Понятие и содержание экономического механизма охраны окружающей природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:32, контрольная работа

Описание работы

Существующая в наши дни в России Система экономического механизма охраны окружающей среды включает в себя:
 ведение кадастров;
 планирование природопользования;
 финансирование природоохранной деятельности и система экологических фондов;
 система платежей за природные ресурсы и за загрязнение окружающей среды;
 экологическое страхование;
 эколого-экономическое стимулирование.
Для раскрытия темы данной контрольной работы нам необходимо рассмотреть все эти аспекты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Понятие и содержание экономического механизма охраны окружающей природной среды……………………………….................. 5
1. Кадастр природных ресурсов……………………………………... 6
2. Планирование природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………..
9
3. Финансирование природоохранной деятельности и система экологических фондов……...…………………............................... 12
4. Система платежей за природные ресурсы и за загрязнение окружающей среды..……………………………………………….
14
5. Экологическое страхование……….……………………................ 17
6. Эколого-экономическое стимулирование…….…………………. 19
Заключение………………………………………………………………… 23
Задача №1……………………...……………………………... 24
Задача №2…………………………………………………….. 26
Список использованной литературы…………………………………….. 30

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 87.82 Кб (Скачать файл)

Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.

Особо важную роль в рациональном использовании природных ресурсов и охране окружающей природной среды играют программно-целевое планирование и государственное прогнозирование.11 Цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития РФ, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ определены Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

В настоящее время реализуется Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, ответственный исполнитель которой Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В паспорте программы обозначена цель – повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем. Задачами являются:

  • снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики;
  • сохранение и восстановление биологического разнообразия России;
  • повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;
  • организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике.

Государственная программа РФ "Охрана окружающей среды" включает в себя:

5 подпрограмм:

"Регулирование качества  окружающей среды";

"Биологическое разнообразие  России";

"Гидрометеорология и  мониторинг окружающей среды";

"Организация и обеспечение  работ и научных исследований  в Антарктике";

"Обеспечение реализации  государственной программы Российской  Федерации "Охрана окружающей  среды" на 2012 - 2020 годы";

Федеральные целевые программы:

"Охрана озера Байкал  и социально-экономическое развитие  Байкальской природной территории  на 2012 - 2020 годы";

"Создание и развитие  системы мониторинга геофизической  обстановки над территорией Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" (совершенно секретно, приложение № 6).12

 

  1. Финансирование природоохранной деятельности и система экологических фондов

Очевидна теснейшая связь планирования рационального природопользования и охраны окружающей среды с решением проблем финансирования в данной сфере. Адекватное финансирование – важнейшее условие решения экологических задач. Охрана природы – финансовоёмкое направление деятельности.13

В условиях реструктуризации экономики изменяется и структура финансирования предприятий в части природоохранной деятельности – увеличивается использование средств самого предприятия на решение собственных экологических проблем при сокращении бюджетных ассигнований.

Естественно, в финансировании природоохранной деятельности большую роль играют бюджеты всех уровней. Главное в использовании средств бюджета – участие предприятий в реализации крупных экологических программ федерального, республиканского или муниципального уровней.

Внебюджетное финансирование производится из внебюджетных государственных экологических фондов, система которых создана в 1992 г. Фонды формируются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, граждан в качестве платы за загрязнения окружающей среды, штрафов по искам о возмещении вреда и т.д.

Средства экологического фонда распределяются следующим образом: 60% – на реализацию природоохранных мероприятий местного значения; 30% – областного и 10% – федерального. Формирование фондов напрямую зависит от уровня поступления средств за нарушение природоохранной деятельности.

Средства предприятия, используемые на охрану окружающей среды, могут быть получены путем:

·      применения более дешевых ресурсов;

·      снижения энергетических затрат на единицу продукции;

·      внедрения современных ресурсосберегающих технологий;

·      экологизации производства, результатом которой является получение экологически чистой продукции, повышающей конкурентоспособность предприятия;

·      переработки отходов и т.п.

Важным условием достижения цели экологического менеджмента служит финансовый анализ деятельности предприятия – анализ финансовой рентабельности, потребностей в финансировании и возмещения затрат.

Важнейшим источником средств при экологизации производства является полный учет интересов охраны окружающей среды при разработке проектно-сметной документации.

Главный вопрос – где взять деньги для новейших технологий и выпуска высококачественной продукции? Международный и российский опыт переходной экономики дает шанс получить средства путем:

·      приватизации;

·      продажи части природных ресурсов;

·      сдачи во временную аренду помещений, которые не могут на ближайшую перспективу участвовать в модернизации производства;

·      принятия решений лучшими конструкторско-технологическими силами для модернизации предприятия.

Экологизация производства заставляет руководство предприятием искать все возможные варианты сокращения издержек, связанных с давлением на окружающую среду.14

 

  1. Система платежей за природные ресурсы и за загрязнение окружающей среды

Платность  - один из главных принципов природопользования. Платность подразумевает достижения целей:

- источник пополнения  бюджетов (государственного и местного  уровня) и экологических фондов;

- стимулирование рационального  использования ресурсов и повышение  природоохранительной деятельности.

