Перераспределительные функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:51, доклад

Описание работы

Политика распределения — важное направление деятельности любого государства. Проблема, однако, в том, что не только крупным сообществам, не схожим по своей культуре, традициям, верованиям, но и многим индивидам внутри каждого из таких сообществ свойственны неодинаковые представления о желательности и справедливости различных вариантов распределения.

Файлы: 1 файл

Политика распределения.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

- монопольная власть предоставляется  только на один период, искатели  ренты нейтральны к риску.

Используя условный пример, Р. Познер доказал, что конкурентный поиск ренты ведет к ее полной растрате, т.е. потере для общества. Исследования Познера позволили сформулировать два принципиально важных вывода: 1) потери общества от монополии существенно недооценивались; 2) потери от монопольной власти, возникающей вследствие государственного регулирования, превышают потери от монополии в условиях отсутствия государственного вмешательства.

2. Модель неконкурентного поиска ренты (модель лотереи), предложенная Г. Таллоком в 1980 г. В соответствии с этой моделью, рентоориентированное поведение (поиск ренты) рассматривается как игра типа лотереи, участники которой могут оказывать влияние на свои возможности на получение ренты посредством сопоставления предельных инвестиций в процесс поиска ренты с ожидаемым предельным выигрышем. Представители неоклассической теории благосостояния заметили, что перемещение ренты от одной группы к другой обходится обществу небесплатно. Борьба за нее может поглощать много времени и усилий, требовать значительных материальных и финансовых ресурсов. Максимизация рентных доходов может быть обеспечена различными способами, причем в зависимости от характера воздействия выбранных способов на благосостояние общества активность предпринимателей делится на «поиск прибыли».В случае, когда стремление максимизировать ренту обеспечивает приращение общественного благосостояния, такое поведение трактуется как производительная деятельность и за ним закрепляется определение «поиск прибыли»: оно может включать в себя любую деятельность, отвечающую этому условию. Но, говоря словами основателя теории поиска ренты Г. Таллока, предприниматель может с поиска «хорошей» ренты, то есть прибыли, переключиться на поиск «плохой» ренты. Для этого он может инвестировать ресурсы в лоббирование. (Лоббирование - это влияние заинтересованных групп на принятие решений властными структурами.) Подобное стремление обрести монопольную власть через действия правительства можно трактовать как поиск ренты – затраты ресурсов на ее получение представляют собой чистые потери общества.

Рентоориентированное  поведение является непродуктивным, так как требует затрат, но не производит новой стоимости общественного  продукта. В реальной жизни данное правило подтверждается не всегда, т.к. при анализе рентоориентированного поведения следует учитывать нижеследующие моменты: а) некоторые типы ренты могут стимулировать инновации, инвестиции и экономический рост, поэтому они являются социально-желательными; б) рентоориентированное поведение может породить такой экономический эффект, который превзойдет первоначальные рентные издержки. Действительно, перспектива получения рентных доходов может стимулировать производственную деятельность в случае создания в перспективе большей величины прибавочной стоимости, чем рентные затраты. В связи с этим, анализ рентоориентированного поведения предполагает дифференциацию «эффективных» и «неэффективных» рент.

«Эффективные» ренты являются продуктивными, предопределяющими  увеличение общественного продукта, создающими дополнительную общую стоимость в экономике. Они порождают стимулы к такому поведению, которое способствует росту общей Парето-эффективности экономики.

«Неэффективные» ренты являются контр-продуктивными, предопределяющими уменьшение общественного  продукта. Они способствуют снижению общей Парето-эффективности экономики.

Умение дифференцировать «эффективные» и «неэффективные»  ренты является необходимым условием разработки адекватной экономической  политики государственных структур. В то же время, один и тот же вид  ренты может быть как «эффективным», так и «неэффективным». В качестве примера можно привести монополистическую ренту.

Монополистическая рента возникает, когда монополист имеет возможность существенно  завышать цену по сравнению с предельными  издержками производства и получать сверхприбыль за счет присвоения излишка потребителя. При этом потребители несут потери от завышенных цен на товары и услуги, а общество в целом недополучает общественную стоимость непроизведенных товаров и услуг. Кроме того, абсолютный монополист лишается стимулов к постоянному совершенствованию производственного процесса. В результате общество не реализует возможности улучшения качества товаров и услуг и снижения цен и тарифов на них.

