Система организационно-правовых мероприятий в области охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 04:26, контрольная работа

Описание работы

Правовая охрана окружающей среды – совокупность правовых средств, содержащих предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные меры, закреплённые в нормах права, обеспечивающие сохранение, восстановление и улучшение состояния объектов природной среды.

Файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЯ.docx

— 34.58 Кб (Скачать файл)

• Региональный - охватывает отдельные регион пределах которых наблюдаются процессы и явления, чающиеся но природному характеру или по антропогенным воздействиям от естественных биологических процессов

• Импактный - предусматривает раннюю диагностику видов экологических аномалий и чрезвычайных ситуаций в республике; непрерывный контроль экологически опасных объектов и территорий; изучение и оценка, влияние и прогноз выбросов загрязняющих веществ от конкретных источников, обобщение и передача информации заинтересованным органам и ведомствам):

- мониторинг чрезвычайных  ситуаций (включает в себя оперативное  получение объективных данных  о состоянии динамике развития  обстановки и принятия решений  при возникновении аварий, катастроф,  стихийных бедствий, эпидемий);

- локальный мониторинг (представляет  собой наблюдения за конкретными  источниками загрязнения в санитарно-зашитной зоне, т.е. в зоне непосредственного влияния источников);

• Базовый - предусматривает  слежение за состоянием природных систем удаленных от промышленных регионов территорий, в том числе биосферных заповедников, на которые практически  не накладываются региональные антропогенные  воздействия).

2. В соответствии с административным  делением:

- районный; - национальный (республиканский); - межнациональный;

3. По методам проведения:

• дистанционный (авиационный, космический, лазерное зондирование, фото- и видеосъемка);

• контактный (при непосредственном контакте с исследуемой средой, - взятие проб).

В соответствии с Постановлением СМ РБ от 14 июля 2003 года № 949 НСМОС включает следующие виды мониторинга окружающей среды:

1. мониторинг земель;

2. мониторинг поверхностных  вод;

3. мониторинг подземных  вод;

4. мониторинг атмосферного  воздуха;

5. мониторинг озонового  слоя;

6. мониторинг растительного  мира;

7. мониторинг лесов;

8. мониторинг животного  мира;

9. радиационный мониторинг;

10. геофизический мониторинг;

11. локальный мониторинг  окружающей среды.

В НСМОС не входят: мониторинг выбросов и сбросов, мониторинг опасных  отходов, социально-гигиенический мониторинг, система мониторинга и прогнозирования  чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера.

Организацию проведения видов  мониторинга окружающей среды в  составе НСМОС осуществляют:

• Минприроды- мониторинг атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод, мониторинга подземных вод, мониторинга животного мира, радиационного мониторинга, локального мониторинга окружающей среды;

• Министерство образования - мониторинг озонового слоя;

• Национальная академия наук Беларуси - мониторинг растительного  мира и геофизического мониторинга;

• Министерство лесного хозяйства - мониторинг лесов;

• Государственный комитет  по имуществу - мониторинг земель.

6.Государственный учет  в области охраны окружающей  среды осуществляется в целях  государственного регулирования  природоохранной деятельности, а  также текущего и перспективного  планирования мероприятий по  снижению вредного воздействия  хозяйственной и иной деятельности  на окружающую среду.

Государственные кадастры природных  ресурсов ведутся для учета количественных, качественных и иных характеристик  природных ресурсов, а также для  учета объема, характера и режима их использования. Кадастровая форма  предоставления природно-экономической  информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой  практике.

Кадастр природных ресурсов - это систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических  характеристиках и правовом статусе  природных ресурсов, а также о  категориях природопользователей.

Основными принципами формирования системы природно-ресурсных кадастров  является обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности  количественного и качественного учета природных ресурсов, распределения их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала. Сведения, составляющие кадастры, могут собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде.

Постановлением правительства  Республики Беларусь «О государственных  кадастрах природных ресурсов»  от 20 апреля 1993 № 248 утверждены следующие  виды государственных кадастров  природных ресурсов:

1. государственный климатический  кадастр;

2. государственный земельный  кадастр;

3. государственный водный  кадастр;

4. государственный кадастр  атмосферного воздуха;

5. государственный лесной  кадастр;

6. государственный кадастр  недр;

7. государственный кадастр  животного мира;

8. государственный кадастр  растительного мира;

9. государственный кадастр  торфяного фонда;

10. государственный кадастр  отходов.

Государственные кадастры природных  ресурсов предназначены для обеспечения  природопользователей сведениями о природных ресурсах с учетом их экономической оценки, информирования органов государственной власти и управления с целью принятия ими народнохозяйственных решений по эффективному использованию этих ресурсов, прогнозирования их изменений под влиянием деятельности человека и осуществления необходимых мер охраны.

Ведение государственных  кадастров природных ресурсов осуществляют Министерство природных ресурсов и  охраны окружающей среды Республики Беларусь и иные специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в соответствии с их компетенцией.

Единого кадастра природных  ресурсов не существует, но есть Государственный  фонд данных о состоянии окружающей среды и вредных воздействиях на нее включает информацию о состоянии  окружающей среды, накапливаемую в  Министерстве природных ресурсов и  охраны окружающей среды Республики Беларусь и иных специально уполномоченных республиканских органах государственного управления.

8. Экономический механизм природопользования.

Это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.

Экономический механизм природопользования включает следующие элементы:

1. разработка гос. прогнозов  и программ соц.-экономического развития РБ в части рац. Использования п/р и ООС.

2. финансирование 

9. Фонды охраны природы  в Республике Беларусь.

 Вопрос о необходимости  создания экологических фондов  возник с проблемой поиска  и распределения средств на  природоохранные мероприятия и  разработкой системы платежей  и штрафов за загрязнение окружающей  среды.