В соответствии со ст.13 Налогового кодекса РФ выделяют два виды платежей – за пользование природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за пользование природными ресурсами:

За пользование землей необходимо заплатить земельный налог, арендую плату и нормативную цену земли; при пользовании недрами – платежи за пользование недрами (разовые и регулярные), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы, сбор за участие на аукционе, сбор за выдачу лицензии, плата за геологическую информацию о недрах; использование водными объектами предполагает плату за пользование водными объектами (водный налог), плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов и сбор за выдачу лицензий на водопользование; платежами за пользование лесным фондом являются лесные подати и арендная плата; за использование растительных ресурсов взимается плата за сбор лекарственных трав и сырья, не древесных ресурсов и за заготовку технического сырья; за ресурсы животного мира следует осуществить плату за пользование животным миром и арендную плату за пользование охотничьими угодьями.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

    • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
    • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
    • загрязнение недр, почв;
    • размещение отходов производства и потребления;
    • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
    • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.15

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральным законодательством. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ.

Выделяется несколько правовых режимов платы:

  • плата за загрязнение в рамках предельно допустимых нормативов. Так как соблюдение указанных нормативов рассматривается как наиболее экологически предпочтительное поведение субъекта хозяйственной и иной деятельности, государство связывает такое поведение с предоставлением последнему льготы в виде отнесения платежей за загрязнение на себестоимость производимой продукции (работ, услуг);
  • плата за загрязнение с превышением предельно допустимых нормативов, но в пределах лимитов, временно согласованных нормативов. Правовой режим платы за загрязнение в данном случае менее выгоден для природопользователя, гак как плата взимается в повышенном размере  относится на получаемую прибыль или на иные средства природопользователя;
  • загрязнение с превышением лимитов означает поведение субъекта, выходящее за рамки предписанного. Плата за выбросы в части превышения лимитов в этом случае носит скорее штрафной характер и увеличивается в пятикратном размере по сравнению с платой за загрязнение в установленных лимитах;
  • загрязнение при отсутствии разрешения (лицензии). Масса выбросов считается сверхлимитной, оплачивается в 25-кратном размере по сравнению с базовыми нормативами и относится на прибыль.

Сверхлимитное загрязнение, а также загрязнение при отсутствии разрешения (лицензии) не рассматривается в КоАП в качестве состава правонарушения. Некоторые авторы высказывают мнение, что данное поведение субъектов должно расцениваться как противоправное поведение, а следовательно, как экологическое правонарушение.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду нельзя рассматривать как индульгенцию со стороны государства, так как их уплата не освобождает субъектов хозяйственной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и от возмещения наносимого ей

вреда.16

  1. Экологическое страхование

Экологическое страхование  - отношения по защите имущественных интересов физических лиц и организаций на случай экологических рисков за счет средств специальных фондов.

Экологическому страхованию подвергаются интересы:

- связанные с жизнью, здоровьем  страхователя или застрахованного  лица (личное страхование);

- связанные с владением, пользованием, распоряжением природными ресурсами иным имуществом (имущественное страхование);

- связанные с возмещением  страхователем причиненного им  вреда личности или имуществу  физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности)17

В Российской Федерации может осуществляться как добровольное, так и обязательное государственное экологическое страхование.

Главным документом при заключении добровольного страхования является Типовое положение18, на основании которого страховая организация предоставляет защиту страхователям за ущерб, непреднамеренно и внезапно причиненный третьим лицам.

Страхователями являются расположенные на территории РФ предприятия, оформленные как юридические лица (при нахождении за пределами РФ фирма должна иметь производственные мощности в стране).

Объект экологического страхования – риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении претензии к выполнениям условий конкретного договора страхования.

Страховой случай – внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий. В Типовом положении определены страховые события, по которым страховщик не несет ответственности:

  • прямо или косвенно связанные с последствиями военных действий, восстаний, путчей, забастовок, внутренних беспорядков, боевых действий;
  • вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива;
  • связанные с умышленными действиями страхователя при условии, что он знал вредные последствия;
  • вызванные нарушением законов и других нормативных актов;
  • связанные  с  управлением  производства персоналом,  не уполномоченным на это или просрочившим время инструктажа, переподготовки, а также лицами, страдающими душевными болезнями и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность;
  • некоторые другие страховые события.

Страховые отношения возникают при заключении договора между страхователем и страховщиком.

Страховое возмещение включает в себя:

  • компенсацию    ущерба,    вызванного    повреждением    или гибелью имущества;
  • сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;
  • расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика;
  • расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем;
  • связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы по улаживанию любых исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика.

Информация о работе Понятие и содержание экономического механизма охраны окружающей природной среды