Правовые основы регулирования, переработки и утилизации отходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 07:58, контрольная работа

Описание работы

Немногие, наверное, смогли бы отказаться от всех тех благ и удовольствий, которые "подарила" нам цивилизация. Но еще меньше людей, которые никогда не задумывались о том, чем кончится такое неоправданное растрачивание природных ресурсов, чем мы, в конце концов, заплатим за наши автомобили, комфортабельные квартиры, чудеса техники. И не существует никакого оправдания, потому что в каком бы ужасном состоянии не находилась сейчас окружающая среда, есть способы предотвращения экологической катастрофы, которая грозит всему человечеству. И пренебрежительное отношение к этим путям спасения - ни что иное, как преступление.

Содержание работы

1. Вступление
2. Мировая проблема утилизации отходов
3. Российская Законодательная база регулирования утилизации и переработки. Конвенции.
4. Проблема РАО и пути решения.
5. Регламентация сбора вторичного сырья
6. Регламентация лицензирования деятельности
7. Заключение
8. Литература

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

       Постановление Правительства РФ № 461 от 16.06.2000 г. "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" регламентирует требования к установлению лимитов на размещение отходов, в том числе порядок предоставления документации, обосновывающей лимиты на размещение, а также установление нормативов образования отходов производства и потребления. Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным  способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории. Размещение отходов должно осуществляться на специально оборудованных объектах с разрешения природоохранных органов и с установлением лимитов. Захоронение токсичных промышленных отходов I, II и III классов опасности допускается только на полигонах токсичных отходов, удовлетворяющих требованиям СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных отходов. Основные положения по проектированию».

- 12 -

         Организация раздельного сбора вторичных ресурсов возложена на органы местного самоуправления и федеральным законодательством не регламентируется. Накопление отходов в местах образования должно осуществляться в специальные емкости, требования к которым определяются в соответствии с классом опасности собираемых отходов. Транспортировка опасных отходов должна осуществляться специализированным транспортом с соблюдением требований по безопасной транспортировке опасных грузов. Заготовка вторичного сырья регламентируется "Санитарными правилами по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья" № 2524-22 от 22.01.82, действие которых распространяется на следующие виды вторичного сырья, заготавливаемого от населения, предприятий и организаций:

- сырье вторичное (тряпье) необработанное, состоящее из бывших в употреблении тканных, нетканых, вязаных, стеганых, шубных изделий, выработанных из натуральных, химических и смешанных волокон;

- макулатура бумажная и картонная необработанная;

- кость животных, собираемая в домашних условиях и на предприятиях общественного питания, санитарных и лечебных учреждениях (кроме указанных в п.4 настоящих правил);

- твердые полимерные материалы.

     Кроме того, в статье 6. СаНПиН  2524-82 регламентируется сбор вторичного сырья на свалках, который разрешается производить только специально организованными бригадами с соблюдением всех необходимых мер предосторожности по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы. Также разрешается заготавливать вторичное сырье, извлеченное из бытового мусора на механизированных мусороперерабатывающих заводах и обезвреженное в соответствии с настоящими санитарными правилами. Сбор вторичного сырья (металлолом, макулатура) школьниками регламентируется «Санитарными правилами по сбору школьниками вторичного сырья» №2398-81 от 02.06.81 г., утвержденными Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР.

       Постановление Правительства от 25.06.92 № 431 "О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней" разрешает сбор и первичную обработку лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней всем юридическим лицам и гражданам РФ на основании регистрационных удостоверений, выдаваемых Комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов РФ. Специальный учет возложен на Российскую государственную пробирную палату  и ведется согласно Приказа Минфина от 16.06.03 № 51н "О специальном учете организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями". Свидетельство о постановке на специальный учет выдается сроком на пять лет.

      Порядок обращения и отчуждения лома и отходов черных металлов определяется "Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.05.01

- 13 -

 №369 "Об утверждении  правил обращения с ломом   и отходами черных металлов и их отчуждения". Согласно этим правилам, на каждую партию составляется приемосдаточный акт, который является документом строгой отчетности. В процессе переработки правила обязывают производить отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов с оформлением соответствующего акта. При транспортировке лома и отходов черных металлов груз должен сопровождаться документами, устанавливающими право собственности и удостоверением о взрывобезопасности. В соответствии с этими правилам, никто не вправе заготавливать бесхозный лом, т.к. в этом случае будут отсутствовать указанные документы.

     Это Постановление вводит в действие Правила, регламентирующие организацию, порядок приема и учета лома и отходов цветных металлов, а также перечень документов и их формы. Согласно правилам, прием лома производится на основании письменного заявления лица, сдающего лом и отходы цветных металлов. Как и в случае приема лома и отходов черных металлов, составляется приемосдаточный акт строгой отчетности. Правила предписывают хранить отдельно бытовой и промышленный лом. Также предписано при транспортировке иметь документ о праве собственности и удостоверение о взрывобезопасности. Требования этих правил делают невозможным сбор и заготовку бесхозного лома и отходов черных и цветных металлов. Фактически разрешается только скупка.

