Правовой режим государственных природных заповедников.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 10:52, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы будет рассмотрение и изучение особенностей правового регулирования государственных природных заповедников на современном этапе развития экологического права, доказательство важности совершенствования законодательства в области охраны и развития заповедных территорий.
Задачами данной работы является обобщение полученного нормативно-правового материала, его изучения и проведения собственного исследования, а также подведения определенных итогов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….……...3
Глава 1 Государственные природные заповедники и национальные парки….….6
§1.1. Правовой режим государственных природных заповедников..……….....…8
§1.2. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий…………….………………………………………………...…………..10
§1.3. Стагнация процесса создания новых заповедников и национальных парков……………………………………………………………………..................11
Глава 2 Задачи………………………………………………………………….……19
Заключение………………………………………………………...……..………….22
Список литературы………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

ЭП контрю работа ГОТОВА.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра «административного и финансового права»

 

Контрольная работа

 

По дисциплине

«Экологическое  право»

 

 

по теме: Правовой режим государственных природных  заповедников.

 

 

 

 

 

                                                        Проверил:

                                                                              ст., пр.,  Каменева Е.В.

 

                                                          Выполнила:

                студентка (заочного) 2 курса

                                                                                     группы ЮРГВ-111

                                                                                     Маргушко А.Л.

 

 

 

 

                                  Кемерово 2012г

                                          

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение……………………………………………………………………….……...3

Глава 1 Государственные природные заповедники и национальные парки….….6

§1.1. Правовой режим государственных  природных заповедников..……….....…8

§1.2. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий…………….………………………………………………...…………..10

§1.3. Стагнация процесса создания новых заповедников и национальных парков……………………………………………………………………..................11

Глава 2 Задачи………………………………………………………………….……19

Заключение………………………………………………………...……..………….22

Список литературы………………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема контрольной работы – «Правовой режим государственных природных заповедников».

       Актуальность выбранной темы в том, что  в последнее время этой  категории объектов экологического права уделяется незаслуженно мало внимания, и данная тенденция проявляется, прежде всего, в выходящей в последние годы юридической литературе. Экологическое право закрепляет и регулирует основные отношения в сфере жизнедеятельности человека на земле. Основными формами использования природы человеком является потребление природных ресурсов, охрана среды обитания. Экологическое право носит гуманитарный характер и имеет общечеловеческое значение. Заповедники особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять направления изменений природной среды под влиянием деятельности человека и отыскать пути наиболее бережного и разумного использования ее богатств. Наши потребности растут, и от природы мы берем все больше и больше. Поэтому необходимо обеспечить восполнение природных ресурсов по принципу расширенного воспроизводства. В этом главная задача охраны природы сегодня. Наблюдаемое в настоящее время уменьшение биологического разнообразия является в значительной степени результатом деятельности человека и представляет серьезную угрозу для развития человечества. Одним из средств сохранения биологического разнообразия нашей планеты являются особо охраняемые природные территории и объекты (далее - ООПТ) Под биологическим разнообразием понимается разнообразие всех форм жизни - растений, животных, микроорганизмов, составляющих их генов, и экологических систем, в которые они включены как отдельные компоненты. Биологическое разнообразие не статично и постоянно меняется. Оно сформировалось как результат генетических изменений и эволюционных процессов. В настоящее время биоразнообразие сокращается по причине деградации сред обитания, уменьшения численности отдельных популяций и вымирания видов. Также существует косвенная связь между неразумным отношением человека к природе и его социальными болезнями. Потребительная деятельность человека, выражающаяся в хищническом отношении к окружающей природной среде, может поставить под вопрос существование данной человеческой цивилизации. В принципе, за каждую человеческую «победу» природа нам мстит, зачастую опрокидывая человеческие расчеты. Подобные «победы» над природой часто имеют непредвиденные последствия  и  даже  прямо противоположные результаты. Значит, для жизни   на планете  Земля просто  необходима, во-первых, охрана окружающей человека  природной  среды  всеми и повсеместно и, во-вторых, охрана  окружающей природы на    планете Земля в целом всем человечеством. Хотя природа, как объективно сложившаяся экосистема, имеет способность к саморегуляции (самовосстановлению), хозяйственная деятельность человека неизбежно ведет к повсеместному экологическому кризису. Это объясняется, во-первых, масштабами технологической деятельности человека, во-вторых, неспособностью человека создать не только безотходную технологию, но даже малоотходную, способную уменьшить вред природе, в-третьих, нежеланием и неспособностью большинства людей понять масштабы реальной опасности гибели цивилизации. В силу этого государство обязано выполнять (обеспечивать) экологическую функцию. Разумеется, трудно установить прямую связь между хищническим потреблением природных ресурсов и негативными социальными процессами в обществе, пандемиями и стихийными катаклизмами. Следует отметить, что неравномерно развитые государства мира по отношению к природе в разной мере способны реально обеспечивать свою экологическую функцию, т.е. правовое регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия человеческого общества и «природы». Основная задача заповедников состоит в строжайшей охране эталонов дикой природы соответствующей зоны и ландшафтов для сравнения и анализа тех изменений, которые вносит в природу человек. Необходимо помнить, что сбережение всех видов животных и растений, обитающих на земле, имеет важное научное и практическое  значение. Это  тот  драгоценный  генетический фонд,  который может оказаться крайне необходимым человечеству. 

