Роль экологического законодательства в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:15, реферат

Описание работы

Заинтересованность России в формировании, развитии и эффективном применении
международного экологического права обусловлена опасностью нарастающего
глобального экологического кризиса и ответственностью России наряду с
другими странами мира за его предотвращение или, по крайней мере, ослабление.
Продолжающий усиливаться антропогенный пресс на природу нарушает состояние
природной среды в мире, вызывает озабоченность всех стран и народов и
вынуждает предпринимать совместные усилия, чтобы сбалансировать
существование людей на Земле, социально-экономическое развитие общества с
жизнетворными возможностями природной среды. Существует множество способов
решения такой задачи. Среди них главная роль отводится праву, правовому
регулированию человеческого поведения.

Содержание работы

Введение 2
Понятие международных экологических прав 2
Законодательная регуляция международных экологических отношений 4
Заключение 11
Литература 11

Файлы: 1 файл

мой реф по правоведению.docx

— 64.09 Кб (Скачать файл)

пределах, в которых  человек реально воздействует на материальный мир. Но

поскольку природная  среда имеет ряд внутренних структурных  подразделений,

различаются ее элементы и охраняемые объекты. В том числе:

Мировой океан, который  занимает 2/3 площади поверхности земного шара.

Понятием «Мировой океан» охватываются все четыре имеющихся  на земле океана —

Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый, а также все связанные

с ними моря. Не относятся  к Мировому океану изолированные  моря, находящиеся

внутри материков, например, Каспийское море.

Материки, которые  составляют основное и непосредственное жизненное

пространство для  развития человечества. Традиционно этим понятием

охватывается весь природный комплекс, прочно связанный с сухопутной

поверхностью Земли, т.е. почвы, недра земли, водные ресурсы, растительный и

животный мир. Однако за последние годы происходит дифференциация природных

объектов в сфере  международно-правовой охраны и постепенно получают

самостоятельное признание  в качестве охраняемых объектов международные реки

и другие материковые  водоемы, мигрирующие животные, которые  проводят

отдельные периоды  жизни на территории различных стран  и в международных

пространствах, другие природные богатства, принадлежащие  двум или нескольким

странам.

Атмосферный воздух — газообразная оболочка земного  шара, лежащая между

поверхностью Земли  и космическим пространством. Состав газов атмосферного

воздуха является относительно постоянным, содержит в определенных пропорциях

кислород, азот, углекислый газ, благодаря чему обеспечивается одна из

основных физиологических  потребностей живых организмов — дыхание, а также

ряд процессов обмена веществ в природе.

Космос — все  материальное пространство, лежащее  за пределами Земли и ее

атмосферы. Космическое  пространство бесконечно. Но сфера влияния людей

ограничена ближайшим  к Земле районам. Поэтому при  современном уровне развития

производительных сил, который обусловливает процессы проникновения человека

в космос, в международно-правовой охране нуждается лишь часть космоса, а

именно, околоземное  космическое пространство, естественный спутник Земли —

Луна, планеты Солнечной  системы, поверхности которых достигают  космические

корабли.

Независимо от приведенной  классификации природные объекты  с учетом различий в

их правовом режиме подразделяются на находящиеся под национальной

юрисдикцией или  контролем отдельных государств — внутригосударственные

природные объекты и находящиеся вне национальной юрисдикции или контроля —

международные, интернациональные  природные объекты.

К объектам, находящимся  под национальной юрисдикцией или контролем,

принадлежат природные  богатства материков на территории отдельных

государств, богатства, находящиеся в пределах прибрежных территориальных

морских вод, континентального шельфа и исключительных экономических  зон.

Правовой режим  внутригосударственных природных  объектов определяется

внутренним правом каждой страны. В соответствии с нормами внутреннего права

решается вопрос о собственности на природные объекты: они могут принадлежать

государству, частным  лицам, государственным, кооперативным, общественным

организациям, а иногда и международным сообществам. Внутреннее право

устанавливает порядок  владения, распоряжения и пользования природными

объектами. В правовом регулировании использования и  охраны

внутригосударственных природных объектов есть доля участия и норм

международного права. Здесь существует соотношение и  взаимодействие норм

внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой,

получившие всеобщее признание и закрепленные в международно-правовых актах

прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права и таким

путем проводятся в  жизнь.