В Республике Беларусь целевой  внебюджетный фонд охраны природы был  учрежден в 1990 г., а позднее создание его получи¬ло правовую основу в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" (1992), который четко определил важнейшие источники финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды. Были созданы внебюджетные фонды охраны природы республиканский, областные, Минский городской, районные и городские. Закон определял порядок их образования и направления использования средств. Так первоначально средства распределялись следующим образом: 10 % — на специальный текущий счет внебюджетных средств Минприроды (республиканский внебюджетный фонд), 30 % — в областные, 60 % — в районные и город¬ские фонды охраны природы. Средства фондов расходовались только на природоохранные нужды.

 По причине того, что внебюджетные фонды охраны природы всех уровней концентрировали немалые денежные ресурсы в 1998 году внебюджетный фонд охраны природы стал именоваться государственным целевым бюджетным фондом охраны природы (ст. 2 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 1998 год") Средства же территориальных фондов охраны природы (в соответствии со ст. 3 закона) теперь аккумулируются в составе местных бюджетов.

Значимость фондов состоит  в том, что их средства являются необходимым  минимумом, который гарантирован экологической  сфере и не может быть использован  ни на какие иные нужды. Средства, поступающие  в фонды охраны природы, распределяются по следующему нормативу:

10 процентов - в республиканский  фонд охраны природы, 90 процентов  - в Минский городской, 30 процентов  - в областные и 60 процентов  - в районные и городские фонды  охраны природы.

В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 28 июня 2004 г. N 765 «О ФОНДАХ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»

Распорядителями фондов охраны природы в установленном законодательством  Республики Беларусь порядке являются:

республиканского фонда  охраны природы - Министерство природных  ресурсов и охраны окружающей среды;

областных и Минского городского фондов охраны природы - областные и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды;

районных и городских  фондов охраны природы - районные и  городские инспекции природных  ресурсов и охраны окружающей среды.

Государственная инспекция  охраны животного и растительного  мира при Президенте Республики Беларусь является распорядителем средств государственных  целевых бюджетных фондов охраны природы, выделяемых ей на основании  Указа Президента Республики Беларусь от 8 сентября 2003 г. N 384 "Вопросы Государственной  инспекции охраны животного и  растительного мира при Президенте Республики Беларусь"

Фонды охраны природы формируются  за счет:

2.1. платежей за выбросы  загрязняющих веществ в атмосферный  воздух;

2.2. платежей за сбросы  сточных вод или загрязняющих  веществ в окружающую среду;

2.3. платы за размещение  отходов;

2.4. латы за организацию  переработки отходов пластмасс;

2.5. средств, полученных  в счет возмещения вреда, причиненного  в результате вредного воздействия  на окружающую среду;

2.6. штрафов за загрязнение  окружающей среды, нерациональное  использование природных ресурсов  и иные нарушения природоохранного  законодательства Республики Беларусь  независимо от органа, их налагающего;

2.7. средств от реализации  конфискованных или иным образом  обращенных в доход государства  орудий добычи рыбы и других  водных животных, а также от  продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции;

2.8. средств от реализации  конфискованных или иным образом  обращенных в доход государства  орудий охоты, а также от  продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции;

2.9. платежей за выдачу  разовых разрешений на ввоз  в Республику Беларусь озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества;

2.10. платы за пользование  банками денежными средствами  фондов охраны природы;

2.11. добровольных взносов  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, в том числе  иностранных;

2.12. иных средств в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ  МЕСТНЫХ ФОНДОВ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В 2004 :

1.1. оздоровление окружающей  среды;

1.2. осуществление мероприятий  и выполнение программ по охране  окружающей среды, воспроизводству  природных ресурсов, наведению порядка  на земле и благоустройству  территорий населенных пунктов  и гидрометеорологии;

1.3. научные исследования  в области охраны окружающей  среды, геологии и гидрометеорологии;

1.4. внедрение в производство  малоотходных, ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также технологий, техники и специального оборудования по сбору, транспортировке, использованию и обезвреживанию отходов, в том числе вторичного сырья и отходов пластмасс, снижающих вредное воздействие на окружающую среду;

1.5. строительство, техническое  перевооружение, реконструкция и  капитальный ремонт природоохранных  объектов при наличии проектно-сметной  документации (изготовление проектно-сметной  документации и пусконаладочные  работы должны производиться  за счет средств юридических  лиц);

1.6. изучение природно-ресурсного  потенциала республики, восстановление  нарушенных хозяйственной и иной  деятельностью природных объектов, охрана, воспроизводство и учет  животного и растительного мира;

1.7. создание особо охраняемых  природных территорий и проведение  мероприятий по обеспечению сохранения  их природных комплексов и  объектов, в том числе обустройство  заказников и памятников природы,  а также восстановление и реконструкция  старинных парков, создание и  обустройство питомников по разведению  редких и находящихся под угрозой  исчезновения видов животных, зоологических  садов, специализированных объектов (ботанических и дендрологических  садов, питомников, оранжерей и  др.) по разведению дикорастущих растений;

1.8. разработка проектов  технических нормативных правовых  актов и иных актов законодательства  в области охраны окружающей  среды и использования природных  ресурсов;

1.9. научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы  по созданию новых видов техники  и технологий, направленных на  охрану окружающей среды, рациональное  использование природных ресурсов  и обеспечение гидрометеорологической  деятельности;

1.10. создание автоматизированных  систем мониторинга и технических  средств для них, разработка программного обеспечения для решения задач в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и гидрометеорологической деятельности;

Информация о работе Система организационно-правовых мероприятий в области охраны окружающей среды