Водное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 23:07, реферат

Описание работы

В рамках названной передачи полномочий допускается предоставление региональными органами власти федеральных по праву собственности водных объектов или их частей в пользование частных лиц на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водного объекта в пользование.
Целью данной работы является изучение водного законодательства.

Содержание работы

Введение 3
1. Основы водного законодательства 4
2. Объекты водного законодательства 6
3. Надзор за исполнением водного законодательства 9
Заключение 12
Библиографический список 14

Файлы: 1 файл

Водное законодательство.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет «Санкт-Петербургская высшая школа государственного и корпоративного управления»

 

 

 

 

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО И ТРУДОВОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине Экологическое право

на тему: «Водное законодательство»

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

студентка III курса 211 группы

заочной формы обучения

Нестерова Алина Дмитриевна

 

Руководитель работы:

доцент

Левитанус Борис Александрович

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы обусловлена тем, что на территорию России приходится 20% мировых пресных вод, имеется 2,5 млн. рек, 2,7 млн. озер, 2290 крупных водохранилищ, 37 тыс. крупных систем межбассейнового перераспределения стока. При этом морское побережье России (около 60 тыс. км) омывается 13 морями.1 Обеспечить охрану и рациональное использование богатейших водных ресурсов России призваны как международные акты, так и национальное законодательство.

Основой водного законодательства является Водный кодекс РФ (далее – ВК РФ). В ВК РФ предусмотрено уточнение границ водных объектов как предметов права собственности и договоров водопользования, что привносит большую четкость в водные отношения. Сохранив частную собственность на рукотворные водоемы (пруды и обводненные карьеры), законодатель оптимизирует условия частного пользования водными объектами иных видов. При отмене лицензирования развиваются договорные механизмы водопользования. Законодатель в одних случаях предусматривает договоры водопользования, а в других - решения органов государственной власти (или местного самоуправления) о предоставлении водных объектов в пользование.

Важная новелла ВК РФ – передача отдельных полномочий от федеральных органов государственной власти к органам государственной власти субъектов Федерации за счет субвенций федерального бюджета. В рамках названной передачи полномочий допускается предоставление региональными органами власти федеральных по праву собственности водных объектов или их частей в пользование частных лиц на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водного объекта в пользование.

Целью данной работы является изучение водного законодательства.

 

1. Основы водного законодательства

Водное законодательство РФ состоит из Водного кодекса РФ2 и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и др. нормативных правовых актов субъектов РФ. В соответствии со ст. 2 ВК РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, регулирующие водные отношения, не могут противоречить ВК РФ и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим водные отношения, и иным актом, принимаемым в РФ, действует федеральный закон. Нормы водного права, содержащиеся в др. законах, должны соответствовать законодательству РФ. В соответствии с Конституцией РФ3 Водное законодательство РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в области использования и охраны водных объектов являются составной частью правовой системы РФ. Такие международные договоры применяются к водным отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется принятие внутригосударственного акта. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные ВК РФ, то применяются правила международного договора.

Водное законодательство РФ регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения). Отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету регулирования Водного законодательства РФ. Отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются гражданским законодательством РФ, санитарным и иным законодательством РФ. Отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством РФ в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов. Отношения, возникающие в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются законодательством РФ о недрах и водным законодательством РФ. Отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) регулируются водным законодательством РФ в той мере, в какой данные отношения не урегулированы гражданским законодательством и земельным законодательством РФ.

Имущественные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ВК РФ. Финансовые отношения, включая налоговые, а также иные административные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством РФ в соответствии с общими положениями финансового и административного законодательства РФ.

Обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами установленного водным законодательством РФ порядка использования и охраны водных объектов; стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов; режима использования территорий водоохранных зон водных объектов и иных требований водного законодательства РФ производится в соответствии с Положением о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов. 4

2. Объекты водного законодательства

В Водном кодексе Российской Федерации водный объект определен как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Из перечисленных в Водном кодексе поверхностных водных объектов искусственное происхождение имеют каналы, водохранилища, пруды, обводненные карьеры. Только в отношении юридической природы каналов законодатель высказался достаточно определенно, отнеся их к виду гидротехнического сооружения (ст.3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений").5 Каналы создаются в процессе гидротехнического строительства, связанного с возведением сооружений и комплексов для водного транспорта, мелиорации земель, водоснабжения, канализации и т.п.

Водохранилища – искусственные водоемы, созданные для накопления и последующего использования воды и регулирования стока. Прудами называют водохранилища площадью меньше 1 кв. км. Различают выкопанные водоемы (пруды-копани) или созданные путем перегораживания постоянного или временного водотока плотиной.6 Приказом Минприроды России от 26 января 2011 г. № 17 "Об утверждении Методических указаний по разработке правил использования водохранилищ"7 среди типов водохранилищ по геометрическим размерам выделены малые водохранилища (площадью менее 2 кв. км).

Действующее законодательство декларирует, что водохранилище является поверхностным водным объектом (ст. 5 ВК РФ). Как известно, при создании водохранилищ строятся плотины, гидротехнические сооружения, предназначенные для защиты от разрушений берегов и дна водохранилищ, и связанные с ними объекты (насосные станции, водозаборы, шлюзы, гидроэлектростанции и т.п.). Каждое из этих сооружений, необходимых для появления водохранилища и его образующих или для использования водных ресурсов, содержащихся в водохранилище, является самостоятельным объектом прав, чаще всего – объектом недвижимого имущества. Такая самостоятельность относительна. Без строительства водоподпорных сооружений возникновение и существование водохранилищ невозможно, но и без водного объекта сооружения не будут выполнять свое предназначение и функционировать. Возведение объектов, образующих водохранилище, происходит в процессе строительных работ, и их природа как гидротехнических сооружений (сооружений, предназначенных для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод) не вызывает сомнения. Обращает на себя внимание тот факт, что процесс создания водохранилища является строительством данного объекта в целом. При строительстве водохранилища разрабатывается проектная документация на водохранилище (а не только на образуемое его гидротехническое сооружение) и проводятся мероприятия в отношении территории водохранилища в целом (например, санитарная подготовка территории затопления), производится приемка водохранилища в эксплуатацию государственной комиссией.

