Роль экологического законодательства в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:15, реферат

Описание работы

Заинтересованность России в формировании, развитии и эффективном применении
международного экологического права обусловлена опасностью нарастающего
глобального экологического кризиса и ответственностью России наряду с
другими странами мира за его предотвращение или, по крайней мере, ослабление.
Продолжающий усиливаться антропогенный пресс на природу нарушает состояние
природной среды в мире, вызывает озабоченность всех стран и народов и
вынуждает предпринимать совместные усилия, чтобы сбалансировать
существование людей на Земле, социально-экономическое развитие общества с
жизнетворными возможностями природной среды. Существует множество способов
решения такой задачи. Среди них главная роль отводится праву, правовому
регулированию человеческого поведения.

Содержание работы

Введение 2
Понятие международных экологических прав 2
Законодательная регуляция международных экологических отношений 4
Заключение 11
Литература 11

Файлы: 1 файл

мой реф по правоведению.docx

— 64.09 Кб (Скачать файл)

                                                                                     


 

 

 

РЕФЕРАТ

По курсу: «Правоведение»

 

На  тему:

«Роль экологического законодательства в современном мире»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Смирнов Иван, ФУ, 2 курс, 6-ая группа (Реклама и PR)

Москва, РГГУ

10.11.2012

 

  

Оглавление

Введение 2

Понятие международных  экологических прав 2

Законодательная регуляция международных экологических  отношений 4

Заключение 11

Литература 11

 

 

                                      

 

 

Введение

 

Заинтересованность  России в формировании, развитии и  эффективном применении

международного экологического права обусловлена опасностью нарастающего

глобального экологического кризиса и ответственностью России наряду с

другими странами мира за его предотвращение или, по крайней  мере, ослабление.

Продолжающий усиливаться  антропогенный пресс на природу  нарушает состояние

природной среды  в мире, вызывает озабоченность всех стран и народов и

вынуждает предпринимать совместные усилия, чтобы сбалансировать

существование людей на Земле, социально-экономическое развитие общества с

жизнетворными возможностями  природной среды. Существует множество  способов

решения такой задачи. Среди них главная роль отводится  праву, правовому

регулированию человеческого  поведения.

С помощью экологически ориентированного права, основанного на знаниях

законов развития природы  и общества, люди надеются дисциплинировать

собственное поведение  и жизнедеятельность, чтобы стихийный процесс

взаимодействия общества и природы превратить в осознанное и контролируемое

развитие, заключающее в себе заботу о сохранении, восстановлении и

улучшении благоприятных  условий жизни людей. Такой подход к решению задачи

получил название концепции  устойчивого развития и стал принципом правового

регулирования международных  отношений, связанных с человеческими

воздействиями на природную среду.

Согласно ст. 79 Конституции  РФ, Россия может участвовать в

межгосударственных  объединениях и передавать им частьсвоих полномочий в

соответствии с  международными договорами, если это не влечет ограничения

прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам

конституционного  строя Российской Федерации.

Статья 15 Конституции  РФ предусматривает, что общепризнанные принципы и

нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором

Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом,

то применяются  правила международного договора.

Данные положения  имеют универсальное значение и  распространяются на все

отрасли российского  права. Применительно к области охраны окружающей среды и

регулированию природопользования можно сказать, что благодаря этим

положениям международное экологическое право в той или иной степени

выступает как часть  российского экологического права.

 

 

 

 

Понятие международных  экологических прав

В настоящее время  Россия является участницей 78 многосторонних соглашений и

основных протоколов к ним в области охраны окружающей среды и регулирования

природопользования. Двусторонние соглашения по вопросам природоохраны и

природопользования  заключены Россией со всеми соседними  странами, а также со

многими другими  странами Европы, Азии, Америки.

Активное участие  России в международном природоохранном сотрудничестве

является составным  элементом ее новой политики в  охране окружающей среды.

