Понятие и содержание экономического механизма охраны окружающей природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:32, контрольная работа

Описание работы

Существующая в наши дни в России Система экономического механизма охраны окружающей среды включает в себя:
 ведение кадастров;
 планирование природопользования;
 финансирование природоохранной деятельности и система экологических фондов;
 система платежей за природные ресурсы и за загрязнение окружающей среды;
 экологическое страхование;
 эколого-экономическое стимулирование.
Для раскрытия темы данной контрольной работы нам необходимо рассмотреть все эти аспекты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Понятие и содержание экономического механизма охраны окружающей природной среды……………………………….................. 5
1. Кадастр природных ресурсов……………………………………... 6
2. Планирование природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………..
9
3. Финансирование природоохранной деятельности и система экологических фондов……...…………………............................... 12
4. Система платежей за природные ресурсы и за загрязнение окружающей среды..……………………………………………….
14
5. Экологическое страхование……….……………………................ 17
6. Эколого-экономическое стимулирование…….…………………. 19
Заключение………………………………………………………………… 23
Задача №1……………………...……………………………... 24
Задача №2…………………………………………………….. 26
Список использованной литературы…………………………………….. 30

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 87.82 Кб (Скачать файл)

Типовое положение определяет конкретные убытки, которые страховщиком не возмещаются.

Это убытки:

  • связанные с генетическими последствиями загрязнения окружающей природной среды;
  • причиненные работникам страхователя во время их нахождения на службе (работе);
  • связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия договора;
  • штрафы, неустойки и т.п.;
  • ущерб имуществу, находящемуся на территории, принадлежащей, занимаемой, используемой, находящейся под охраной или под контролем страхователя.19

 

  1. Эколого-экономическое стимулирование

Среди возможных способов экономического стимулирования рационального природопользования можно выделить:

  • установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;
  • освобождение от налогообложения экологических фондов;
  • передачу части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
  • установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;
  • применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
  • введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;
  • применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации механизм экономического стимулирования практически не работает, так как правовое регулирование реальной поддержки предприятий, внедряющих современные прогрессивные технологии или вкладывающих немалые средства в модернизацию производства, внедрение технологий по использованию вторичных ресурсов и переработке отходов, недостаточно.

В условиях рыночной экономики вполне разумно вовлекать в природоохранную деятельность главных субъектов — предпринимателей. Создавая им необходимые благоприятные условия работы на рынке экологических товаров, работ и услуг, государство способно решить проблему недостатка финансирования отдельных областей природоохранной деятельности.

Однако на сегодняшний день реальной поддержки экологического предпринимательства не осуществляется по  целому ряду причин: закон не дает определения предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, и не уточняет, какими способами осуществляется государственная поддержка такой деятельности. Таким образом, механизм государственной поддержки отсутствует.

Модельный закон «Об основах экологического предпринимательства», принятый на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблееи государств — участников СНГ, предлагает установление на законодательном уровне следующих понятий:

Экологическое предпринимательство — производственная, научно-исследовательская, кредитно-финансовая: деятельность по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг, имеющая целевым назначением обеспечение сохранения и восстановления окружающей среды и охрану природных ресурсов.

Продукция (работы, услуги) природоохранного назначения — часть объектов гражданских прав, использование которых обеспечивает охрану окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов.

Субъекты экологического предпринимательства — юридические лица независимо от организационно-правовой формы и предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие в соответствии с уставными документами в качестве основного направления деятельности производство продукции, выполнение работ и услуг природоохранного назначения. Такие предприятия, которые производят продукцию природоохранного назначения не менее чем на 75% от объема всех производимых товаров.

В целях стимулирования производства и потребления продукции природоохранного назначения законодательством могут устанавливаться следующие меры:

1) полное или частичное  освобождение от налога на  добавленную стоимость;

2) ускоренная амортизация  основных фондов, являющихся продукцией  природоохранного назначения;

3) освобождение от налогообложения  фиксированной части прибыли  субъектов предпринимательства, направляемой  на приобретение продукции природоохранного  назначения;

4) включение затрат на  приобретение продукции природоохранного  назначения в себестоимость продукции  прочих субъектов экологического  предпринимательства.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами и иными документами.

В настоящее время государство ищет пути из кризисной ситуации экологии. Создаются и реализуются Государственные программы, Федеральные целевые программы и т.д., а так же использует метод «кнута и пряника» в регулировании отношений между природой и человеком. Оно требует плату за пользование и за причинение вреда окружающей среде, а с другой стороны, за «примерное поведение» можно получить льготы на деятельность. В самом деле, благие призывы - “не сорить”, в обязательном порядке должны быть подкреплены комплексом экономических и других мер воздействия на тех, кто эти призывы игнорирует. Об охране экологии, в век бизнеса, нельзя говорить иначе, как в экономических категориях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача №1

Гражданин Никитин на территории городского зоопарка поймал лебедя, и при попытке вывезти тушку убитой им птицы был задержан охраной зоопарка. Определите характер возникших правоотношений. Дайте правовую квалификацию действий гражданина Никитина.

