Правовые основы регулирования, переработки и утилизации отходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 07:58, контрольная работа

Описание работы

Немногие, наверное, смогли бы отказаться от всех тех благ и удовольствий, которые "подарила" нам цивилизация. Но еще меньше людей, которые никогда не задумывались о том, чем кончится такое неоправданное растрачивание природных ресурсов, чем мы, в конце концов, заплатим за наши автомобили, комфортабельные квартиры, чудеса техники. И не существует никакого оправдания, потому что в каком бы ужасном состоянии не находилась сейчас окружающая среда, есть способы предотвращения экологической катастрофы, которая грозит всему человечеству. И пренебрежительное отношение к этим путям спасения - ни что иное, как преступление.

Содержание работы

1. Вступление
2. Мировая проблема утилизации отходов
3. Российская Законодательная база регулирования утилизации и переработки. Конвенции.
4. Проблема РАО и пути решения.
5. Регламентация сбора вторичного сырья
6. Регламентация лицензирования деятельности
7. Заключение
8. Литература

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

контрольная работа

 

по дисциплине:  «Экологическое право»

Вариант 12

                «Правовые основы регулирования

                переработки и утилизации отходов»

 

 

 

 

                                                        Выполнила: студентка 2  курса

группа ЭПБ-09 СВ

специальность

 «Экономико-правовая  безопасность организации»

Черепанова С.Н.

 

Проверил преподаватель:

                                             ДМИТРИЕВ А.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.

 

Содержание:

 

  1. Вступление

 

  1. Мировая проблема утилизации отходов

 

  1. Российская Законодательная база регулирования утилизации и переработки. Конвенции.

 

  1. Проблема РАО и пути решения.

 

5. Регламентация сбора вторичного сырья

 

6. Регламентация лицензирования деятельности

 

7. Заключение

 

8. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         - 2 -

                     Немногие, наверное, смогли бы отказаться от всех тех благ и удовольствий, которые "подарила" нам цивилизация. Но еще меньше людей, которые никогда не задумывались о том, чем кончится такое неоправданное растрачивание природных ресурсов, чем мы, в конце концов, заплатим за наши автомобили, комфортабельные квартиры, чудеса техники. И не существует никакого оправдания, потому что в каком бы ужасном состоянии не находилась сейчас окружающая среда, есть способы предотвращения экологической катастрофы, которая грозит всему человечеству. И пренебрежительное отношение к этим путям спасения - ни что иное, как преступление.

       Проблема утилизации и переработки промышленных отходов носит глобальный характер. Перерабо́тка (другие термины: вторичная переработка, рециклинг отходов (англ. recycling), рециклирование и утилизация отходов) — повторное использование или возвращение в оборот отходов производства или мусора. Наиболее распространена вторичная, третичная и т. д. переработка в том или ином масштабе таких материалов, как стекло, бумага, алюминий, асфальт, железо, ткани и различные виды пластика. Практически любое промышленное изделие "начинается" с сырья, добываемого из недр планеты или вырастающего на ее поверхности. На пути к промышленным предприятиям сырье что-то теряет, часть его превращается в отходы. Подсчитано, что на современном уровне развития технологии 9% исходного сырья в конечном итоге уходит в отходы. Поэтому и громоздятся горы пустой породы, небо застилают дымы сотен тысяч труб, вода отравляется промышленными стоками, вырубаются миллионы деревьев. Сколько производится в стране черных и цветных металлов, добывается угля и неметаллических полезных ископаемых, достаточно хорошо известно. А вот, сколько та или иная отрасль производит при этом отходов - известно чаще всего только специалистам. Например, при добыче угля ежегодно на поверхность земли из недр поднимают около 1 млрд.м3 пустой породы. Строят из нее бесполезные пирамиды - терриконы. При этом впустую растрачиваются не только тысячи гектаров зачастую плодородных земель. Загрязняется атмосфера, терриконы "горят", ветер поднимает с их бесплодных склонов тучи пыли

       Если проанализировать итоги развития российской экономики в последние годы, то становится очевидным, что механизм нерационального ресурсопотребления не только не остановлен, но и увеличил обороты, поскольку спад в выпуске продукции опережает сокращение потребления сырья и материалов. Вместе с тем прогресс науки и техники позволяет все более рационально использовать материальные ресурсы. Одним из важнейших направлений ресурсосберегающей деятельности является эффективное использование отходов производства. Среди различных факторов, определяющих их рациональное применение, важную роль играют организационные, в том числе система управления ресурсопотреблением, которой, к сожалению, лишь на немногих заводах уделяется внимание.

