Понятие, система и виды экологического контроля в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 02:05, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации1.

Содержание работы

Понятие, система и виды экологического контроля
в Российской Федерации............................................................................................3
2. Понятие, состав и виды экологических правонарушений.........................8
3. Особенности правовой охраны атмосферного воздуха...........................15
4. Задача............................................................................................................22
Список используемой литературы.................................................................25

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 61.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Понятие, система и виды экологического контроля

в Российской Федерации............................................................................................3

2. Понятие, состав и  виды экологических правонарушений.........................8

3. Особенности правовой охраны атмосферного воздуха...........................15

4. Задача............................................................................................................22

Список используемой литературы.................................................................25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, система и виды экологического контроля в Российской Федерации.

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации1.

 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Контроль в области  охраны окружающей среды (экологический  контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области  охраны окружающей среды, обеспечение  соблюдения субъектами хозяйственной  и иной деятельности требований, в  том числе нормативов и нормативных  документов, в области охраны окружающей среды2

Выделяют следующие виды экологического контроля:

- государственный экологический  контроль (государственный экологический  контроль, осуществляемый федеральными  органами исполнительной власти; государственный экологический  контроль, осуществляемый органами  исполнительной власти субъектов  РФ);

- производственный экологический  контроль;

- общественный экологический контроль.

Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную  окружающую среду и недопустимости нарушения законодательтва в области охраны окружающей среды. Этот вид экологического контроля осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Для того чтобы была проведена внеплановая  проверка необходимы следующие основания:

1) истечение срока исполнения  юридическим лицом, индивидуальным  предпринимателем ранее выданного  предписания об устранении выявленного  нарушения обязательных требований  и (или) требований, установленных  муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного  контроля (надзора), органы муниципального  контроля обращений и заявлений  граждан, юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей, информации от  органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации  о следующих фактах:3

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда  животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также  угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в  случае обращения граждан, права  которых нарушены)".

Вместе с тем, Федеральный закон (от 26.12.2008 г. № 294 ФЗ) закрепляет требования, согласно которым обращения и  заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и  заявления, не содержащие сведений о  вышеизложенных фактах, не могут служить  основанием для проведения внеплановой  проверки4.

Так, согласно ст. 11 законо об окружающей среде указанного закона среди основных прав в области охраны окружающей среды за гражданами закрепляются следующие права:

1) право создавать общественные  объединения, фонды и иные некоммерческие  организации, осуществляющие деятельность  в области охраны окружающей  среды;

2) оказывать содействие органам  государственной власти РФ, органам  государственной власти субъектов  РФ, органам местного самоуправления  в решении вопросов охраны  окружающей среды;

3) обращаться в органы государственной  власти РФ, органы государственной  власти субъектов РФ, органы местного  самоуправления и иные организации  с жалобами, заявлениями и предложениями  по вопросам, касающимся охраны  окружающей среды, негативного  воздействия на окружающую среду,  и получать своевременные и  обоснованные ответы;

4) предъявлять в суд иски о  возмещении вреда окружающей  среде;

5) осуществлять другие предусмотренные  законодательством права.

В соответствии со ст. 12 ФЗ "Об охране окружающей среды" общественные и  иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, имеют право:

1) оказывать содействие органам  государственной власти РФ, органам  государственной власти субъектов  РФ, органам местного самоуправления  в решении вопросов охраны  окружающей среды;

2) обращаться в органы государственной  власти РФ, органы государственной  власти субъектов РФ, органы местного  самоуправления и иные организации  и к должностным лицам о  получении своевременной, полной  и достоверной информации о  состоянии окружающей среды, о  мерах по ее охране, об обстоятельствах  и о фактах хозяйственной и  иной деятельности, создающих угрозу  окружающей среде, жизни, здоровью  и имуществу граждан;

3) обращаться в органы государственной  власти РФ, органы государственной  власти субъектов РФ, органы местного  самоуправления и иные организации  с жалобами, заявлениями и предложениями  по вопросам, касающимся охраны  окружающей среды, негативного  воздействия на окружающую среду,  и получать своевременные и  обоснованные ответы5;

4) подавать в органы государственной  власти РФ, органы государственной  власти субъектов РФ, органы местного  самоуправления, суд обращения об  отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции,  об эксплуатации объектов, хозяйственная  и иная деятельность которых  может оказать негативное воздействие  на окружающую среду, об ограничении,  о приостановлении и прекращении  хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие  на окружающую среду;

5) предъявлять в суд иски о  возмещении вреда окружающей  среде;

6) осуществлять другие предусмотренные  законодательством права.

