Правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, можно сказать, что данная тема очень актуальна и интересна для исследования. Если говорить об исследованности рассматриваемой темы, то надо отметить, что учебные пособия и монографии не поспевают за обновленным законодательством. Каждый год в нашей стране вносятся изменения как в законодательство об окружающей среде, так и в законодательство о лицензировании. Целью данной работы является – исследовать правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды.
Чтобы реализовать данную цель ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятие и правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды;
исследовать лицензирование отдельных видов деятельности;
значение лицензирования в области охраны окружающей среды;
в заключении подвести итоги по проделанной работе.

Содержание работы

Введение………………………………………………3

Глава I. Понятие лицензирования и его правовые основы.
1.1 Понятие лицензирования……………………………….4
1.2 Правовые основы лицензирования…………………....10
Глава II. Лицензирование отдельных видов деятельности.
2.1 Лицензия на водопользование………………………...18

2.2 Лицензия на пользование недрами……………………26

2.3 Лицензия на охоту и рыболовство………………..37

2.4 Значение лицензирования в области охраны
окружающей среды……………………………………..49

Заключение……………………………………………51

Список литературы…………………………………...53

Файлы: 1 файл

АШУМОВ.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

       Запрещается выжигание растительности, хранении и применении ядохимикатов, удобрений, опасных для животного мира сырья и отходов без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира и ухудшения среды их обитания. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов и в комплексе с системой мер по воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.38

        Граждане и юридические лица осуществляют следующие виды пользования животным миром:

  1. охоту-ружейную, самоловную, псовую, с ловчими птицами – выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц;
  2. рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, - морское, морское прибрежное, озерно-речное; промышленное и спортивное;
  3. использование и извлечение полезных свойств жизнедеятельности – почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений;
  4. изучение и исследование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях с изъятием либо без изъятия из среды обитания;
  5. получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.   

      Пользователи животным миром наделены соответствующими правами и обязанностями: таким образом, реализуются правоотношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы. Особенности правовой охраны животного мира связаны со спецификой управления ею, обусловленной федеративным устройством государства и разграничением предметов ведения между Российской Федерации и ее субъектами.

     К федеральному ведению  могут относиться следующие объекты  животного мира:

1) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации; отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

2) обитающие на особо охраняемых  природных территориях федерального  значения; естественно мигрирующие на территории двух или более субъектов РФ;

3) населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную  экономическую зону Российской  Федерации, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации.

      Пользователи животным миром имеют право:

  1. пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретенными для расселения на закрепленной территории, если эти объекты животного мира содержатся в полувольных условиях;
  2. собственности на добытые объекты животного мира и продукцию, полученную от них; реализовывать произведенную продукцию и изделия;
  3. вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира;
  4. на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях; возводить на них постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с использованием животным миром;
  5. оказывать воздействие на среду обитания животного мира, улучшающие его состояние (по согласованию с землевладельцами, владельцами лесного фонда, специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания);
  6. предъявлять иски о возмещении ущерба, причиненного неправомерными действиями, повлекшими за собой гибель объектов животного мира, ухудшение среды их обитания, необоснованное ограничение права пользования животным миром, права собственности на полученную продукцию.

Пользователи животным миром обязаны:

  1. осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром;
  2. соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром: применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
  3. не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;
  4. осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания; проводить мероприятия по охране и воспроизводству объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения; оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;
  5. применять при пользовании животным миром гуманные способы (правила, сроки и перечни орудий и способов добывания объектов животного мира, разрешенных к применению, разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использованию животного мира и среды их обитания и утверждаются Правительством РФ или органом исполнительной власти субъекта РФ; как правило, запрещается применение многозахватывающих капканов).

    Право на охоту приобретается исключительно в разрешительном порядке (необходимо получение лицензии). Следует различать активную охоту с использованием оружия или ловчих животных (собак, птиц) методом выслеживания и добычи, и пассивную- с использованием капканов, садков, сетей. Исходя из целей охоты, ее можно классифицировать на промысловую (для получения продукции-пушнины, мяса) и любительскую – для удовлетворения личных интересов и организации отдыха.39

Рыболовство подразделяется на две основные группы – промышленное (предпринимательская деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов с использованием специальных средств по приемке, переработке, перегрузке, транспортировке и хранению уловов и продуктов переработки водных биоресурсов), любительское (деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов с целью личного потребления и в рекреационных целях). Субъектами специального, т.е. на основании лицензии, пользования объектами животного мира являются как юридические лица, так и граждане, в том числе иностранные. Пользование животным миром осуществляется юридическими лицами на основании лицензии в течение срока, указанного в ней, по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.