В соответствии с водным законодательством, водохранилище (покрытая водами так называемая зона затопления вместе с составляющими ее дном и берегами) является водным объектом, хотя в целом водохранилище – это уникальный рукотворно созданный в результате строительной деятельности объект. Водохранилище представляет собой взаимосвязанную и взаимообусловленную систему преобразованных водного объекта (например, реки, озера, на месте которого создается водохранилище) и земельной поверхности (ложа водохранилища), а также гидротехнического(-их) сооружения(-ий).

Общественные отношения по созданию прудов и обводненных карьеров в отличие от водохранилищ остались вне зоны внимания законодателя. Многое из изложенного выше применимо и к характеристике пруда как разновидности водохранилища. При создании пруда-копани происходит существенное изменение земельной поверхности, в результате чего эта поверхность юридически рассматривается как составная, не самостоятельная часть водного объекта – пруда. В правоприменительной практике можно встретить доказательства того, что пруды допустимо квалифицировать и как сооружения.8

Карьеры образуются в результате ведения горных работ открытым способом и представляют собой полости в земной коре.9 Обводненные карьеры являются не специально созданными объектами, а следствием прекращения работ по добыче полезных ископаемых и искусственным или естественным образом заполнения водой образовавшихся выемок. Добыча полезных ископаемых и заполнение водой образовавшейся выработки свидетельствуют об изменении правового статуса не только земельной поверхности, но и участка недр (подземного пространства).

Водные объекты могут использоваться для создания искусственных земельных участков10 (п. 19 ч. 3 ст. 11 ВК РФ). Водный кодекс ограничивается лишь упоминанием о возможности создания таких участков. Отдельные нормы об искусственных земельных участках можно было встретить в Федеральном законе "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",11 региональном законодательстве. Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № Д23-83612 было подчеркнуто, что "законодательство разделяет случаи создания искусственных земельных участков, когда путем намыва или отсыпки грунта участкам земель водного фонда придаются неотделимые улучшения (не имеющие самостоятельного значения), в результате чего они приобретают устойчивые свойства участка суши, и случаи создания гидротехнических сооружений, созданных на землях водного фонда путем намыва или отсыпки грунта, имеющих самостоятельное значение (дамбы, плотины и т.п.)". Фактически в названном письме решался вопрос о праве собственности на вновь созданный объект. На отсутствие четких критериев разграничения искусственных земельных участков и гидротехнических сооружений уже указывалось в юридической литературе.13

В других российских городах также идет работа в данном направлении. В частности, в Санкт-Петербурге разработан проект "Новый берег", предусматривающий к 2015 г. создание путем намыва искусственной территории площадью 390 га, к 2028 г. – планируется завершить строительство объектов недвижимости на этой территории.

 

3. Надзор за исполнением  водного законодательства

Решение экологических проблем – одна из приоритетных задач национальной безопасности страны, в связи с чем их прогнозирование, своевременное обнаружение и устранение являются важнейшей сферой деятельности как органов государственной власти, так и правоохранительных органов.

Для такого мегаполиса, как Санкт-Петербург соблюдение хозяйствующими субъектами водного законодательства играет важную роль.

Сброс сточных вод в водные объекты города ежегодно составляет порядка полутора миллиардов кубических метров, что влечет за собой снижение рекреационных возможностей рек и озер. Прежде всего это выражается в ухудшении качества воды, захламлении дна водоемов, что пагубно влияет на красоту побережий, рыбопродуктивность, видовое разнообразие животного и растительного мира, а также на безопасность отдыха у воды.

Организующую роль в надзоре за исполнением водного законодательства в прокуратуре города играет межведомственная рабочая группа по противодействию нарушениям природоохранного законодательства, участие в которой принимают представители прокуратуры Ленинградской области, Департамента Росприроднадзора по СЗФО, ТУ Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу, МТУ Ростехнадзора по СЗФО, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Наибольшее количество нарушений в этой сфере связано со сбросом в водные объекты неочищенных стоков, их несоответствием требованиям технических регламентов, отсутствием на предприятиях очистных сооружений, а там, где они есть, - отсутствием производственного контроля, наличием несанкционированных свалок и загрязнением земель в водоохранных зонах, аварийным состоянием гидротехнических сооружений, ограничением свободного доступа к водным объектам.

Так, природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга провела проверку соблюдения ООО «Отель «Ольгино» требований законодательства об охране окружающей среды.

Было установлено, что гостиница с января 2011 года по февраль 2012 года осуществляла сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в Финский залив, что является нарушением требований к охране водных объектов. По результатам проверки прокуратурой в Приморский районный суд города Санкт-Петербурга предъявлено исковое заявление к ООО «Отель «Ольгино» о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде в размере более 2 млн. 331 тыс. рублей. Суд удовлетворил требования прокурора. Определением Санкт-Петербургского городского суда решение нижестоящей судебной инстанции оставлено без изменений, а жалоба отеля – без удовлетворения. Исполнение решения суда находится на контроле природоохранной прокуратуры.14

Информация о работе Водное законодательство