К числу природных  объектов, находящихся вне национальной юрисдикции и

контроля, за пределами  сферы исключительного суверенитета отдельных

государств, относятся  в основном те из них, которые находятся в

интернациональных пространствах: Мировой океан со всеми его богатствами, за

пределами территориальных  вод, континентального шельфа и экономических  зон,

отдельные материки, например, Антарктида, часть атмосферы Земли и космос.

Правовой режим  международных природных объектов определяется в основном

нормами международного права. Вопрос о собственности на эти объекты

продолжительное время  вообще не возникал. Господствовало молчаливое

признание интернациональных  природных объектов ничьей вещью и согласие с

правом любой страны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое

положение все меньше стало отвечать интересам и потребностям народов мира.

Были выработаны и постепенно внедрены в практику некоторые международно-

правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действии в

отношении международных природных объектов.

Так, правовая охрана Мирового океана, его ресурсов и  морской среды

обеспечивается сложной  системой конвенций, соглашений, договоров глобального

и регионального  характера.

Загрязнение нефтепродуктами, другими производственными и бытовыми отходами

представляет наибольшую угрозу Мировому океану. Поэтому еще  в 1954 г. была

подписана в Лондоне международная конвенция по предотвращению загрязнения

моря нефтью. Действие Конвенции было ограничено сравнительно небольшой

площадью запретных  зон и не охватывало всей акватории  океана. Такая охрана

оказалась недостаточной. В 1973 г. Конвенция 1954 г. была заменена

Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с  судов. Конвенция

1973г. касается  не только нефти, но и других  перевозимых вредных веществ,  а

также отходов (сточные  воды, мусор), образующихся на судах в результате их

эксплуатации. В приложениях к основному тексту изложены международные

стандарты допустимых сливов. Установлено, что каждое судно  обязано иметь

сертификат —  свидетельство о том, что корпус, механизмы и прочая оснастка

соответствует правилам предотвращения загрязнения моря. Выполнение этого

требования контролируется путем специального инспектирования при заходах

судов в порты. К  нарушителям применяются строгие  санкции. Кроме того, в

отличие от Конвенции 1954 г., ее действие распространяется на всю акваторию

Мирового океана. Для некоторых особо чувствительных к загрязнению районах

(Балтийское, Средиземное, Черное моря) установлены повышенные требования.

Установлено также, что любое судно, обнаружившее виновника загрязнения,

обязано сообщить об этом своему правительству, которое, в свою очередь,

доводит об этом до сведения того государства, под чьим флагом плавает

нарушитель, даже если он находится вне пределов национальной юрисдикции.

Кроме Конвенции 1973 г., вопросам охраны Мирового океана от загрязнения

посвящено большое  число других правовых актов: Конвенция  по предотвращению

загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (из любых источников),

принятая на межправительственной конференции в Лондоне 13 ноября 1972 г.,

Конвенция о предотвращении загрязнения моря из источников, расположенных  на

суше, подписанная  на конференции западноевропейских государств в Париже 4

июня 1974 г.; Международная  конвенция о вмешательстве в  открытое море в

случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью от 29 ноября 1969 г.

(Брюссель); Международная  конвенция о гражданской ответственности  за ущерб от

загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 г. (Брюссель); Конвенция  о создании

международного фонда для возмещения ущерба от загрязнения нефтью от 18

декабря 1971 г. (Брюссель), Протокол о вмешательстве в открытое море в

случаях загрязнения  моря веществами, не относящимся к  нефти от 2 ноября 1973

г. (Лондон) и другие.

Представляет определенный интерес для теории и практики международно-

правового регулирования  охраны Мирового океана от загрязнения  Соглашение об

ответственности за загрязнение моря, связанное с бурением скважин на нефть в

открытом море, которое подписали 12 международных нефтяных компаний в

Лондоне 4 сентября 1974 г. Его основная цель состоит в  обеспечении гарантий

выплаты компенсаций  лицам и государствам, потерпевшим в результате разливов

нефти при авариях  на морских буровых скважинах.

Сложный характер взаимодействия человечества с Мировым океаном и

неупорядоченность правового регулирования в этой области привели к

необходимости кодификации  морского права. В 1982 г. после длительной

подготовки была подписана Конвенция ООН по морскому праву, состоящая из 320

статей и 9 приложений, которая всесторонне регламентирует использование и

охрану Мирового океана. Более 50 статей этой Конвенции касаются охраны

морской среды и  морских ресурсов. Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994

г.