      Граждане осуществляют пользование животным миром на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок.40 Законодатель, однако, подчеркивает, что приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории отдается российским юридическим лицам и гражданам, ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории, а также собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами.

Пользователи животного мира могут осуществлять следующие виды пользования животным миром:

  1. охоту, рыболовство, включая добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
  2. добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
  3. пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных, эстетических и иных целях;
  4. использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофельтраторов;
  5. использование объектов животного мира в целях получения продуктов их жизнедеятельности.

На одной территории или акватории могут, осуществляется несколько видов пользования животным миром, если осуществление одного из них не препятствует осуществлению другого. Дополнительные субъекты преимущественного права на использование живых ресурсов определены Федеральным законом «О континентальном шельфе РФ». Это - представители коренных молочисленых народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока РФ, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на ведении промысла живых ресурсов: население Севера и Дальнего Востока России в местах постаяного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью РФ; российские заявители, осуществляющие мероприятия по исскуственому воспроизводству живых ресурсов.

Лицензии на пользование объектами животного мира выдают Государственный комитет РФ по рыболовству или его бассейновые управления по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, а также Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхоза России и его территориальные подразделения.

      Специфика лицензирования пользования животным миром проявляется в том, что сама лицензия не дает права пользования, а служит необходимой предпосылкой для заключения договора о представлении в пользовании территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром.41 

В соответствии с Федеральным законом запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также юридических лиц и граждан, направленные на ограничение доступа к участию в конкурсах всех желающих приобрести право на пользование животным миром, на уклонение от выдачи лицензии на пользование животным миром победителям конкурсов.42

Федеральный закон впервые четко сформулировал и закрепил права и обязанности пользователей животным миром. Так, они имеют право:

  1. пользоваться объектами животного мира, предоставленными в пользование;
  2. собственности на добытые объекта животного мира и продукцию, полученную от них;
  3. реализовывать производственную продукцию и изделия;
  4. предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иске за ущерб, причененый им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель объектов животного мира, ухудшение среды их обитания.

Наряду с правами пользователи животного мира имеют определенные обязанности: осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром. В соответствии с действующем законадательством добывание диких животных в порядке научно-исследовательской охоты производится по разрешениям органов охраны производится по разрешениям органов охраны животного мира и платным лицензиям на отстрел (отлов) животных. По срокам действия лицензия на пользование животным миром подразделяются на досрочные и краткосрочные.

Долгосрочную лицензию выдает специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства России или органа исполнительной власти субъекта РФ.43

       Правительство РФ принимает решение о предоставлении в пользование объектов животного мира, находящихся в федеральной собственности, а органы исполнительной власти субъекта РФ-объектов животного мира, не находящихся в федеральной собственности.

Среди оснований прекращения права пользования животным миром выделяются следующие:44

  1. минование надобности в пользовании или отказ от него;
  2. истечение установленного срока пользования;
  3. нарушение природоохранного законодательства РФ и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии;
  4. возникновение необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны;
  5. использование территории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром;
  6. ликвидация предприятия, учреждения, организации, которым был предоставлен в пользование животный мир.

       Право пользования животным миром прекращается путем аннулирования соответствующими органами предоставленных ими лицензий на пользование животным миром. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст.13) помимо перечисленных называет и другие основания прекращения права пользования водными биоресурсами:

  1. по соглашению между пользователями водными биоресурсами и лицом, предоставившим право пользования водными биоресурсами;
  2. в случае возникновения условия, которое предусмотрено разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов или договором пользования рыбопромысловым участком и с возникновением которого прекращается право пользования водными биоресурсами;
  3. по решению суда;
  4. в связи со смертью гражданина, которому водные биоресурсы были предоставлены в пользование.

      Принудительное прекращение права пользования водными биоресурсами осуществляется в судебном порядке. Решение о прекрашение пользования животным миром может быть обжаловано в суд.

      В законе о животном мире приведен обстоятельный перечень правонарушений в области использования и охраны животного мира, за совершение  которых наступает административное, гражданско-правовая юридических лиц и граждан, а также уголовная ответственность граждан.

Информация о работе Правовые основы лицензирования в области охраны окружающей среды