Понятие и статус государственного служащего в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование системы государственной службы, попытка выработки рекомендаций по совершенствованию мер реформ в системе государственной службы в субъектах Российской Федерации.
Задачи Курсовой работы:
Рассмотреть теоретические основы организации государственной службы в Российской Федерации.
Дать понятие и рассмотреть правовые основы государственной службы.
Определить статус государственного служащего.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…...3
Глава 1 Понятие и организация государственной службы в Российской Федерации…………………………………………………………………..…….6
1.1 Историко – правовые аспекты развития законодательства о государственной службе…………………………………………………..……..6
1.2 Правовые основы государственной службы…………………………..…..11
Глава 2 Понятие и статус государственного служащего в Российской Федерации ……………………………………………………………….….…..14
2.1 Понятие государственная служба……………………………….…………14
2.2 Государственный служащий………………………………………….…….21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников и литературы………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ.docx

— 52.22 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИ

Введение……………………………………………………………………..…...3

Глава 1 Понятие и организация  государственной службы в Российской Федерации…………………………………………………………………..…….6

1.1 Историко – правовые аспекты  развития законодательства о   государственной службе…………………………………………………..……..6

1.2 Правовые основы государственной службы…………………………..…..11

Глава 2 Понятие и статус государственного служащего в Российской Федерации ……………………………………………………………….….…..14

2.1 Понятие государственная служба……………………………….…………14

2.2 Государственный служащий………………………………………….…….21

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованных источников и литературы…………………………..30

Введение

Необходимость существования государственной  службы и ее правового регулирования  обусловлена самим существованием государства с его задачами и  функциями. Весь мировой опыт и состояние  общественных отношений, даже в странах  с высокой культурой демократии, показывают, что современное общество не может нормально функционировать  и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того, чтобы Российская Федерация стала демократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения, необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат, аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальных политических, экономических и социальных реформ.

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего  класса (социальной группы, блока классовых  сил всего народа), имеет свои задачи и функции. Эти задачи и  функции практически реализуются  посредством конкретных действий личного  состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих. Государство  приобретает реальность и силу именно в этих кадрах, в контингенте его  служащих. Задачи и функции государства  становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных  государством служащих. От государственных  служащих зависит работа государства.

Государственная гражданская служба продолжает и завершает организацию  механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для  реальной, практической деятельности.

В структуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация  государственной службы, её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.

Организация государственной гражданской  службы означает её формирование для  деятельности и включает большой  круг вопросов: установление должностных  наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную  службу, подготовка кадров и повышение  их квалификации, правила продвижения  по службе, применения мер поощрения  и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения  служебных отношений, а также  некоторые другие правила. Это большая область отношений, связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

Другая сторона государственной  гражданской службы - это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий.

Каждый служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).

Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные  процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте  политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В  этих условиях особую роль приобретает  государственная служба как социально  организующий институт, как специальный  вид управленческой деятельности. И  только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного  государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач переходного периода.

Не много на заданную тему и научных  разработок, труды коллектива Российской Академии государственной службы: Романов  В.Л., Лытов Б.В., Охотский Е.В., Соколов В.М. и другие.

Актуальность курсовой работы: Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)"

Целью настоящей работы является исследование системы государственной службы, попытка выработки рекомендаций по совершенствованию мер реформ в системе государственной службы в субъектах Российской Федерации.

Задачи Курсовой работы:

  1. Рассмотреть теоретические основы организации государственной службы в Российской Федерации.
  2. Дать понятие и рассмотреть правовые основы государственной службы.
  3. Определить статус государственного служащего.

Объектом исследования являются деятельность государственных служащих.

Предметом - правовое регулирование труда государственных служащих.

В процессе исследования были применены: конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный методы исследования.

Структурно курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

Глава 1 Понятия и принцыпы организации государственной службы в Российской федерации

1.1 Историко – правовые аспекты развития законодательства о государственной службе

Государственная власть, нормируя и  интегрируя целое общество, представляет собой определенное сообщество –  государственную службу, которая, как  управляющий центр и инициативное сообщество, оказывает влияние на все российское общество. Вместе с  тем, в государственной службе отражаются особенности этого целого российского  общества. В силу того, что государственная  служба призвана осуществлять функцию  государственного управления, характер этого управления зависит от структуры  самоорганизации сообщества государственных  служащих как одного из важнейших  регуляторов социального действия. Исходя из обозначенных критериев, с  точки зрения структуры самоорганизации, рассмотрим функционирование государственной  службы в истории России.

В Древней Руси необходимость государственной  власти была продиктована потребностью снятия конфликтов между отдельными племенами, защитой от внешнего врага, обеспечением экономической интеграции. Эти функции выполняли варяги-русы, пришедшие на земли восточных славян. В основу государственного строительства был положен принцип удельного княжения, согласно которому родственники великого князя становились удельными князьями. Каждый удельный князь имел свою дружину. Общины славян, проживавшие в уделах, лишались возможности самостоятельно вести военные действия. Наличие воинского формирования удельного князя обеспечивало защиту населения подвластной территории от межплеменных конфликтов и внешнего врага. Власть сосредотачивалась в руках инициативного княжеского рода (племени). Правящий род становился основой формирующейся в то время государственной службы.

В эпоху Киевской Руси государственная  власть смогла институционально нормировать  социальные действия, добавляя западное право, которое письменно оформилось в эпоху Ярослава Мудрого. Власть оказалась способной интегрировать  в общество новые культурные ценности и социальные цели, т.е. создать механизм адаптации новых целей. Власть в  Древней Руси по характеру была инновационной, что предполагало ее плюралистическую форму, но при этом была харизматической (т.е. становящейся).

