Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 20:23, курсовая работа
Цель исследования – всесторонне исследовать виды экологического управления и контроля.
Для достижения цели в курсовой работе необходимо решить задачи: рассмотреть правовой механизм охраны окружающей среды, дать определение понятиям экологического управления и контроля, рассмотреть все виды экологического управления и контроля.
Введение…………………………………………………………………..3
	Глава 1. Правовые основы управлением 
природопользованием и охраной окружающей среды………………...7
1.1.	Понятие и виды экологического управления……………..7
1.2.	Принципы государственного экологического 
управления........................................................................................12
1.3.	Виды органов государственного 
экологического управления……………………………………….14
Глава 2. Понятие и виды экологического контроля……………………32
2.1.	Понятие и задачи экологического контроля……………...32
2.2.	Виды экологического контроля…………………………....33
Заключение………………………………………………………………..44
Список используемой литературы………………………………………47
Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Минздрав России осуществляет свою деятельность на основе Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.; Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997 г.3
К основным задачам Минздрава 
РФ относятся разработка основ государственной 
политики в области санитарно-
К главным задачам 
Минздрава относится также 
В области профилактики заболеваний Минздрав РФ осуществляет мероприятия по профилактике инфекционных, паразитарных заболеваний, особо опасных инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний и отравлений, а также неинфекционных заболеваний, связанных с воздействием на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его обитания.
В области санитарно-
Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография) является специально уполномоченным государственным органом РФ в области охраны окружающей среды в части проведения экологического картографирования, а также мониторинга окружающей среды.
Роскартография проводит свою деятельность на основе Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «О геодезии и картографии» и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г.
Министерство внутренних дел РФ (МВД России) является государственным органом, выполняющим специальные функции в области охраны окружающей среды, и правоохранительным органом. Природоохранительная деятельность МВД России проводится на основе Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции»4, Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г.5, Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г.6 МВД России в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина и охраны правопорядка, имеющее непосредственное отношение к охране природы.
Специальные природоохранительные 
функции МВД России связаны с 
тем, что данное Министерство руководит 
Государственной автомобильной 
инспекцией, осуществляющей надзор за 
соблюдением владельцами 
Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) призван обеспечивать формирование и реализацию государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
Правовую основу деятельности Госстандарта России образуют Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации», Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг»7, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений»8, Положение о Комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994 г.
Министерство строительства Российской Федерации (Минстрой России) обеспечивает разработку, принимает и издает государственные стандарты, нормы и правила в области строительства, архитектуры, градостроительства, обязательные для исполнения как юридическими, так и физическими лицами, и осуществляет контроль за их соблюдением на территории РФ. Названные стандарты, нормы и правила устанавливают экологические требования, ориентированные на соответствующие сферы. Правовой основой деятельности Минстроя России служит Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 октября 1994 г.
Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) организует и осуществляет на территории РФ государственное регулирование промышленной безопасности и государственного надзора за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования с учетом экологических требований; организует и проводит государственный горный надзор в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства РФ, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр. Госгортехнадзор России лицензирует также отдельные виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также обеспечением безопасности при пользовании недрами. Госгортехнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор на территории РФ через образуемые им региональные органы (округа) и действует на основе Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г.
С учетом широкого использования в разных сферах радиоактивных и расщепляющихся веществ и материалов Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) призван занимать важное место в системе специальных органов экологического контроля. В соответствии с Положением, утвержденным распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992 г., основными задачами Госатомнадзора России являются формирование системы правовых, экономических и организационно-технических мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности; установление правил и норм в области ядерной и радиационной безопасности; надзор за соблюдением требований законодательства в области производства, обращения и использования ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России) в процессе осуществления таможенного дела обеспечивает защиту экологических прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; соблюдение разрешительного порядка перемещения экологически опасных или значимых товаров через таможенную границу; пресекает незаконный оборот через таможенную границу РФ видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов (производных); содействует осуществлению мер по защите жизни и здоровья людей, защите животных и растений, охране окружающей среды; проводит таможенный контроль за ввозом и вывозом экологически опасной продукции.
Деятельность ГТК и его органов регулируется Таможенным кодексом РФ, принятым 18 июня 1993 г.9, и Положением о данном Комитете, утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994г.10
Федеральная пограничная служба РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 29 августа 1997 г. «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» обеспечивает охрану биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и осуществляет государственный контроль в этой сфере.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет руководство и координацию работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями. МЧС России действует на основе Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г.11.
Глава 2. Понятие и виды экологического контроля.
2.1. 