Производственный экологический  контроль осуществляется согласно ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

При этом на субъектов хозяйственной и иной деятельности п. 2 ст. 67 ФЗ "Об охране окружающей среды" возлагаются обязанности по представлению следующих сведений в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль:

- сведения о лицах, ответственных  за проведение производственного  экологического контроля;

- сведения об организации экологических  служб на объектах хозяйственной  и иной деятельности;

- результаты производственного  экологического контроля.

Таким образом, исходя из смысла ст. 67 указанного федерального закона осуществление  производственного экологического контроля это обязанность, а не право  хозяйствующих субъектов (юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей).

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

На государственный экологический  контроль распространяются требования ФЗ от 26.12.2008 г. № 294 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и  муниципального контроля"6. Так, в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

 

 

 

 

2. Понятие, состав и виды экологических  правонарушений.

 

Экологическое правонарушение, полагают некоторые авторы, - это виновное противоправное деяние, нарушающее законы об охране природной среды и причиняющее  вред природной среде, здоровью человека, либо создающее угрозу такого причинения вреда. Для данного определения  характерны такие недостатки, как  тавтология, само понятие содержит не все признаки правонарушения, и  не всегда, как уже было показано, можно говорить о виновности экологического деяния.

На наш взгляд, наиболее оптимальное  определение экологического правонарушения предлагает крупнейший российский ученый-эколог М.М. Бринчук. Исследователь считает, что экологическое правонарушение - это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права7.

Исходя из изложенного, можно сделать  вывод, что под экологическим  правонарушением понимается противоправное, виновное, общественно опасное и  социально значимое деяние, посягающее на утвердившиеся экологические  общественные отношения. Оно причиняет вред окружающей среде, здоровью и имуществу людей, экологическому правопорядку и влечёт за собой юридическую ответственность, установленную в нормах экологического права и другом отраслевом законодательстве РФ. В цитируемых определениях можно выделить такие признаки экологического правонарушения, как противоправность, виновность, наказуемость, экологичность причиняемого вреда, субъектность и общественная опасность.

Состав экологического правонарушения

В состав любого экологического правонарушения включаются такие элементы, как объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. При этом следует отличать юридический состав экологического правонарушения от признаков последнего. При наличии всех признаков экологического правонарушения, таких как: 1) деяние; 2) противоправность; 3) виновность (в  случае совершения деяния физическим или должностным лицом), 4) предметность; 5) ответственность — может отсутствовать  состав самого правонарушения8.

На мой взгляд, под составом экологического правонарушения можно понимать совокупность юридически значимых компонентов, закреплённых в законе, наличие которых позволяет говорить о том, что деяние является экологическим правонарушением.

Объектом экологических правонарушений являются отношения в области  окружающей среды, урегулированные  нормами экологического права. В  науке различают общий, родовой  и непосредственный объекты экологического деяния. Так, по мнению А.П. Анисимова, А.Й. Рыженкова, А.Е. Черноморца, родовым объектом экологических правонарушений являются отношения по поводу конституционного права каждого человека на благоприятную окружающую среду. При этом учёные не поддерживают позицию о том, что объектом экологических правонарушений (преступлений) являются отношения собственности на природные ресурсы либо отношения по их хозяйственному использованию9.

По мнению исследователей, непосредственными  объектами экологических правонарушений являются конкретные общественные отношения  по охране, рациональному использованию  отдельных видов природных богатств, а также соблюдению требований при  осуществлении хозяйственной или  иной деятельности. Например, объектом незаконной охоты являются отношения по охране и рациональному использованию отдельных видов диких зверей и птиц, а объектом загрязнения водоёмов и воздуха - отношения по охране вод и атмосферы. Для отнесения правонарушения к числу экологических, подчёркивают ученые-экологи, необходимо, чтобы объект посягательства в момент его совершения состоял в системе экологических связей с окружающей средой. Этим экологическое правонарушение отличается, например, от нарушения права собственности на природные объекты, где объектом посягательства являются полномочия собственника по поводу использования природного ресурса, находящегося в его собственности. По мнению О.Л, Дубовик, объектом экологических правонарушений являются охраняемые законом правовые блага (общественные отношения), в том числе окружающая среда в целом или отдельные её свойства, качества; средообразующие элементы; экологическая безопасность населения и территорий; экологический правопорядок; жизнь, здоровье и имущество людей10.

Информация о работе Понятие, система и виды экологического контроля в Российской Федерации