Система организационно-правовых мероприятий в области охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 04:26, контрольная работа

Описание работы

Правовая охрана окружающей среды – совокупность правовых средств, содержащих предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные меры, закреплённые в нормах права, обеспечивающие сохранение, восстановление и улучшение состояния объектов природной среды.

Файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЯ.docx

— 34.58 Кб (Скачать файл)

1.11. ведение кадастров  природных ресурсов и мониторинга  окружающей среды, государственного  учета объектов, воздействующих  на окружающую среду;

1.12. мероприятия, направленные  на сохранение биологического  и ландшафтного разнообразия, предупреждение  негативных социально-экономических  и экологических последствий  на определенной территории (озеленение, борьба с шумом, улучшение водоснабжения  населения и т.д.);

1.13. сохранение и восстановление  водных и водно-болотных экологических  систем;

1.14. проведение экологической  экспертизы в соответствии с  законодательством Республики Беларусь, а также экспертных работ по  результатам оценки воздействия  на окружающую среду;

1.15. капитальный и текущий  ремонт, содержание зданий и сооружений, используемых для природоохранной  деятельности и находящихся в  ведении или арендуемых территориальными  органами Министерства природных  ресурсов и охраны окружающей  среды, государственной гидрометеорологической  службой и иными организациями,  подчиненными Министерству и  не занимающимися хозяйственной  деятельностью;

1.19. содержание работников  органов Министерства природных  ресурсов и охраны окружающей  среды (в соответствии с установленным  порядком), в компетенцию которых  входит контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, содержание отделов и лабораторий по контролю за загрязнением окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов и т.д.

10. Экологическое страхование.

В мировой практике экологическое  страхование означает страхование  ответственности объектов – источников повышенного экологического риска  – за причинение ущерба третьим  лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды и экономическое стимулирование таким образом предотвращения данного загрязнения.

Цель экологического страхования  – наиболее полная компенсация нанесённого  эколого-экономического ущерба.

Суть страхования заключается  в объединении ресурсов отдельных  собственников в целях компенсации  возможных убытков любому из них. Вероятностный характер перехода потенциальной  опасности в осуществившуюся позволяет, собрав относительно небольшие взносы с достаточно большого количества субъектов компенсировать возникший ущерб.

Видами экологического страхования  являются:

1. личное 2. имущественное 3. экологической ответственности.

Личное и имущественное  страхование имеют значение для  граждан; в страховании экологической  ответственности отдельные граждане не участвуют, но оно затрагивает  их интересы, создавая для них дополнительные финансовые гарантии компенсации эколого-экономического ущерба. Страхование ответственности  за причинение ущерба предполагает формирование специальных денежных фондов (резервов) за счёт уплачиваемых страхователями страховых взносов.

Экологическое страхование  предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения  и имущественного ущерба.

Экологическое страхование  осуществляется в двух формах: добровольной и обязательной.

Добровольное страхование  осуществляется на основе договора между  страхователем (субъектом хозяйствования) и страховщиком (страховой компанией). Условия и порядок его проведения устанавливаются согласно Закону «О страховании», конкретные условия определяются в договоре страхования.

Обязательное страхование  происходит в соответствии с законом. Виды, условия и порядок его  проведения определяются специальными нормативными актами. Обязательному  страхованию подлежат предприятия, внесенные в утвержденный в законодательном  порядке перечень экологически опасных  объектов

Правовые, экономические  и социальные основы обеспечения  безопасной эксплуатации экологически опасных объектов устанавливает  принятый в начале 2000 г. Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В нем впервые законодательно закреплено страхование ответственности  за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (ст. 25). Теперь организация, эксплуатирующая  опасный производственный объект, может заключить договор страхования ответственности за причинение вреда физическим, юридическим лицам и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте со страховой организацией, имеющей лицензию на проведение данного вида страхования.

Но вопросы экологического страхования пока не нашли всеобъемлющего развития в нашем законодательстве. Необходима разработка и принятие закона об обязательном экологическом страховании, содержащего положения о порядке, размерах и способах гарантирования возмещения ущерба от производственных аварий, сбоев технологического режима и других антропогенных нарушений  окружающей среды. Закон должен установить единые условия и порядок проведения обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Обязательное экологическое страхование будет способствовать гарантированному возмещению вреда третьим лицам и экономически стимулировать предотвращение аварийного загрязнения окружающей среды и деятельность по его нейтрализации без привлечения для этого бюджетных средств.

Экологическое страхование  особенно выгодно для экологически опасных производств, поскольку  уменьшает в конечном итоге их издержки по компенсации ущерба в  случае аварий, так как в соответствии со страховым договором значительную часть этих затрат несет страховой  экологический фонд, выступающий  в роли страховщика.

Для организационно-методического  обеспечения системы экологического страхования необходимо принятие следующих  мер:

1. выделение объектов и  регионов, где должно начаться  внедрение этой системы (как  следует из мирового опыта,  объектами экологического страхования  в первую очередь должны быть  предприятия химической, нефтеперерабатывающей,  нефтяной промышленности, трубопроводный  транспорт, объекты железнодорожного  транспорта, а первоочередными регионами  — территории с наибольшим  сосредоточением отмеченных источников  повышенного экологического риска);

2. инвентаризация источников  повышенной опасности с их  классификацией по уровню экологического  риска, исходя из учета износа  оборудования, состояния природоохранных  объектов, возможного объема и  состава залповых выбросов (сбросов)  в окружающую среду, особенностей  реципиентов в пределах возможной  зоны воздействия последствий  аварий (численность населения; особенности  природных объектов, сельскохозяйственных  угодий, социальной инфраструктуры  и т.п.);

3. разработка перечня страховых  событий, подлежащих обязательному  и добровольному страхованию  (объекты обязательного страхования  — события, наступившие в результате  аварий или стихийных бедствий: сверхлимитное загрязнение окружающей  среды, переполнение или разгерметизация  хранилищ твердых и жидких  отходов, протечка или разливы  вредных веществ из-за аварий  хранилищ или транспортных систем, аварии на очистных сооружениях  и пылегазоулавливающих устройствах);

4. разработка ставок страховых  премий и сумм, выплачиваемых  страховщиком (страховым фондом) в  пользу третьих лиц при наступлении  страхового события (это наиболее  сложная задача, предварительным  условием решения которой является  определение "мощности" страховщика,  то есть максимальной способности страхового фонда компенсировать ущерб от страховых событий за рассматриваемый период).

5. конкретизация видов  и размеров ущерба, возмещаемого  третьим лицам. За рубежом возмещают  затраты третьих лиц на очистку  загрязненной территории (акватории), на восстановление здоровья пострадавших  людей и восстановление нарушенных  экосистем, затраты на эвакуацию  населения и т.п.

6. Необходима и разработка  нормативов компенсационных затрат  при наступлении соответствующих  страховых событий, а также  типовых правил применения скидок  со страховых сумм с учетом  масштабов страховых событий,  затрат виновника аварии и  т.д. Во всех случаях должен  страховаться не весь ущерб,  возникающий вследствие аварии  у самого виновника, поскольку  это уменьшает заинтересованность  предприятий в снижении экологического  риска.

7. Разработка нормативно-правовой  базы по возмещению вреда, причиненного  здоровью и имуществу граждан,  а также юридическим лицам  вследствие возникновения чрезвычайных  экологических ситуаций.


Информация о работе Система организационно-правовых мероприятий в области охраны окружающей среды