Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:54, реферат

Описание работы

Охрана окружающей среды имеет большое значение для хозяйственной деятельности страны, и для человечества в целом. Ст. 42 Конституции РФ дарует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В данном реферате мы рассмотрим одну из важнейших правовых мер обеспечения целесообразного природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий - экологический контроль.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие, виды и задачи экологического контроля
2. Государственный экологический контроль
3. Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

забить.docx

— 39.30 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие,  виды и задачи экологического  контроля

2. Государственный  экологический контроль

3. Ведомственный  и производственный и общественный  экологический контроль

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Охрана  окружающей среды имеет большое значение для хозяйственной деятельности страны, и для человечества в целом. Ст. 42 Конституции РФ дарует каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В данном реферате мы рассмотрим одну из важнейших правовых мер обеспечения целесообразного природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий - экологический контроль.

Согласно  ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды», под экологическим контролем понимают систему мер, направленную на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Более подробно данный вопрос регулируется главой XI вышеупомянутого федерального закона. Согласно данной главе выделяются следующие виды экологического контроля: государственный экологический надзор, производственный экологический контроль и общественный экологический контроль.

Любой из указанных видов контроля проводится в целях обеспечения соответствующими органами, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Таким образом, важность рассмотрения такого института, как экологический контроль, не вызывает сомнений.

 

 

1. Понятие, виды и задачи экологического  контроля

 

Российское  административное право выделяет два  вида контрольной деятельности –  контроль и надзор1. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан. При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций – предупредительную, информационную и карательную.

Роль  предупредительной функции заключается  в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических  требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция  связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и  лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется  в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных  законодательством санкций по результатам  соответствующих проверок.

В природоохранительной практике России выделяются следующие  виды экологического контроля: государственный надзор, производственный и общественный контроль. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

 

2. Государственный экологический  надзор

 

Задачей государственного экологического надзора является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной  особенностью государственного экологического надзора является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственный надзор в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический надзор более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов – прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

Согласно  п.2 ст.65 государственный экологический надзор включает в себя:

государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной  недр;

государственный земельный надзор;

государственный надзор в области обращения с  отходами;

государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

государственный надзор в области использования  и охраны водных объектов;

государственный экологический надзор на континентальном  шельфе Российской Федерации;

государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном  море Российской Федерации;

государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

государственный экологический надзор в области  охраны озера Байкал;

федеральный государственный лесной надзор;

федеральный государственный надзор в области  охраны, воспроизводства и использования  объектов животного мира и среды  их обитания;

федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

федеральный государственный охотничий надзор;

государственный надзор в области охраны и использования  особо охраняемых природных территорий.

Государственный экологический надзор проводится на определенных принципах. Основные из них – законность, объективность, разделение хозяйственных и контрольных функций. Принцип законности проявляется в том, что такой надзор могут проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами. Объективность основывается на достоверных данных о деятельности контролируемого объекта. Принцип разделения хозяйственных и контрольных функций характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля. Он носит в основном доктринальный характер и в законодательстве прямо не закреплен. Его суть заключается в том, что функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы.

Правовые  основы организации и осуществления  государственного экологического надзора установлены Конституцией РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных подзаконных актов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры  федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указа Президента РФ от 30 мая 2008 г. N 863) в настоящее  время специально уполномоченными  государственными органами в данной сфере являются:

- Министерство  природных ресурсов и экологии  РФ;

- Федеральная  служба по экологическому, технологическому  и атомному надзору;

- Федеральная  служба по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды;

- Федеральная  служба по надзору в сфере  природопользования;

- Федеральное  агентство водных ресурсов;

- Федеральное  агентство по недропользованию;

- Федеральное  агентство по рыболовству;

- Министерство  сельского хозяйства РФ;

- Федеральное  агентство лесного хозяйства;

- Федеральная  служба по ветеринарному и  фитосанитарному надзору;

- Федеральное  агентство геодезии и картографии;

- Министерство  экономического развития РФ;

- Федеральное  агентство кадастра объектов  недвижимости;

- Федеральное  агентство по управлению федеральным  имуществом;

- Федеральная  служба безопасности Российской  Федерации.

Помимо  специально уполномоченных органов  в области природопользования и  охраны окружающей среды, специальными функциями по осуществлению экологического контроля и надзора наделены такие функциональные министерства и ведомства как:

Министерство  сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) через свои департаменты по управлению охотничьими ресурсами и рыболовству проводит государственный контроль за использованием и охраной охотничьих животных и ведением охотничьего хозяйства; осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в РФ.

Федеральная пограничная служба РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 29 августа 1997 г. «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» осуществляет государственный контроль за охраной биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Министерство  здравоохранения РФ (Минздрав России) через систему органов санэпиднадзора осуществляет государственный надзор за обеспечением мер по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Министерство  строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) осуществляет государственный контроль за соблюдением норм и правил планировки и застройки городов и других поселений и установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности, за использованием и охраной земель в городах и других поселениях и применяет установленные законодательством санкции.

Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография) осуществляет:

• государственный  геодезический надзор и контроль за соблюдением установленных требований при проведении в РФ топографо-геодезических и картографических работ предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также за реализацией результатов этих работ;

• надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм установленных  требований и порядка проведения топографо-геодезических и картографических работ;

• контроль за правильным отображением в картографических материалах Государственной границы РФ, границ континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ, субъектов РФ и границ иностранных государств, а также другой информации о местности, включая наименования населенных пунктов и других географических объектов.  

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) организует и проводит государственный горный надзор, чтобы обеспечить соблюдение всеми пользователями недр законодательства РФ, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр. Госгортехнадзор России лицензирует отдельные виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также обеспечением безопасности при пользовании недрами. Госгортехнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор на территории РФ через образуемые им региональные органы (округа).

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) осуществляет надзор за соблюдением требований законодательства в области производства, обращения и использования ядерных материалов и радиоактивных веществ.  

Министерство  РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет государственный надзор за выполнением установленных нормативных требований по гражданской обороне, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, состоянием готовности органов управления, сил и средств государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций;

Информация о работе Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль