Правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, можно сказать, что данная тема очень актуальна и интересна для исследования. Если говорить об исследованности рассматриваемой темы, то надо отметить, что учебные пособия и монографии не поспевают за обновленным законодательством. Каждый год в нашей стране вносятся изменения как в законодательство об окружающей среде, так и в законодательство о лицензировании. Целью данной работы является – исследовать правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды.
Чтобы реализовать данную цель ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие и правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды;
исследовать лицензирование отдельных видов деятельности;
значение лицензирования в области охраны окружающей среды;
в заключении подвести итоги по проделанной работе.

Содержание работы

Введение………………………………………………3

Глава I. Понятие лицензирования и его правовые основы.
1.1 Понятие лицензирования……………………………….4
1.2 Правовые основы лицензирования…………………....10
Глава II. Лицензирование отдельных видов деятельности.
2.1 Лицензия на водопользование………………………...18

2.2 Лицензия на пользование недрами……………………26

2.3 Лицензия на охоту и рыболовство………………..37

2.4 Значение лицензирования в области охраны
окружающей среды……………………………………..49

Заключение……………………………………………51

Список литературы…………………………………...53

Файлы: 1 файл

АШУМОВ.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

В указанный перечень входят:

1) нарушение порядка пользования  животным миром, а также незаконный  ввоз животных и растений, признанный  наносящим ущерб сохранению объектов  животного мира, занесенных в  Красную книгу;

2) нарушение правил охраны среды  обитания животных, правил создания экологических коллекций и торговли ими, самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание объектов животного мира;

3) нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств  защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру;

4) уничтожение редких и находящихся  под угрозой исчезновений объектов животного мира или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или наращению среды обитания таких объектов;

5) нарушение правил охоты и  рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром;

6) нарушение правил китобойного  промысла;

7) ввоз в Россию и вывоз  за ее пределы объектов животного  мира и их продуктов и частей без соответствующего разрешения;

8) нарушение требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств;

9) нарушение режима охраны объектов  животного мира в природных  заповедниках, заказниках, заповедных  зонах национальных природных парков и на других особо охраняемых природных территориях, акваториях;

10) уничтожение или повреждение  знаков, зданий или других сооружений, принадлежащих пользователям животным  миром или специально уполномоченным  государственным органом по охране, контролю и регулированию исполнения объектов животного мира и среды обитания;

11) нарушение установленного порядка  выдачи лицензий на пользование  животным миром и разрешений  на изъятие объектов животного  мира и среды обитания;

12) сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов животного мира, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды обитания.

      В соответствии с названым Законом сделки, совершаемые в отношении животного мира в нарушение законов и иных нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов в области охраны и использование объектов животного мира, недействительны. Незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная их них продукция, а также орудия незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат изъятию или конфискации в порядке, установленном российским законодательством. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции с виновных лиц взыскивается ее стоимость.

      В Законе о животном  мире есть специальный раздел, где перечислены права и обязанности должностных лиц, уполномоченных осуществлять охрану животного мира, установлена социальная защита должностных лиц, уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира.

     Должностные лица  и граждане подвергаются административным  взысканием за совершение следующих  правонарушений в области охраны и использования животного мира:

  1. самовольное переуступка права пользования объектами животного мира и совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на животный мир, а также самовольное использование объектов животного мира, на которое требуется специальное разрешение (ст.7.11КоАП РФ);
  2. нарушение правил охраны среды обитания и путей миграции животных, правил создания, пополнения, хранения, использования и учета зоологических коллекций, правил торговли зоологическими коллекциями и правил пересылки и вывоза за границу объектов животного мира и зоологических коллекций, а также самовольное переселение, акклиматизацию и скрещивание животных;
  3. нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений и других препаратов, причинивших ущерб животному миру;
  4. нарушение установленного порядка пользования животным миром на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, на иных особо охраняемых территориях, а также в их охранных зонах.

      В соответствии  с законодательством предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны в установленном порядке возместить вред, причиняемые нарушением законодательства об охране и использовании животного мира. За уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу РФ или красные книги ее субъектов, уничтожение кладок яиц, жилищ и других сооружений, совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных, добывание этих животных с нарушением условий, указанных в разрешении на добывание; за нарушение правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов и правил осуществления других видов пользования животным миром; за грубое нарушение правил охоты (охоту без надлежащего на то разрешения, в запретных местах, в запрошенные сроки, запрещенными орудиями или способами),45 также за систематическое нарушение других правил охоты граждане подвергаются штрафу с конфискацией находящихся в их личной собственности ружей и других орудий охоты или без таковой. Граждане или должностные лица могут быть также лишены права охоты на срок до трех лет с конфискацией ружей и других орудий охоты или без таковой.

       Лишение права  охоты и конфискация огнестрельного  оружия, других орудий охоты и  боевых припасов не могут применяться  к лицам, для которых охота  является основным источником существования. Акционерные общества, государственные и иные сельскохозяйственные предприятия, организации, и объединения несут имущественную ответственность за допущенную при производстве сельскохозяйственных работ по их вине гибель диких животных и птиц. Размер возмещения вреда определяется по установленным таксам.

      Законодательство предусматривает уголовную ответственность за незаконную добычу водных животных (ст.256 УК РФ) – квалифицирующий состав данного преступления предполагает повторное совершение незаконного промысла, его сопряженность с уловом, убоем ценных пород рыб и других водных животных, с причинением крупного ущерба, за нарушение правил охраны рыбных запасов, а также за незаконную охоту, то есть охоту без надлежащего на то разращения или запрещенных местах, или в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами, - квалифицирующий состав этого преступления предполагает охоту на зверей и птиц, охотиться на которых полностью запрещено,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Значение лицензирования в области охраны      окружающей среды.

 

       Значение лицензирования очень велико. При получении лицензии возникает основание для того что бы приобрести право пользования природой и для осуществления отдельных видов деятельности, которые связаны с охраной окружающей среды. Если для выполнения определенного вида деятельности необходимо обязательно наличие лицензии, то без нее выполнение такой деятельности запрещено законом.

     С помощью лицензирования  обеспечиваются накопление информации о пределах, масштабах и видах экологической деятельности, также информация о состоянии природной среды вместе, где проводится соответствующий вид деятельности.46 Так как в соответствии с условиями в лицензии должны содержатся различные данные о масштабах, видах экологической деятельности, пределы использования ресурсов, а также воздействий (химических, физических и других) которые будут оказываться на природную среду, путем этого обеспечивается предупреждение нанесения экологического вреда. При выдаче лицензии физическим юридическим лицам уполномоченные государственные органы ведут контроль, чтобы природопользователи соблюдали требования установленные законодательством об окружающей среде.

       Также лицензия, которая необходима для осуществления отдельных видов экологической деятельности выступает гарантом реализации прав физических и юридических лиц в области пользования ресурсами природы. Путем лицензирования обеспечивается реализация административных методов управления пользования природой и охраной окружающей среды. В экологическом праве лицензирование рассматривается как мера, которая обеспечивает рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды. Хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и оказывающая или могущая оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды, допускается, как правило, на основании специальных лицензий. Виды деятельности, требующие лицензий для ее осуществления, как и форма лицензии, определяются законами. Традиционными видами такой деятельности являются все виды специального природопользования, включая, к примеру, пользование недрами, рубку леса, забор воды для промышленных целей, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п. Правовой институт экологического лицензирования получает в России все более широкое развитие.

      Лицензирование упорядочивает процесс эксплуатации ресурсов, регламентируя экологические требования к их использованию и охране, и ставит использование ресурсов под государственный контроль. Необходимость лицензирования заключается в том, чтобы осуществлять регулирование тех видов деятельности, реализация которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и, таким образом, повлечь за собой нанесение ущерба окружающей природной среде, рациональному природопользованию и ухудшить условия жизнедеятельности человека.47 Осуществление деятельности, связанной с промышленным производством, использованием ресурсов и обращением отходов производства и потребления, в соответствии с лицензией должно отвечать строго обозначенным нормам и правилам. Именно поэтому процесс лицензирования следует отнести к одному из механизмов экологического нормирования, выполняющему две важнейшие функции: превентивную и контрольную. Лицензирование в области охраны окружающей среды в настоящее время сводиться к природопользованию и представлено специальными лицензиями на право пользования (добычи, изъятия, пользования без изъятия) природными ресурсами и объектами, а также разрешениями на право выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов. Кроме того, федеральная лицензия требуется на деятельность, связанную с утилизацией, складированием, перемещением, захоронением, уничтожением промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных).

        Регулируя  отношения по установлению прав  пользования природными ресурсами, лицензия служит средством выражения  защиты общественных и государственных, федеральных и региональных экологических интересов. Это проявляется в том, что лицензии на природопользование выдаются федеральными специально уполномоченными органами управления в области использования и охраны природных ресурсов. 

           

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Заключение.

 

      Рассмотрев и проанализировав тему моей дипломной работы в заключении, я хочу сделать следующие выводы. По моему мнению, институт лицензирования это очень важный и необходимый гражданско-правовой институт. Он направлен на прямую защиту интересов граждан и, конечно же, государственных интересов. На мой взгляд, в Российской Федерации данный институт получил свое развитие и хорошо регламентирован. В настоящее время в стране действует Закон, который четко установил те виды деятельности, которые подлежат лицензированию. Наряду с этим законом принято и действует много других нормативно-правовых актов, которые касаются лицензирования определенных видов деятельности.

        Также я  считаю, что надо увеличить количество  видов деятельности подлежащих лицензированию в различных сферах жизни. Это позволит увеличить степень защищенности граждан, так как органы выдающие лицензию осуществляют не прерывный контроль за тем, чтобы лицензиат соблюдал лицензионные требования и условия. Что касается выдачи лицензии, то, на мой взгляд, целесообразно было бы уменьшить его до трех лет. Это дало бы возможность органам выдающим лицензию осуществлять дополнительный контроль над лицензиатами, проводить проверку предоставляемых ими документов и т.д. Уменьшение срока лицензии также позволило бы существенно увеличить поступление в государственный бюджет.

       Изучив ФЗ «О  лицензировании отдельных видов  деятельности» лицом которые  осуществляют определенную деятельность можно было бы в качестве рекомендации предложить, прежде чем заняться своей деятельностью изучить его правовые основы. Узнать подлежит ли оно лицензированию. Если эта деятельность, которым они занимаются или хотят заниматься подлежит лицензированию им надо узнать на основании, каких нормативно-правовых актов это установлено.

      Такие, по моему мнению, граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью должны, все больше пользоваться законодательством. Это позволило бы им защитить свои права. В руках государства институт лицензирования является необходимым механизмом для регулирования деятельности юридических и физических лиц.     

Информация о работе Правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды