценные лесные массивы, государственные защитные лесные полосы, байрачные леса; ленточные боры, степные колки и другие леса в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных районах, имеющие важное значение для защиты окружающей среды); 
3. Санитарно-гигиенические и оздоровительные (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов. В соответствии с законодательством Союза ССР под лесами зон санитарной охраны источников водоснабжения, подлежащих отнесению к первой группе, имеются в виду леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения). 
К первой группе относятся также леса заповедников, национальных и природных парков, заповедные лесные участки, леса, имеющие научное или историческое значение, природные памятники, лесопарки, леса орехопромысловых зон, лесоплодовые насаждения, притундровые и субальпийские леса. 
Порядок перевода лесных площадей в нелесные закреплен в ст.37 Законом РСФСР от 08.08.1978 "Об утверждении Лесного Кодекса РСФСР», в соответствии с которым перевод лесных площадей в нелесные площади для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производится в лесах первой группы - в исключительных случаях по постановлению Совета Министров РСФСР.

Информация о работе Задача по "Экологическое право"