      Проблема утилизации отходов остро стоит во всем цивилизованном мире. Например, с 70-х годов во многих странах ведутся широкомасштабные исследования в области переработки бетонных и

- 3 -

 железобетонных отходов, изучения технико-экономических, социальных и экологических аспектов использования получаемых вторичных продуктов. Например, ученые из Нидерландов представили последние разработки в сфере переработки отходов — улучшенную технологию, которая без предварительной сортировки, в рамках одной системы, разделяет и очищает все отходы, которые туда поступают, до первоначального сырья. Система полностью перерабатывает все виды отходов (медицинские, бытовые, технические) в закрытом цикле, без остатка. Сырье полностью очищается от примесей (вредных веществ, красителей и т. д.), пакуется и может быть использовано вторично. При этом система экологически нейтральна. В Германии построен и протестирован TUV (немецкой Службой технического контроля и надзора) завод, который успешно работает по данной технологии 10 лет в тестовом режиме.

     В свое время в СССР внимание к вопросу было привлечено в конце 70-х годов. Однако, на сегодняшний день в России ситуация с отходами близка к критической и создает реальную угрозу здоровью населения. Суточная норма накопления твердых бытовых отходов (ТБО) за год в благоустроенном жилом секторе составляет 0,52 кг/чел. или 0,96 м3/чел. при нормативной плотности ТБО и крупногабаритного мусора (КГМ) - 0,2 т/м3. Большинство крупных и небольших городов России сегодня сталкиваются с проблемой загрязнения окружающей среды вредными веществами, образующимися при разложении отходов. По последним данным, на территории страны в местах размещения отходов (отвалы, полигоны, хранилища и полигоны захоронения отходов) накоплено около 80 млрд.т. твердых отходов различного морфологического состава. Сотни тысяч гектаров земель перешли в непригодное для хозяйственного оборота состояние. Накопленные в местах конечного размещения отходы являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы. Ученые подсчитали, что если весь наш мусор разместить в контейнеры объемом 0,8 м3 и разместить вдоль линии экватора, то длина выстроившейся линии обогнет экватор в 400 раз. Объемы накопленного мусора на территории РФ весьма значительны и составляют  порядка 140 млн. м3. Из-за отсутствия раздельного сбора ТБО вопрос их переработки у нас практически не решается. Общая мощность мусороперерабатывающих заводов (МПЗ) составляет всего 3,5% от необходимой потребности в переработке мусора.

       Однако внедрение мусороперерабатывающих заводов во многом зависит от позиции власти и населения. Характерный пример - строительство мусоросжигательных заводов. В последнее время активно лоббируется строительство мусоросжигательных заводов (МСЗ) по зарубежным технологиям и с привлечением иностранных инвесторов. Из наиболее нашумевших стоит упомянуть проект завода по сжиганию полимеризованных отходов нефтяной промышленности в Пущине (1996 г.). Этот проект так и не удалось осуществить ввиду отрицательного мнения общественности и местного населения. Но вопрос о переработке, утилизации и захоронении промышленных отходов должен решаться не на предприятиях. Единственным органом, который может действенно и эффективно скоординировать действия в этой области, является государство.                                             – 4 -

Поскольку безопасность и здоровье людей, безусловно, важнее прибыли любого предприятия, то независимо от того, осознают руководители предприятий выгоду от использования вторичного сырья или нет, они должны приложить максимум усилий и сделать все возможное, чтобы оградить окружающую среду от вредного воздействия производственной деятельности.

