Разрешительный и договорный механизмы права пользования объектами животного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей, а также различных правовых аспектов разрешительного и договорного механизма права пользования объектами животного мира. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие основания возникновения, изменения и прекращения разрешительного и договорного механизмов;
2. рассмотреть основания возникновения, изменения и прекращения лицензионного и договорного механизмов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1.Правовой режим животного мира. ………………………………...……4
1.1Особенности правового режима животного мира...………………….. …......4
Глава 2. Лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………….16
2.1Лицензия и договор как правовые инструменты регулирования природопользования и охраны окружающей среды…………………………………… .16
2.2 Лицензируемые виды экологически значимой деятельности……………..19
2.3 Процесс экологического лицензирования…………………………………..21
2.4Лицензионно-договорные основы права пользования объектами животного мира ……… ………………………………………………………………………28

Заключение………………………………………………………………………..32
Список используемой литературы……………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Kurcova9_rabota_Yu-22_Nikiforov_Oleg.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Юридический факультет

 

Очное отделение

 

Кафедра трудового и предпринимательского права

 

Курсовая работа

 

На тему:

 

«Разрешительный и договорный механизмы права пользования   объектами животного мира»

 

                                                                         

                                                                          

 

                                                                         Работа сдана"____"____________

                                                                          к защите допущена:

                                                                          ”____”___________20___г.

 

 

 

 

Ульяновск – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………3

 

Глава 1.Правовой режим животного мира. ………………………………...……4

1.1Особенности правового режима животного мира...………………….. …......4

Глава 2. Лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………….16

2.1Лицензия и договор как правовые инструменты регулирования природопользования и охраны окружающей среды…………………………………… .16

2.2 Лицензируемые виды экологически значимой деятельности……………..19

2.3 Процесс экологического лицензирования…………………………………..21

2.4Лицензионно-договорные основы права пользования объектами животного мира ……… ………………………………………………………………………28

 

Заключение………………………………………………………………………..32

Список используемой литературы……………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В своей курсовой работе я рассматриваю проблему регулирования  механизмами права пользования объектов животного мира. Актуальность проблемы обусловлена постоянным развитием отношений в сфере природопользовании, кроме того на сегодняшний день можно заметить тенденцию значительного роста внимания  государства по отношению к окружающей среде в частности к проблеме регулирования права пользования объектами животного мира.                  Сложность проблемы заключается в том, что такие механизмы должны также обеспечить такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса будет наносить наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность природопользователя будет оказывать в целом минимально возможное отрицательное воздействие на окружающую среду.

Также стоит отметить тот факт, что решение проблемы детального регулирования самих механизмов права пользования, позволит избежать новых проблем, а также позволит продуктивно и успешно работать в этой сфере.

Таким образом, цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей, а также различных правовых аспектов разрешительного и договорного механизма права пользования объектами животного мира. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. дать понятие основания  возникновения, изменения и прекращения разрешительного и договорного механизмов;

2. рассмотреть основания возникновения, изменения и прекращения лицензионного и договорного механизмов.

Объект исследования - Разрешительный и договорный механизмы права пользования объектами животного мира. Предметом исследования являются особенности и характерные черты  механизмов права пользования объектами животного мира, а именно лицензирования и договор.

 

 

Глава 1. Правовой режим животного мира

 

 

1.1 Особенности правового режима животного мира

 

 

Юридическое понятие  животного мира определено в Федеральном законе "О животном мире". Это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. 1Таким образом, в юридическом отношении животные признаются дикими, если они: а) являются компонентами окружающей среды; б) находятся в состоянии естественной свободы.

Под охрану Закона "О животном мире" берутся не только животные, относящиеся к объектам охоты и рыболовства, но и все другие животные, находящиеся в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Речь идет об объектах животного мира, выращиваемых, к примеру, в рыбопитомниках, которые на каком-то этапе интродуцируются в природную среду.

Экосистема - это динамический комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также окружающей их неживой среды, взаимодействующих как единое функциональное целое.

Домашние животные, а  также дикие животные, содержащиеся в неволе (в зоопарках, аквариумах и т.п.), не являются объектами животного мира в смысле законодательства об окружающей среде. Отношения по поводу таких видов животных регулируются аграрным, гражданским и иным законодательством.