 

Согласно ст. 14 УК РФ21 данное деяние относится к разряду преступных и возникшее правоотношение носит уголовно-правовой характер.

Начнем с того, что прежде, чем вынести тушку птицы, гр-н Никитин убил лебедя. Видимо, у него было корыстные цели. Исходя из этого, необходимо взять во внимание ст. 245 УК РФ «Жесткое обращение с животными», по которой преступник «наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев».22

Также необходимо заметить, что лебедь не является объектом экологических правоотношений, поскольку «животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации».23 Таким образом, лебедь – собственность зоопарка.

Раз гражданин Никитин вынес тушку убитого лебедя, значит, совершил кражу (согласно ч.1 ст.158 УК РФ24). Если стоимость лебедя не превышает    1 тыс. руб., то преступление рассматривается как мелкое хищение в соответствии со ст. 7.27 КоАП РФ25. А по п.1 ст.15 ч.1 ГК РФ26 собственник может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков со стороны Никитина, т.к. вернуть лебедя в живом виде не удастся.

Если лебедь был занесен в Красную книгу, то зоопарк вправе потребовать дополнительного возмещения ущерба.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача №2

Работником лесной охраны был задержан водитель швейной фабрики Жирнов во время выгрузки им из автомобиля бытового мусора в лесоохраной зоне по факту правонарушения был составлен акт. Как выяснилось, сброс промышленного и бытового мусора осуществлялся по указанию директора фабрики Склярова. Подобные факты имели место и ранее. Назовите субъектов правонарушения и меру их ответственности. Дайте общую характеристику правового режима природоохранных зон. 

 

Субъект правонарушения - это деликтоспособное лицо (физическое, юридическое), совершившее правонарушение. Деликтоспособность - это предусмотренная нормами права способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Деликтоспособность физического лица связывается с понятиями: «возраст», «вменяемость».27

В данной задаче субъектами являются директор фабрики Скляров и водитель Жирнов. Скляров имел прямой умысел, а Жирнов – косвенный, т.к. сознательно допустил свершившееся.

Ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами» может послужить решением этой ситуации. Данное совершенное правонарушение «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».28

В соответствии с вышеуказанным, можно определить меру ответственности субъектов правонарушения:

На фабрику накладывается штраф от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; директор Скляров, как должностное лицо, обязан уплатить штраф от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; водитель Жирнов, поскольку данные действия скорее всего не входят в его должностные инструкции, действовал как гражданин РФ, следовательно, должен уплатить штраф от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Правовой режим природоохранных зон.

Под правовым режимом природных объектов понимается совокупность правовых методов и мер регулирования общественных отношений по поводу земли, недр, вод, других природных богатств как объектов собственности, пользования и охраны.

При регламентации использования природных ресурсов и их охраны от вредных воздействий общими являются требования, касающиеся:

• основ регулирования права природопользования, включая регулирование видов природопользования (общего и специального, с учетом целей природопользования и др.), юридически значимых принципов природопользования, субъектов и объектов природопользования, оснований возникновения, изменения и прекращения права природопользования;

•   информационного обеспечения природопользования и охраны природных объектов относительно прав на информацию о состоянии природных объектов, источников правовой информации, учета и отчетности, кадастров природных ресурсов, мониторинга окружающей среды и отдельных природных объектов и др.;

•   экологического нормирования, в части нормирования качества почв, водных объектов, атмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий на природные объекты,  нормирования предельно допустимого изъятия (использования) природных ресурсов;

•   оценки воздействия намечаемой деятельности на почву, воды, недра, растительные ресурсы, объекты животного мира и выработки при этом специальных мер по их использованию и охране, а также организации и проведения государственной и общественной экологической экспертизы.

•   лицензирования и заключения договоров на природопользование и осуществление иной экологически значимой деятельности;

•   экологической сертификации природных объектов, товаров и услуг;

•   экологического аудита;

•   осуществления экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, включая регулирование планирования и финансирования мероприятий в данной сфере, платы за природопользование, экологическое страхование, меры экономического стимулирования;

•   экологического государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного контроля в области рационального использования и охраны земель, вод, недр и иных объектов окружающей среды;

•   применения мер дисциплинарной, административной, уголовной, конституционной и гражданско-правовой ответственности за нарушение правил использования и охраны земель, вод, недр, лесов, атмосферного воздуха, объектов животного мира, правил охраны окружающей среды.29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Л.А. Муравья. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 386 с.

Информация о работе Понятие и содержание экономического механизма охраны окружающей природной среды