         Целью  контрольной работы  будет    рассмотрение и изучение особенностей правового регулирования государственных  природных  заповедников   на  современном этапе развития экологического права, доказательство важности  совершенствования законодательства в  области охраны и развития заповедных территорий. 

        Задачами  данной  работы является обобщение полученного нормативно-правового материала, его изучения  и  проведения  собственного  исследования, а также подведения определенных итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственные  природные заповедники и национальные парки

 

      Государственные  природные заповедники и национальные  парки по своему правовому  режиму являются наиболее охраняемыми  природными территориями. Указанные ООПТ имеют схожий правовой режим, однако государственные природные заповедники обладают наиболее строгим режимом их охраны и использования, что обусловлено целю сохранения этих территорий в первозданном, естественном состоянии.

         Заповедники как эталон природы. Государственные природные заповедники — ООПТ, целью создания которых является сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. В Российской Федерации с 1995 по 2007 г. количество государственных природных заповедников увеличилось с 93до 101.

     На территории  государственных природных заповедников  полностью изымаются из хозяйственного использования

особо охраняемые природные  комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение

как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда

растительного и животного  мира.

     Важным  является правило о том, что  запрещено изъятие или иное  прекращение прав на земельные  участки и другие природные  ресурсы, которые включают в  государственные природные заповедники, а природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымают из оборота (они не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными

способами).

     Государственные  природные заповедники функционируют на основании положений, которые утверждает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Задачи государственных природных заповедников: сохранение биологического разнообразия и поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов как эталонов природы; организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы; осуществление экологического мониторинга; экологическое просвещение и др.

     Особым  статусом и задачами обладают биосферные заповедники, которые включены в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения экологического мониторинга и научных исследований к территории  государственных природных биосферных заповедников могут присоединяться территории биосферных полигонов. Примером биосферного1 заповедника является Кавказский государственный природный биосферный заповедник, включающий Латонакский биосферный полигон.

     Особенности  правового режима охраны заповедников. Государственные природные заповедники обладают самым строгим режимом охраны по сравнению с иными ООПТ. На их территории запрещена любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, в частности сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов; строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций; промысловая, спортивная и любительская охота; транзитный прогон домашних животных; нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования; пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 м над сушей и водным пространством без согласования с заповедником или контролирующими природоохранными органами, а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера.

     Федеральный  закон «Об особо охраняемых  природных территориях» допускает ограниченное число видов деятельности на территории государственного природного заповедника, например сохранение, восстановление и предотвращение изменений в естественном состоянии природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; осуществление  экологического мониторинга.

     На территории  государственных природных заповедников  могут выделяться участки, на  которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Пребывание на территории государственных природных заповедников иных лиц, кроме работников заповедника или должностных лиц, являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений. Самостоятельной разновидностью государственных заповедников являются государственные биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

    

1.1. Правовой режим государственных природных заповедников

 

Высший статус и соответственно наиболее строгий правовой режим  охраны имеют государственные природные  заповедники. Они являются особо  охраняемыми природными территориями федерального значения. Исторически заповедники – первая форма особо охраняемых природных территорий.

 Решение об учреждении  государственного природного заповедника  в соответствии со ст. 8 Федерального  закона «Об особо охраняемых  природных территориях» принимает  Правительство РФ при условии согласия субъекта РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Правительство при этом принимает решение по представлению государственных органов субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В том же порядке производится расширение территории государственного природного заповедника. Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса заповедника, законодательство предусматривает целый ряд мер. В этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ.

Природные комплексы  и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных  природных заповедников полностью  изымаются из хозяйственного использования (ст. 6 Федерального закона «Об особо  охраняемых природных территориях»). На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам, которые определяются положением о заповеднике. На территориях государственных природных заповедников Закон запрещает также интродукцию живых организмов в целях их акклиматизации.

В принципе запрещается  нахождение в заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на территории государственных природных  заповедников граждан, не являющихся работниками  данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

На территории заповедника  допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

• сохранение в естественном состоянии  природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных  комплексов и их компонентов в  результате антропогенного воздействия;

• поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

• предотвращение условий, способных  вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

• осуществление экологического мониторинга;

• выполнение научно-исследовательских  задач;

• ведение эколого-просветительской работы;2

• осуществление контрольно-надзорных  функций (ст. 9 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»),

Заповедование есть способ консервативной охраны природы. В основном в научных целях в заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Однако на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, направленная на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Такая деятельность может осуществляться лишь в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном заповеднике.

Особую разновидность государственных  природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

1.2.Общая характеристика  правового режима особо охраняемых  природных территорий.

 

 Правовой режим различных особо  охраняемых природных территорий отличается специфическими чертами, с учетом которых  можно выделить его несколько основных видов: абсолютно заповедный, относительно заповедный, смешанный (дифференцированный).

Абсолютно заповедный режим  означает полное изъятие природного комплекса или объекта из хозяйственного и рекреационного использования, запрещение любого вмешательства в естественные процессы природы. Такой режим устанавливается для государственных природных заповедников и памятников природы.

Информация о работе Правовой режим государственных природных заповедников.