Понятие и виды экологического управления. Понятие и виды экологического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – всесторонне исследовать виды экологического управления и контроля.
Для достижения цели в курсовой работе необходимо решить задачи: рассмотреть правовой механизм охраны окружающей среды, дать определение понятиям экологического управления и контроля, рассмотреть все виды экологического управления и контроля.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Правовые основы управлением
природопользованием и охраной окружающей среды………………...7
1.1. Понятие и виды экологического управления……………..7
1.2. Принципы государственного экологического
управления........................................................................................12
1.3. Виды органов государственного
экологического управления……………………………………….14
Глава 2. Понятие и виды экологического контроля……………………32
2.1. Понятие и задачи экологического контроля……………...32
2.2. Виды экологического контроля…………………………....33
Заключение………………………………………………………………..44
Список используемой литературы………………………………………47

Файлы: 1 файл

Курсовая Экологическое право.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

 профессионального  образования

Тульский  государственный университет

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«Экологическое  право»

на тему:

«Понятие и  виды экологического управления.

Понятие и виды экологического контроля»

 

 

Выполнил_____________  студентка гр. 761076с Мордосов М.С.

 

Проверил______________  доц. Дяблова Ю.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2010

Содержание.

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Правовые основы управлением

природопользованием и  охраной окружающей среды………………...7

      1. Понятие и виды экологического управления……………..7
      2. Принципы государственного экологического

управления........................................................................................12

      1. Виды органов государственного

экологического управления……………………………………….14

Глава 2. Понятие и виды экологического контроля……………………32

      1. Понятие и задачи экологического контроля……………...32
      2. Виды экологического контроля…………………………....33

Заключение………………………………………………………………..44

Список используемой литературы………………………………………47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

На международной  конференции ООН по окружающей среде  и развитию в июне 1992 г. (Рио-де-Жанейро) генеральный секретарь конференции  Морис Стронг заявил: "Или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация". Со всей очевидностью перед человечеством встали задачи прекращения сверхэксплуатации природных ресурсов Земли, налаживания во всех регионах мира рационального природопользования, обеспечения в глобальных масштабах научно обоснованных мер по охране природы. Эти задачи стоят в первую очередь перед государствами с высокоразвитой промышленностью, энергетикой, автомобильным транспортом. Они воздействуют на выбор модели экономики, путей ее формирования, совершенствования в развивающихся государствах. Деятельность государства по охране природы и рациональному природопользованию можно охарактеризовать как одну из его важнейших функций, значение которых возрастает в процессе развития цивилизации.

Общество неразрывно связано с природой, они пребывают друг с другом в диалектическом единстве. Само общество возникло в процессе эволюции биосферы. Земля является "домом человечества", окружающая человека природа - это сфера и условия его жизнедеятельности. Человек включен в природу, он - частица природы. Природа служит человеку, является непосредственным жизненным средством для человека.

Проблемы обеспечения  рационального природопользования и охраны окружающей среды, экологической  безопасности для здоровья человека относятся к общечеловеческим проблемам. За минувшие 10-15 лет во всех промышленно развитых странах разработан и осуществлен комплекс экономических, технических, технологических, юридических мер, направленных на охрану окружающей природной среды. Создано и развивается "право окружающей среды", призванное предотвратить, смягчить вредные последствия промышленного развития.

В принятом в 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации Законе "Об охране окружающей природной среды" определены основные принципы охраны окружающей природной среды. Природопользование, охрана окружающей природной среды - это проблема укрепления естественной основы материального и духовного производства, улучшения условий жизни, труда и отдыха граждан. Это одно из важнейших направлений повышения благосостояния народа, ибо природа - первоисточник материальных благ, красоты человека, она органически связана с развитием демографических процессов и состоянием здоровья населения. Естественно, что первым основным принципом охраны окружающей среды в Законе назван приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.

Важным принципом  охраны окружающей природной среды  в Российской Федерации является научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду. К основным принципам относится также рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды. Необходимо учитывать требования по воспроизводству природных ресурсов и недопущению необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Деятельность общества и государства, всех граждан в сфере охраны окружающей среды основана на соблюдении требований природоохранительного законодательства, неотвратимости наступления ответственности за их нарушения.

Природа, все  ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой социально-экономического развития и благосостояния человека. В современных условиях, когда налицо противоречивые проявления научно-технического прогресса, усиление экологического кризиса и в то же время осуществляются меры по развитию рыночной экономики, необходимо привлечь внимание каждого гражданина к вопросам разумного использования природных ресурсов, заботливого отношения к охране природы. Гражданин Российской Федерации обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру, беречь памятники природы. Хозяйское, рачительное использование природных ресурсов, забота о природе, ее охране - гражданский долг жителей Российской Федерации.

Формирование  экологического права России стало  следствием продолжающегося современного глобального экологического кризиса, который определяется как нарушение равновесия в экологических системах и в отношении человеческого общества с природой.

Для решения  задач устойчивого развития общества активно используются правовые регуляторы и механизмы, в том числе возможности экологического права как самостоятельной и особой отрасли российского права. В настоящее время эти задачи раскрыты в Федеральном законе от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Таким образом, экологическая политика государственных  органов приобретает все большую актуальность в настоящее время.

Объектом исследования в курсовой работе являются правовые основы экологического управления и  контроля.

Предмет исследования – виды экологического управления и контроля.

Цель исследования – всесторонне исследовать виды экологического управления и контроля.

Для достижения цели в курсовой работе необходимо решить задачи: рассмотреть правовой механизм охраны окружающей среды, дать определение понятиям экологического управления и контроля, рассмотреть  все виды экологического управления и контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовые основы управлением, природопользованием и охраной  окружающей среды.

 

Управление природопользованием  и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется прежде всего в процессе реализации соответствующих правовых предписаний1. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой  сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем  последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

 

    1. Понятие  и виды экологического управления.

 

В широком смысле под  управлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо)2. Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В рамках управления (а  затем – с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные правом окружающей среды, и его эффективность.

Вопрос о субъектах  управления в данной сфере тесно  связан с вопросом о видах управления. Управление природопользованием и  охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с Конституцией РФ государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассматриваемой сфере.

Так как в соответствии с экологическим законодательством  задачи по обеспечению рационального  природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, – тоже разное. Оно складывается из ряда функций управления. Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:

-создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

-подзаконное нормотворчество;

-координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

-распоряжение (управление) природными ресурсами;

-планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;

-экологическое нормирование;

-экологическая экспертиза;

-экологическое лицензирование;

-экологическая сертификация;

-экологический аудит;

-наблюдение за состоянием окружающей среды;

-учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействии;

-контроль за использованием и охраной объектов природы;

-разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

Очевидно, что не все  субъекты управления осуществляют перечисленные  функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления. Для наиболее полного осуществления функций соответствующие субъекты управленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватными правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования в соответствии с требованиями законодательства.

Общественное управление охраной окружающей среды и природопользованием – проявление демократизации экологического права. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой – о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологический контроль.

Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется задачами конкретного предприятия по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др. Специальная организация соответствующей деятельности поможет наиболее успешно решить такие задачи. При этом наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль. Управление осуществляется как функциональными службами (инженера, механика, технолога, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы. Если ранее на многих советских предприятиях создавались природоохранительные службы, то сейчас ответственность за охрану природы, как правило, возлагается на руководителя одного из функциональных подразделений, чаще всего главного инженера. Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды регулируется преимущественно локальными актами, т.е. актами предприятия, с учетом его специфики.

Информация о работе Понятие и виды экологического управления. Понятие и виды экологического контроля