     Первый и самый главный законодательный - это Конституция Российской Федерации (1993). Ст.42 гарантирует право гражданина России на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней. Но перед человеком встает вопрос, как он может реально защитить свое конкретное конституционное право. Несомненно, что любые действия группы людей всегда более результативны, чем действия отдельного человека. В ст.30 Конституции говорится, что каждый имеет право на объединение для защиты своих интересов, свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Об этом следует напоминать тем, кто попытается незаконно ограничить деятельность такой организации. В последнее время общество более активно реагирует на действия и решения органов власти, затрагивающие экологические права граждан. В связи с этим привычным явлением стали митинги, демонстрации, пикеты. Проводя такие мероприятия, следует помнить, что эти действия являются конституционными и их недопустимо рассматривать как нарушение общественного порядка, что было до недавнего времени. Конституция предусматривает и еще одну форму защиты прав граждан - судебную. Она гарантирована ст.46, в которой говорится о том, что каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

     Кроме Конституции необходимо заострить внимание на следующих законах. Федеральный Закон Российской Федерации от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принят Государственной Думой 20.12.01, одобрен Советом Федерации 26. 12.01 г. Этот закон (пришедший на смену Закону РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-I "Об охране окружающей природной среды") определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

      Необходимо знать и уметь использовать Федеральный Закон РФ "Об экологической экспертизе", вступивший в силу 30 ноября 1995 г. (с изменениями от 15.04.98).                                         – 5 -

Само понятие экологической экспертизы, сформулировано в ст.1: Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта. Закон указывает, что установление соответствия экологическим требованиям производится не только в отношении хозяйственной деятельности, а в отношении и любой другой. В ст. 3 закреплены принципы экологической экспертизы. Наиболее важные из них: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; и принцип, закрепленный  Законами "Об охране окружающей среды" и "Об экологической экспертизе" - обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта ГЭЭ.

     Особое внимание хотелось бы уделить Федеральному закону РФ "Об отходах производства и потребления" (24.06.98 N 89-ФЗ). Закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. В Главе III данного закона перечислены основные требования:

- к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов;

- к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов;

- к объектам размещения отходов;

- к обращению с отходами на территориях городских и других поселений;

- к обращению с опасными отходами и другие.

      В ст. 21 перечислены основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами:

- уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;

- платность размещения отходов;

- экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.

       Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:

- понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;

- применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

     Отмечу недостаточность законодательной базы в отношении обращения с промышленными отходами. Но неукоснительное соблюдение и исполнение даже этих неполных нормативных актов дало бы свои результаты и знаменовало бы огромный шаг вперед и в области защиты окружающей среды, и в области использования отбросов производства в качестве сырья.

     Помимо вышеперечисленных правовых актов, можно отметить - Федеральный закон от 4. 05. 99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федеральный

- 6 -

 

закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва - Вашингтон - Лондон - Мехико, 29.12.72), Распоряжение Правительства РФ от 1.09.95 N 1197-р "О целевой программе "Переработка и утилизация металлических радиоактивных отходов", Постановление Правительства РФ от 13.09.96  N 1098 "О федеральной целевой программе "Отходы" и некоторые другие акты.

       Федеральная целевая программа "Отходы" действовала до 2000 г. в России. До 2002 г. действовала также целевая программа "Переработка и утилизация металлических радиоактивных отходов". В этой программе дано определение опасных отходов: это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

         Федеральный Закон №96-ФЗ от 04.05.99 "Об охране атмосферного воздуха", регламентирует требования к предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух отходов производства и потребления при их хранении, захоронении и обезвреживании (ст. 18). Это означает, что все объекты, связанные с переработкой, обезвреживанием или захоронением твердых бытовых отходов обязаны предотвращать и снижать выбросы вредных веществ. Особенно это касается мусоросжигательных заводов и полигонов, являющихся крупными источниками вредных выбросов (углекислый газ, метан и др.).

         "Земельный Кодекс Российской Федерации" в статье 13 обязывает землепользователей защищать земли от захламления отходами производства и потребления, загрязнения.                     

Информация о работе Правовые основы регулирования, переработки и утилизации отходов