Животный мир издавна  служит людям в качестве источника  пищевых продуктов, промышленного и лекарственного сырья, других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей человека. В преамбуле Федерального закона "О животном мире" животный мир объявляется достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан России.2

В отличие от других природных  ресурсов законодательство о животном мире не предусматривает частной  собственности на объекты животного  мира. Животный мир в пределах территории России является государственной собственностью. Субъектами такой собственности выступают Российская Федерация и ее субъекты. Одной из характерных особенностей животного мира является миграция его объектов через границы субъектов РФ и государственную границу.3

В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Обратим внимание на то, что, обоснованно относя к предметам совместного ведения природоресурсное законодательство и законодательство об охране окружающей среды, пункт "к" ст. 72 Конституции РФ не называет законодательство о животном мире. Это позиция законодателя или пробел? Вопросы, не отнесенные к исключительному ведению России и совместному ведению РФ и ее субъектов, относятся в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции к предмету собственного правового регулирования субъектов РФ. 4Полагаю, что отсутствие в ст. 72 упоминания законодательства о животном мире - пробел в конституционном регулировании.

Исходя из международно-правовой концепции сохранения биоразнообразия формируемое российское законодательство о животном мире основывается на принципе устойчивого существования и устойчивого использования животного мира. Под устойчивым существованием животного мира в Законе "О животном мире" понимается существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного времени. Устойчивым использованием объектов животного мира признается использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию.

Основными организационно-правовыми  инструментами регулирования охраны и использования животного мира в соответствии с Законом "О животном мире" являются государственный учет, государственный кадастр, государственный мониторинг объектов животного мира, нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания, государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания, экологическая экспертиза, государственный контроль в данной области.5

Основные требования по охране и использованию животного  мира направлены на:

- сохранение видового  многообразия животного мира,

- охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животных;

- сохранение целостности  естественных сообществ животных;

- научно обоснованное, рациональное использование и  воспроизводство животного мира;

- регулирование численности  животных в целях предупреждения вреда окружающей среде и народному хозяйству.

Правовое регулирование  использования и охраны объектов животного мира осуществляется посредством  установления видов и способов пользования животным миром, установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира. В частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.6

По представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания исполнительные органы РФ и субъектов РФ в пределах их компетенции вправе принять решение об ограничении, приостановлении или полном запрете на определенных территориях и в акваториях или на определенные сроки осуществления отдельных видов пользования животным миром, а также пользования определенными объектами животного мира.

Так как возможности  сохранения объектов животного мира и среды их обитания во многом зависят  от условий осуществления разнообразной хозяйственной деятельности человека, регулирование соответствующих отношений особо предусмотрено в гл. III Федерального закона "О животном мире". Здесь установлено общее правило, в соответствии с которым любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.7

Важным для обеспечения охраны животного мира является требование Закона о том, что при размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

Общие положения рассматриваемого Закона развиты в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1996 г., утвердившем Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи. Требования регламентируют производственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции; попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины; столкновения с проводами и электрошока, воздействия электромагнитных полей, шума, вибрации.

В целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается:

- выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания;

- установление сплошных, не имеющих специальных проходов  заграждений и сооружений на  путях массовой миграции животных;

- устройство в реках  или протоках западней или  установление орудий лова, размеры  которых превышают две трети ширины водотока;

- расчистка просек  под линиями связи и электропередачи  вдоль трубопроводов от подроста древесно-кустарниковой растительности в период размножения животных.

С учетом специфичности  вредных воздействий достаточно полно в названном постановлении регламентированы требования по охране животного мира при осуществлении сельскохозяйственных, лесопромышленных и лесохозяйственных, промышленных и водохозяйственных производственных процессов, эксплуатации транспортных магистралей и объектов, трубопроводов, при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и электропередачи.

Так, при осуществлении  сельскохозяйственных производственных процессов не допускается применение технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания. При производстве полевых сельскохозяйственных работ необходимо использовать технологию, специально оборудованную сельскохозяйственную технику, порядок работ, исключающие возможность гибели животных.8

При создании и эксплуатации ирригационных и мелиоративных  сооружений в местах естественного обитания, на путях миграции и в местах сезонной концентрации объектов животного мира необходимо обеспечивать условия для свободного и безопасного их передвижения через указанные сооружения, оснащать водозаборные сооружения и каналы гидромелиоративных систем специальными защитными устройствами.

Информация о работе Разрешительный и договорный механизмы права пользования объектами животного мира