Новое заключается  в децентрализации экологической  политики, в предоставлении

более широких прав и полномочий относительно участия  в международных связях

властям субъектов  федерации и местного самоуправления. Например, в

межгосударственной  программе «Зеленые легкие Европы» (сохранение уцелевших

лесных массивов в Центральной и Восточной Европе) активно участвуют власти

Калининградской, Псковской, Тверской, Новгородской и Ленинградской  областей и

власти Республики Карелии. В сотрудничестве с Финляндией активно участвуют

население и власти приграничных районов Мурманской, Ленинградской  областей и

Республики Карелии.

Россия является участницей всемирного процесса в рамках решений Конференции

ООН по окружающей среде  и развитию (1992 г.). Принят Национальный план

действий по окружающей среде (18 июля 1994 г.), разработанный в соответствии

с решениями Конференции  по окружающей среде и развитию и  во исполнение

Программы действий по защите окружающей среды для Центральной  и Восточной

Европы, принятой в  апреле 1993 г. в Люцерне (Швейцария) на конференции

«Окружающая среда для Европы».

Россия активно  участвует в реализации международных  конвенций о биологическом

разнообразии, о климатических  изменениях, о защите озонового слоя, о

трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, о международной

торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения

и др.

Современное международное  экологическое право — формирующаяся отрасль общего

(публичного) международного  права. Она представляет собой совокупность норм,

направленных на регулирование межгосударственных и иных международных

отношений в целях  обеспечения рационального использования  природных ресурсов

и сохранения благоприятных  природных условий жизни людей  на Земле в интересах

современного и  будущих поколений.

Цель международного экологического права — служить  юридическим инструментом

регулирования человеческого  поведения через установление взаимных прав и

обязанностей государств и других субъектов международных отношений в сфере

взаимодействия общества с окружающей его природной средой.

Предметом регулирования  международного экологического права являются

международные экологические  отношения, то есть отношения, прямо  или косвенно

связанные с природной  средой.

Зарождение и развитие международного экологического права  имеет сравнительно

недолгую историю. Но в современный период дальнейшее формирование этой

отрасли международного права происходит весьма интенсивно.

В начальной стадии правовое регулирование международных отношений по

использованию и  охране природных ресурсов развивалось на основе двусторонних

межгосударственных  договоров. Одной из первых была Конвенция  о ловле устриц и

рыболовстве у берегов  Великобритании и Франции от 2 августа 1839г.

Одной из первых многосторонних конвенций была Конвенция о судоходстве на

Рейне, заключенная  в 1868 г. и содержащая требования об охране вод этой реки

от загрязнения.

К настоящему времени  в мире насчитывается свыше 1600 многосторонних

универсальных (глобальных) и региональных международных конвенций  и свыше 3

тысяч двусторонних договоров полностью или частично посвященных охране

окружающей природной среды и регулированию использования природных

ресурсов. Возрастание  числа международно-правовых актов  экологического

направления продолжается, хотя уже вполне обоснованно поставлен  вопрос об

обеспечении в первую очередь выполнения требований международного

экологического права. На этом вопросе все более концентрируется внимание в

Процессе международного сотрудничества.

Первым крупным  многосторонним мероприятием в этой области следует считать

Конференцию по международной  охране природы, которая состоялась 17—19 ноября

1913 г. в Берне (Швейцария) и в которой принимала участие Россия. На

Конференций было подписано Соглашение об учреждении Консультативной

комиссии по международной  охране природы.

В октябре 1948 г. создан Международный союз охраны природы  и природных

ресурсов (МСОП), который  в октябре 1996 г. проводил свою 20-ю  Генеральную

ассамблею, получившую название « Всемирный конгресс по охране природы ».

