Задача по "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 14:52, задача

Описание работы

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда?
Дайте разъяснение по данному вопросу.
Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будет охраняться с помощью экологического законодательства?

Файлы: 1 файл

задачи экол право.docx

— 95.71 Кб (Скачать файл)

Так же помимо уголовной ответственности может быть применена административная. Административная ответственность применяется в форме денежного штрафа, налагаемого на правонарушителя. К административной ответственности могут быть привлечены как физические, так и юридические лица. В настоящее время административная ответственность за нарушение земельного законодательства применяется в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях. Существуют еще дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность, материальная (гражданско-правовая) ответственность - особый вид юридической ответственности, связанный с необходимостью возмещения материального вреда, как следствия правонарушения. Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства - порядок и содержание этого вида ответственности установлена ст. ст. 44-48,50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. 235 ГК РФ.

Задача №3

Городское управление озеленительного хозяйства предъявило в суде к гражданину П. иск о взыскании стоимости трех самовольно срубленных им деревьев, произраставших на улице перед домом, в котором он проживает. В суде ответчик заявил, что эти деревья были посажены им лет пятнадцать назад, в настоящее время разрослись и стали препятствовать проникновению в дом солнечного света.

Второй вариант: деревья произрастали на земельном участке, находящемся в собственности гражданина.

Определите, в чьей собственности находятся деревья: РФ, субъекта РФ, муниципального образования, гражданина.

Являются ли действия гражданина П. правонарушением по действующему законодательству?

Какое решение должен принять суд?

Ответ:

Согласно первому варианту:

Данные зеленые насаждения находятся в собственности муниципалитета, т.к. придомовая территория арендуется у него. Действия гражданина П. являются правонарушением, т.к. существует Порядок проведения спила дерева регламентирован Законом г. Москвы "О защите зеленых насаждений" (с изм. от 21.02., 19.12.2001; 25.06.2003; 17.03., 24.11.2004 г.), гл. 1. "Общие положения", согласно которому, что бы спилить дерево Вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты. Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников вне территории городских лесов выдается специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений. Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников в городских лесах выдается органом городского управления, уполномоченным Правительством Москвы. В данном случае гражданину П. придется уплатить штраф в соответствии с гл. 4. "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" постановлено:

Статья 4.18. Повреждение зеленых насаждений

1. Повреждение зеленых насаждений  — влечет наложение административного  штрафа на граждан в размере  от трех тысяч пятисот до  четырех тысяч рублей (от 3 500 до 4 000 р); на должностных лиц —  пятидесяти тысяч рублей (50 000 р); на юридических лиц — трехсот  тысяч рублей (300 000 р).

2. Те же действия, совершенные с  применением механизмов, автомототранспортных  средств, самоходных машин и других  видов техники —  
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей (от 4 000 до 4 500 р); на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей (50 000 р); на юридических лиц — трехсот тысяч рублей (300 000 р).

Статья 4.19. Незаконное уничтожение зеленых насаждений

Незаконное уничтожение зеленых насаждений — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей (от 4 000 до 4 500 р); на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей (50 000 р); на юридических лиц — трехсот тысяч рублей (300 000 р).

Кроме того, существует такое понятие как Компенсационное озеленение. Компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений. Компенсационное озеленение производится в ближайший сезон, подходящий для высадки деревьев, но не позднее года с момента, когда специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений был проинформирован о повреждении или уничтожении зеленых насаждений.

В случае уничтожения зеленых насаждений компенсационное озеленение производится на том же участке земли, где они были уничтожены, причем количество единиц растений и занимаемая ими площадь не должны быть уменьшены, либо на другом участке земли, но в том же административном округе в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади.

Видовой состав и возраст высаживаемых деревьев и кустарников устанавливаются специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.

Компенсационное озеленение производится за счет средств граждан или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых нарушены требования по защите зеленых насаждений, предусмотренные правовыми актами города Москвы. В случаях невозможности установления лица, причинившего вред, или естественной гибели зеленых насаждений финансирование компенсационного озеленения производится за счет средств целевого бюджетного территориального экологического фонда города Москвы, а при недостатке указанных средств - за счет средств бюджета города Москвы.

Если зеленые насаждения застрахованы, компенсационное озеленение производится за счет сумм страхового возмещения, выплачиваемых в случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений.

Суд должен обязать гражданина П. заплатить штраф за незаконную вырубку зеленых насаждений, а так же произвести компенсационное озеленение придомовой территории.

Согласно второму варианту:

Многие люди думают, что если участок в собственности или долгосрочной аренде, то они могут пилить на нем все что им захочется без всяких разрешений. Это не всегда так. Дело в том, что ни в Лесном кодексе, ни в других правовых актах не прописано четко общее законодательство регулирующее вырубку деревьев на территории всей России. После многочисленных обсуждений этого вопроса с юристами, все пришли к выводу, что в каждом регионе Местная Муниципальная власть вправе устанавливать (и устанавливает) свои законы.

Здесь так же необходимо получение порубочного билета. Ситуация складывается так же как и в первом варианте.

Задача №4

Городская администрация в целях наведения порядка в использовании прибрежной полосы и акватории водоемов города, в соответствии с требованиями Водного кодекса РФ и Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.11.96 № 1404, предписала земельному департаменту при отводе гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных в водоохранных зонах водоемов, устанавливать частные сервитуты "Прибрежные защитные полосы" и "Водоохранные зоны".

Являются ли ограничения использования земельных участков, возникающие при установлении вокруг водных объектов водоохранных зон, сервитутами?

Дайте правовую оценку решения администрации с точки зрения действующего законодательства.

Ответ:

На мой взгляд, это безосновательно в общих случаях. По специальному режиму земельных участков в водоохранной зоне и прибрежных полосах, установленному ст. 65 Водного кодекса Российской Федерацией, установление сервитута не требуется. Такая практика Ваших властей не является общераспространенной.  
Однако если есть особенности, которые предусматривают какие либо природоохранные мероприятия, которые должны осуществляться по инициативе госорганов и если они не будут выполняться это будет угрожать природной среде, то такой вариант возможен. В любом случае, сервитут можно прекратить по суду.

Тема №4

Задача №1

Совхоз "Заозерный" использовал проточное озеро, расположенное на территории земель совхоза, для разведения уток и гусей Администрация района разрешила рыболовецкому кооперативу производить на этом озере промысловый лов рыбы, обязав совхоз не чинить препятствий. Совхоз обратился в администрацию с заявлением об отмене этого решения, так как озеро находится внутри земельного массива совхоза, и использование этого озера другими организациями нарушало бы права совхоза по землепользованию и водопользованию.

Для каких целей используются водные объекты?

В каком порядке может быть использован водоем для нужд рыболовства? Вправе ли администрация района ограничивать использование озера совхозом для разведения домашней птицы в пользу рыболовства или иных целей?

Кто, в каком порядке и по каким основаниям может ограничить право водопользования?

Ответ:

Согласно ВК РФ, водные объекты могут быть использованы для следующих целей: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; здравоохранения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства; гидроэнергетики; рекреации; транспорта; строительства; пожарной безопасности; рыбного хозяйства; охотничьего хозяйства; лесосплава; добычи полезных ископаемых, торфа, сапровеля; для иных целей. Особенности использования водных объектов для определенных целей устанавливаются федеральными законами в соответствии с водным законодательством.

Основания ограничения права водопользования:

Статья 33. Ограничение или прекращение прав водопользователей

Права водопользователей могут быть ограничены или прекращены Президентом, местными исполнительными и распорядительными органами при возникновении или угрозе возникновения эпидемий и эпизоотий, аварийных ситуаций и в иных случаях, определенных законодательством, в целях охраны здоровья населения, а также в иных государственных интересах или интересах других водопользователей. При этом преимущество в использовании вод отдается обеспечению населения водой для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд.

Прекращение права водопользования при осуществлении неотложных мер по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий производится в порядке, предусмотренном статьей 35 настоящего Кодекса.

Права водопользователей могут быть ограничены на:

  • безвозмездное пользование водным объектом – Президентом;
  • аренду водного объекта – местным исполнительным и распорядительным органом, предоставившим водный объект в аренду;
  • обособленное водопользование водным объектом – органом государственного управления, предоставившим водный объект в обособленное водопользование;
  • специальное водопользование – органом государственного управления, выдавшим разрешение на специальное водопользование;
  • вторичное водопользование – первичным водопользователем по согласованию с соответствующим территориальным органом республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Право общего водопользования может быть прекращено или ограничено в соответствии с частью второй статьи 23 настоящего Кодекса.

Статья 34. Основания прекращения права водопользования

Право водопользования юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, подлежит прекращению в случаях:

  • минования надобности в водопользовании или отказа от него;
  • истечения срока водопользования;
  • ликвидации юридического лица или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, которым было предоставлено право водопользования;
  • передачи водохозяйственных сооружений и устройств другим водопользователям;
  • возникновения государственной необходимости изъятия водных объектов из обособленного водопользования.

Право водопользования юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, кроме права пользования водами для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения, может быть прекращено также в случаях нарушения правил и условий пользования и охраны водных объектов либо нецелевого их использования.

Законодательством могут быть предусмотрены и другие основания для прекращения права водопользования юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Задача №2

По результатам лесного конкурса лесопромышленному предприятию – ОАО "Таежный" – было отказано в продлении на новый срок договора аренды участка лесного фонда, на котором оно производило лесозаготовительные работы в течение 12 лет и имело соответствующие производственные мощности.

АО обратилось в арбитражный суд с иском о признании решения конкурсной комиссии недействительным.

Каковы основания и порядок предоставления участков лесного фонда в аренду? Был ли он нарушен? Какое решение должен принять суд?

Ответ:

Участки лесного фонда предоставляются в пользование в порядке прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Конкретные основания и порядок возникновения отдельных прав пользования участками лесного фонда обусловлены целью лесопользования, его субъектами, сроками и другими обстоятельствами, указанными в законе. Аренда участков лесного фонда регулируется Лесным кодексом РФ (ст. 71-74), Положением об аренде участков лесного фонда РФ и другими нормативными актами. Предоставление участков лесного фонда в аренду осуществляется на основании решений органов государственной власти субъекта РФ (принимаемых по представлению органов лесного хозяйства) или по результатам лесных конкурсов. Без проведения лесных конкурсов (на основании решения органа государственной власти субъекта РФ) леса предоставляются в аренду на срок от 1 года до 5 лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные мощности для этого, а также гражданам. Заинтересованные граждане и юридические лица подают для этого документы (заявление и др.) в лесхоз. На основании решения органа государственной власти или протокола о результатах лесного конкурса заключается договор аренды участка лесного фронда. По договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от 1 года до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Добытые в соответствии с договором аренды участка лесного фонда лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора. Субаренда, то есть передача арендатором по договору права аренды участка лесного фонда другому лицу, а также выкуп арендованных участков лесного фонда запрещаются. Договор аренды считается заключенным с момента его государственной регистрации.

Информация о работе Задача по "Экологическое право"