      Однако стоит отметить, что в соответствии с Законом "Об отходах производства и потребления" (ст.4 п.4) брошенные отходы могут быть обращены в собственность владельцем земельного участка, водоема или объекта, на котором находятся брошенные отходы. Таким образом, заготовитель также не имеет права обратить в свою собственность брошенные отходы, т.к. это право имеет только владелец территории. Фактически такую заготовку можно осуществлять по договору передачи прав собственности (купли-продажи, например). Причем, владельца территории можно принудить к ее очистке согласно Земельному Кодексу, Кодексу "Об административных правонарушениях" и Закону "Об охране окружающей среды".

    "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01" введены в действие Постановлением Минзрава РФ от 30.05.01  №16. Согласно п.2.9 на полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Сортировка и селективный сбор отходов допускаются при соблюдении санитарно - гигиенических требований.

       Сбор твердых, жидких бытовых и пищевых отходов, а также уборку населенных мест и объектов с обособленной территорией (пляжи, рынки, парки)

регламентируют "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88). Транспортные средства, используемые для перевозки  вторичного сырья, должны регулярно  подвергаться дезинфекции. Транспортировка  вторичного сырья не должна производиться на пассажирском транспорте или транспорте, предназначенном для перевозки пищевых или сельскохозяйственных отходов. "Гигиенические требования к размещению и

- 14 -

обезвреживанию отходов  производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", введены в действие 15.06.03. Правила распространяются на объекты по размещению и обработке отходов производства и потребления, включая приемные пункты вторичного сырья, мусороперерабатывающие заводы и мусоросортировочные станции. Правила допускают временное складирование отходов в приемных пунктах сбора вторичного сырья, а также временное складирование отходов IV класса опасности вне территории предприятия.

       Регулирование отношений между потребителями  и исполнителями в сфере услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, в части защиты прав потребителя, осуществляется в соответствии с "Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.97  №155.

     Отходы образуются в процессе любой деятельности человека, в быту, на производстве, в учреждениях и на транспорте. Таким образом, согласно положениям закона "Об отходах производства и потребления" и утверждению, что все отходы опасные, следует, что лицензию на обращение с опасными отходами должны иметь все юридические лица и индивидуальные предприниматели.   Лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности). Постановление Правительства от 26.08.06 № 524 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности" устанавливает лицензионные требования к предприятиям, деятельность которых связанна с обращением опасных отходов, перечень предоставляемых документов, и требует проведение экологической экспертизы намечаемой деятельности. Лицензирование проводит Ростехнадзор согласно "Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов", утвержденному Приказом Ростехнадзора от 10.12.07 г. № 848.

       Постановление Правительства от 14.12.06 № 766 " О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов" устанавливает требования к  предприятиям, занимающимся вторичными черными и цветными металлами. В частности, лицензионные требования определяют минимальное техническое оснащение предприятия и необходимую квалификацию персонала. Положение не распространяется на оптовую торговлю ломом черных металлов (транзитные поставки).

      Лицензионные требования к деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов накладывают существенные ограничения для предприятий малого бизнеса. В случае, когда юридическое лицо

- 15 -

 или индивидуальный  предприниматель занят только  сбором металлолома, ему согласно  лицензионному требованию вменяется  иметь производственные площади, ломоперерабатывающее оборудование и лабораторию, что для этого вида деятельности ненужно. Эти ограничения также тормозят развитие раздельного сбора бытовых (коммунальных) отходов, таких как бытовая техника, отработанные аккумуляторы и элементы питания, электроника и пр.

 

Заключение

 

Сегодня реализация государственной  политики в сфере  переработки  отходов затруднена по нескольким причинам (причем, это касается переработки  практически всех видов отходов  независимо от их класса опасности  и вида):

- несовершенная нормативно-правововая база,

- отсутствие единой информационной сети и базы данных по всем видам отходов, что затрудняет принятие правильных решений,

- недолжное исполнение и отсутствие контроля за исполнением уже существующих законов и иных нормативно-правовых актов,

- недостаточное финансирование работ.

Опыт экономически развитых стран показывает, что решить проблему рециклинга отходов можно только, если изменять ее комплексно, регулируя одновременно все механизмы и этапы движения мусора от источника (физ. лица, предприятия) через перевозку к пунктам хранения, переработки или захоронения. Но нельзя забывать о необходимости применения современных научно-технических достижений и управления общественным мнением. Только через активное привлечение населения к существующим в экологическим проблемам возможна реализация задуманного. Одними репрессивными мерами не обойтись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 16 -

Использованные  источники: 

 

"Конституция Российской  Федерации" (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

 

 

 Экологическое право: учеб. пособие / А. Е. Дмитриев, В. А. Дмитриев ; [отв. за вып. В. Е. Кучинская] ; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т, Центр дистанционного образования. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. – 337 с.

 

Нецветаев А.Г. Экологическое  право. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и  права. М, 2004,  - 286 с.

 

Трифонова Т.А., Селиванова Н.В., Мищенко Н.В. Прикладная экология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2005

 

Журнал "Энергетическое право", 2006, №1. "Правовое регулирование обращения с радиоактивными отходами». Автор -Титова Т.А.

 

Ресурсы Internet, База данных «Консультант  плюс»


Информация о работе Правовые основы регулирования, переработки и утилизации отходов