Уже в XV веке начинает нормативно оформляться  особая категория подданных, которые  именовались «служилые люди». В  частности, нормы о государственных  служащих содержатся в гл. VII Соборного  Уложения 1649 г. «О службе всяких ратных людей Московского государства»1. В 1556 г. было принято «Уложение о службе», которым регулируется труд служилых людей.2

Постепенно госслужба совершенствовалась, что обусловлено усложнением  как «внутренних», так и «внешних»  функций, реализуемых государственной  властью. Крупнейшим реформатором и  основоположником нового подхода к  регулированию труда госслужащих  в России был Петр I. Так, правовое закрепление чиновничества, как  группы населения с особым правовым положением, было оформлено при Петре I в первой четверти XVIII в. Одним из значительных достижений Петра I в этой области является «Генеральный регламент», принятый 28 февраля 1720 г.3, Указ от 17 марта 1714 г. «О фискалах и о их должностях», «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» (24.01.1722 г.) и другие нормативные акты.

На протяжении XVIII – XIX вв. приняты  многочисленные нормативно – правовые акты, посвященные регулированию  труда государственных служащих, например, Указ Павла I от 28.04.1798 г. «О правилах производства пенсиона служащим и неслужащим военным и гражданским чиновникам»4, Указ от 8.09.1802 г. «Об учреждении министерств»и другие.

Дальнейшее развитие законодательство о государственной службе получило в Положении, утвержденным Николаем I, от 14.05.1834 г. «О порядке производства и чины по гражданской службе». Данным положением вводилась система поощрений  за «усердие и похвальное отправление  служащих» и «особые труды  и достоинства чиновника».

Ключевым нормативным актом  в сфере законодательства о государственной  службе в Российской империи являлся  принятый в 1832 г. Устав «О службе по определению от Правительства». Данный документ регулировал все основные вопросы, которые ныне принято включать в институт госслужбы. Нормативные  акты, устанавливающие определенные требования к кандидату на должность  государственной службы, в российском законодательстве существовали еще  во времена Петра I, на протяжении дальнейшей истории развития отечественного государства  и права они совершенствовались, в результате чего на государственную  службу могли приниматься образованные подготовленные люди.

По Уставу «О службе по определению  от Правительства» для поступления  на госслужбу претендент должен был  удовлетворять определенным требованиям  подданства, возраста, пола, состояния  или происхождения, а также образовательного ценза. Прием на административные должности  связывался с достижением определенного  возраста, не младше 16 лет. В то же время  не существовало ограничений в приеме на государственную службу, связанных  с национальностью или вероисповеданием. Именно поэтому в законодательстве Российской империи прослеживается усиление градации чиновников в зависимости  от уровня образования, им же определялась и возможность продвижения чиновника  по карьерной лестнице. В соответствии с особым Положением Комитета министров  от 1849 г. «О порядке увольнения гражданских  чиновников за неспособностью» мотивом  увольнения могли стать не дисциплинарные или должностные нарушения, а  «общая неспособность к выполнению обязанностей по занимаемой должности» - аналог современного служебного несоответствия.

Поведению чиновника и его отношению  к службе в Российской империи  придавалось особое значение. Так, недобросовестное отношение к служебным обязанностям, нарушение нравственных норм поведения  являлись основанием к увольнению по инициативе начальства, наряду с преступлением  по службе и несоответствием занимаемой должности.

Третья фаза российского государства  начинается с эпохи советской  власти. Интеграция общества осуществлялась за счет его упрощения, сведения социальных целей к целям государства, т.е. за счет создания тоталитарного государства. Созданная целостная структура  гражданской службы была построена  по аналогии с петровским чиновничье-дворянским аппаратом.

Коммунистическая партия как социальный институт организации социальной активности оказалась способной сориентировать индивидов на стремление к достижению целей всего общества и свести к минимуму их личные цели. В то же время коммунистическая партия стала  де-факто институтом государственной  службы, что довело институциональное  нормирование до предела (опираясь при  этом на репрессивные органы государства). Результатом этого стала высокоэффективная  государственная служба, что проявилось в высоком уровне мотивации чиновников, их исключительной ориентации на общественные цели, самоотдаче в работе. При этом государственный служащий был лишен  возможности иметь личные цели, в  какой-то мере не совпадающие с общественными. Поэтому можно утверждать, что к середине 30-х гг. деятельность государственных служащих управлялась высокоэффективными средствами мотивации, общество отличалось высоким уровнем интеграции, но достигнуто это было за счет репрессий индивидуальных целей личности, т.е. тоталитаризма.

С 90-х гг. начинается новый этап развития государственной службы. Несмотря на то, что в России возникли институты  власти, аналогичные институтам власти плюралистического западного общества, данные институты постепенно интегрируются в целостный комплекс под влиянием традиционной иерархической тенденции.

Подводя итог рассмотренному периоду  развития государственной службы, можно  сделать вывод о том, что исторически  установлены особенности социологической  модели организации государственной  службы. Эти особенности характеризуются  следующими положениями.

Во-первых, традиционно на протяжении семи столетий существовала иерархическая форма организации российской государственной службы.

Во-вторых, данная форма возрождалась вновь, после периодов «смут» (эпох дезинтеграции и коллапса).

В-третьих, иерархическая форма организации оказалась способной транслироваться из корпорации государственной службы в отдельные российские сообщества, что также доказывает ее роль как социального регулятора.

Информация о работе Понятие и статус государственного служащего в Российской Федерации