Загрязнение материковых  вод — рек, озер, водохранилищ и  т.п. не менее опасно,

чем загрязнение  Мирового океана. Борьба против этого отрицательного явления

все более энергично  ведется в каждой отдельной стране. Но в ряде случаев для

достижения положительных результатов требуется и международное

сотрудничество. Международно-правового  регулирования требует также

судоходство, рыболовство  и иная деятельность на международных  реках, озерах и

иных водоемах, поскольку  это затрагивает интересы различных  стран и

представляет определенную опасность для состояния окружающей среды. В этой

области отношений  появилось также большое число  договоров, соглашений,

конвенций, предусматривающих  комплексное использование и охрану водных

ресурсов, доля которых  в общей массе актов международного экологического

права составляет 18 процентов.

Сравнительно долгую историю имеет международно-правовое регулирование режима

таких крупных рек  Европы, как Рейн и Дунай. В конечном счете по Дунаю были

приняты два важных правовых акта — Конвенция о режиме судоходства на Дунае

(1948 г.) и Соглашение  о рыболовстве в водах Дуная  (1958 г). Но эти акты не

решили всех вопросов использования и охраны вод Дуная, поэтому они

впоследствии уточнялись и дополнялись.

Что касается Рейна, то в целях его охраны принято  несколько более широких

соглашений. Например, Соглашение о регулировании использования  и охраны реки

Мозель (приток Рейна) (1956 г.); Соглашение по предотвращению загрязнения

озера Констанца (1960 г.) (из этого озера Рейн берет  начало); Конвенция

относительно управления верхним течением Рейна (1956 г.); Соглашение о

создании международной  комиссии по борьбе с загрязнением Рейна (1960 г).

Многие вопросы  охраны континентальных водных объектов, имеющих международное

значение, решаются в договорах о режиме государственной  границы. Вместе с тем

имеются и специальные  соглашения, направленные на регулирование

использования и охрану различных видов международных водных объектов:

Соглашение между  Австрией и Югославией об использовании  реки Мур (1954 г.);

Соглашение между  Италией и Швейцарией об охране вод  от загрязнения (1972 г.);

Соглашение между США, Канадой о качестве воды в Великих озерах (1972 г.);

Договор между Аргентиной и Уругваем относительно реки Ла-Плата (1973 г.) и

др.

Наконец, возникла потребность  кодификации норм об охране и использовании

пресных вод, которая  привела к появлению Конвенции по охране и использованию

трансграничных водотоков  и международных озер, подписанной 17 марта 1992 г. в

Хельсинки и вступившей в силу (для России) 13 апреля 1993 г. Участники

Конвенции взаимно  обязались принимать все меры к тому, чтобы исключить или

максимально снизить  отрицательные воздействия на любые трансграничные воды.

Водопользование должно строиться таким образом, чтобы потребности нынешнего

поколения удовлетворялись  без ущерба для возможности будущих поколений

удовлетворять свои собственные потребности.

Широко используются международно-правовые средства в целях  охраны животного

мира, суши, особенно тех видов животных, которые являются мигрирующими. Еще

в 1902 г. в Париже была подписана Конвенция по охране птиц, полезных в

сельском хозяйстве. Но она не дала положительных результатов. В ее

содержании отсутствовали  критерии видов птиц, подлежащих охране, а ее

исполнение не контролировалось. В 1960 г. была принята новая, более  широкая

по содержания международная конвенция по охране птиц в пределах европейского

региона. Участники Конвенции согласились охранять не только полезных для

сельского хозяйства, но всех птиц, а также их гнезда, яйца, птенцов,

запретить весеннюю охоту на перелетных птиц, предоставить круглогодичную

охрану вымирающим видам и видам, представляющим интерес  для науки,

прекратить массовое уничтожение и отлов птиц. В 1979 г. к этому добавилась

Европейская конвенция  об охране диких животных и мест их обитания,

подписанная в Берне (Швейцария).

На американском континенте сначала действовала  Конвенция по охране

перелетных птиц (1916 г.), которая регулировала отношения между США и

Канадой, а затем  в 1936 г. был подписан договор между США и Мексикой. За

последние годы появились и другие акты, а также вступила в силу глобальная

Информация о работе Роль экологического законодательства в современном мире