18 декабря 1962 г.  Генеральная Ассамблея ООН на  своей XVII сессии приняла

резолюцию «Экономическое развитие и охрана природы», в которой  отмечается,

что охрана природы  должна проводиться заблаговременно  и, во всяком случае,

одновременно с экономическим развитием на основе эффективного внутреннего

законодательства  и международного права. Рекомендуется всемерно поддерживать

Международный союз охраны природы и природных ресурсов и другие

международные организации  с аналогичными целями, а также  широко привлекать

общественность к  решению задач охраны природной  среды.

Вопросы охраны природы  и рационального использования  природных ресурсов

оказались в программах деятельности ряда органов и специализированных

учреждений Организации  Объединенных Наций, таких, как ЭКОСОС.-ЕЭК, ЮНЕСКО,

ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ, а  также многих международных правительственных и

неправительственных организаций.

В июне 1972 г. состоялась Стокгольмская конференция ООН  по окружающей

человека среде, которая  приняла Декларацию принципов и План действий,

положивших начало широкой и многолетней природоохранной деятельности

Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Двадцать лет спустя, в июне 1992

г. Конференция ООН  по окружающей среде и развитию, продолжая традиции

Стокгольмской конференции, рассмотрела положение дел с охраной окружающей

среды в мире и  определила дальнейшие шаги человечества в достижении целей

устойчивого развития. Принятые Конференцией Декларации и  « Повестка дня на

XXI век »(долгосрочная программа) стали основополагающими документами

современного международного экологического сотрудничества и развития

международного экологического права. В целях обеспечения неуклонного

соблюдения государствами требований международного экологического права на

международном уровне проводится большая аналитическая работа по оценке

состояния международного экологического права, его исполнимости и

определение мер  стимулирования государств к исполнению права.

Законодательная регуляция  международных экологических отношений

Международные экологические  правоотношения — урегулированные правом

отношения между  государствами и иными субъектами международного права по

поводу взаимодействия человека, народов, международного сообщества с

окружающей природной  средой.

Выделение в самостоятельную  юридическую категорию этого  широкого круга

общественных отношений  отражает возрастающую заинтересованность человечества

в их обособленном, всесторонне согласованном и эффективном правовом

регулировании.

По содержанию к  данной категории принадлежат отношения по: определению

юридического статуса  и правового режима природной среды в целом и ее

составляющих элементов; изучению и контролю ее физического, химического,

биологического состояния (мониторинг); использованию всеми допустимыми

способами природных  ресурсов; преднамеренному преобразованию природы;

воспроизводству природных  объектов; охране — поддержанию  природной среды в

благоприятном состоянии, а также иные отношения, прямо или косвенно

связанные с воздействием на окружающую природу человека и человеческой

жизнедеятельности. К этой категории принадлежат  и отношения по предотвращению

и устранению вредных  стихийных влияний на людей, на общество со всеми его

материальными и духовными ценностями.

Международные экологические  правоотношения характеризуются традиционными

элементами структуры  — субъектами, объектами, взаимными правами и

обязанностями участников.

Субъектами, в первую очередь, являются государства. Но наряду с ними в

международных экологических  правоотношениях могут участвовать, когда это

предусмотрено правовыми  нормами, нации и народы, международные

правительственные и неправительственные организации, юридические и

физические лица, действующие на международной арене.

Объектами международных  экологических правоотношений являются природная

среда в целом, составляющие ее элементы, отдельные природные объекты,

которые в большинстве  случаев являются также объектами  природопользования и

природоохранения. Объектами  международных экологических правоотношений могут

быть материальные процессы и явления, вытекающие из самого факта

существования людей  и их жизнедеятельности и олицетворяющие взаимодействие

общества и природы.

Взаимные права  и обязанности участников международных экологических

правоотношений образуют обширную область юридически опосредованных связей

внутри человечества и могут быть охарактеризованы применительно  к сферам и

предметам природоохранной деятельности.

В самом общем  представлении объектом международно-правовой охраны является

вся природа планеты  Земля и околоземного космического пространства в

Информация о работе Роль экологического законодательства в современном мире