Понятие и задачи 
Экологический контроль – важнейшая правовая мера 
обеспечения рационального природопользования 
и охраны окружающей среды от вредных 
воздействий, функция государственного 
управления и правовой институт права 
окружающей среды. Основываясь на роли 
экологического контроля в механизме 
охраны окружающей среды, его можно оценивать 
как важнейшую правовую меру. Именно посредством 
экологического контроля в основном обеспечивается 
принуждение соответствующих субъектов 
права окружающей среды к исполнению экологических 
требований. Меры юридической ответственности 
за экологические правонарушения применяются 
либо в процессе экологического контроля, 
либо с привлечением иных государственных 
органов. Ранее подчеркивалось, что функция 
экологического контроля выполняется 
и при осуществлении иных правовых мер 
обеспечения рационального природопользования 
и охраны окружающей среды – экологического 
нормирования, экологической экспертизы, 
экологического лицензирования, экологической 
сертификации. Но в рамках всех этих направлений 
деятельности экологический контроль, 
т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых 
требований, осуществляется объективно, 
попутно, применительно к каждому из названных 
видов деятельности. Реализация любой 
из таких мер, как и проведение экологического 
контроля, представляет собой целенаправленную 
деятельность специально уполномоченных 
государственных органов, осуществляемую 
в рамках установленной для их процедуры, 
на основе специальных правовых норм. 
Понятие, виды и задачи экологического 
контроля Российское административное 
право выделяет два вида контрольной деятельности 
– контроль и надзор12. Под экологическим контролем понимается 
деятельность уполномоченных субъектов 
по проверке соблюдения и исполнения требований 
экологического законодательства. Административный 
надзор представляет собой специфическую 
разновидность государственного контроля. 
Суть его состоит в наблюдении за исполнением 
действующих в сфере управления природоохранных 
правил. Надзор проводится в отношении 
органов исполнительной власти, предприятий, 
общественных формирований и граждан. 
При этом некоторые государственные органы 
осуществляют одновременно и контроль, 
и надзор. Экологический контроль как 
правовая мера выполняет ряд функций – 
предупредительную, информационную и 
карательную.  
Роль предупредительной функции заключается 
в том, что субъекты экологического контроля, 
зная о возможной проверке соблюдения 
ими правовых экологических требований, 
заинтересованы в выполнении законодательства 
и предупреждении нарушений. Информационная 
функция связана с тем, что в процессе 
контроля соответствующие органы и лица 
собирают разнообразную информацию о 
природоохранительной деятельности подконтрольных 
и поднадзорных объектов. Карательная 
функция проявляется в применении к нарушителям 
правовых экологических требований предусмотренных 
законодательством санкций по результатам 
соответствующих проверок.
2.2. Виды экологического контроля.
В природоохранительной 
практике России выделяются следующие 
виды экологического контроля: государственный, 
ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации 
являются субъект, от имени которого проводится 
контроль, и сфера действия контроля.  
 Государственный экологический контроль. 
Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.
Существенной особенностью 
государственного экологического контроля 
является и то, что он ведется 
от имени государства. Осуществляемый 
в рамках экологической функции 
государства государственный 
Государственный экологический контроль 
проводится в форме предупредительного 
и текущего. Задачей предупредительного 
контроля является недопущение хозяйственной, 
управленческой и иной деятельности, которая 
в будущем может оказывать вредное воздействие 
на природу. Осуществляется такой контроль 
на стадиях планирования или проектирования 
этой деятельности, реализации проекта, 
ввода объектов в эксплуатацию. Текущий 
государственный экологический контроль 
осуществляется специально уполномоченными 
органами на стадии эксплуатации предприятий 
и иных экологически значимых объектов, 
в процессе природопользования. 
Соответственно подразделению 
органов государственного управления природопользованием 
и охраной окружающей среды на органы 
общей и специальной компетенции государственный 
экологический контроль можно подразделить 
на общий и специальный (надведомственный). 
Общий экологический контроль осуществляется 
органами общей компетенции, специальный 
– органами специальной компетенции. 
Подразделение государственного экологического 
контроля на общий и специальный предопределяет 
специфику форм и способов его проведения.  
Государственный экологический контроль 
проводится на определенных принципах. 
Основные из них – законность, объективность, 
разделение хозяйственных и контрольных 
функций. Принцип законности проявляется 
в том, что такой контроль могут проводить 
лишь уполномоченные органы в пределах 
компетенции и полномочий, определяемых 
нормативными правовыми актами. Объективность 
основывается на достоверных данных о 
деятельности контролируемого объекта. 
Принцип разделения хозяйственных и контрольных 
функций характерен лишь для специально 
уполномоченных органов государственного 
экологического контроля. Он носит в основном 
доктринальный характер и в законодательстве 
прямо не закреплен. Его суть заключается 
в том, что функция проведения специального 
государственного экологического контроля 
не может возлагаться на органы, эксплуатирующие 
природные ресурсы. 
Информация о работе Понятие и виды экологического управления. Понятие и виды экологического контроля