Положительную роль в экономической системе  играет также временная «рента инноватора» (шумпетерианская рента), возникающая вследствие более низких издержек производства (по сравнению с конкурентами) или уникальности и востребованности принципиально нового продукта. Такая рента создает стимулы для инноваций, модернизации, создания новых технологий и машин, более совершенных способов организации производства. Поведение экономических агентов, ориентированное на поиск шумпетерианской ренты, явилось движущей силой технического прогресса рыночных экономических систем.

В условиях преобладания монопольных тенденций возможна реализация двух вариантов стратегии  рентоориентированного поведения. Первый вариант основан на использовании  инвестиций в целях совершенствования  процесса индивидуального воспроизводства. Второй вариант основан на поиске путей обеспечения устойчивости посредством использования ресурсов государства. При этом цели, которые ставятся и достигаются субъектами при реализации данных стратегий, могут существенно различаться, но в любом случае их достижение выражается в получении результата, величина которого в определенной степени зависит от объема и интенсивности их усилий и затрат.

Результатом «провала»  власти над деятельностью экономических  агентов является «сдвиг издержек»  между эффективными и неэффективными для общества посредством максимизации индивидуальных доходов рентного типа, т.е. изменение издержек получения единицы дохода в пользу неэффективной деятельности. Это означает, что для экономического агента индивидуальные издержки неэффективного поведения оказываются заниженными.

Результатом «сдвига  издержек» является «сдвиг мотивации» в поведении агентов экономической  системы, который приводит к возникновению  «разрыва» между индивидуальными  мотивами и общественной полезностью. Как уже отмечалось, «сдвиг мотивации» заключается в том, что, с одной стороны, возникает «подавленная» мотивация (антистимулы) к социально-продуктивной деятельности и, с другой, создается «избыточная» мотивация к неэффективной деятельности (рентоориентированному поведению). «Подавленная» мотивация к эффективной деятельности проявляется в двух измерениях: а) «пространственное» измерение (ограниченность диапазона общественно значимых целей, реализуемых экономическим агентом); б) «временное» измерение (краткосрочность экономических интересов и хозяйственных планов).

Стремление  получить исключительные права на осуществление того или иного вида деятельности — далеко не единственная форма рентоориентированного поведения. Другой формой является деятельность, направленная на создание правил, обеспечивающих преимущественное положение по сравнению с иностранными производителями. Она может принимать форму блокирования законов, позволяющих осуществлять прямые иностранные инвестиции, с одной стороны, и ужесточение режима импорта близких заменителей — с другой. Последнее обстоятельство прямо противоречит основополагающему принципу: добровольный обмен (на основе использования сравнительных преимуществ в производстве) взаимовыгоден. Способ распределения выгод между различными группами экономических агентов имеет значение. Поскольку это распределение зависит от существующих институтов, то возникают стимулы рентоориентированного поведения, направленные на присвоение возможно большей части потенциальных выгод, что, в свою очередь, приводит к сокращению общего размера выигрыша.

Современное понятие  ренты также включает в себя доходы, путём манипулирования законодательными или экономическими условиями, а  не путем производства и реализации товаров и услуг. Деятельность экономических  агентов, направленная на извлечение ренты, получило название «рентоориентированное поведение». Оно противопоставляется рыночному поведению, ориентированному на получение прибыли, при котором происходит производство дополнительной стоимости за счёт взаимовыгодных трансакций между экономическими агентами, что влечет рост общественного благосостояния. А рентоориентированное поведение не подразумевает прироста благосостояния, а только перераспределение в чью-либо пользу уже имеющегося.

Государственные чиновники принимают хозяйственные  решения, распоряжаясь при этом не собственными (личными, частными), а чужими (государственными) ресурсами. При этом эффективность использования последних лишь весьма косвенно сказывается на уровне индивидуальных доходов чиновников. В таких ситуациях объективно имеются стимулы для возникновения рентоориентированного поведения – стремления получить личную выгоду от принятия хозяйственных решений в свою пользу (в пользу «нужного» контрагента).

Предотвратить рентоориентированное поведение чиновников могут лишь два фактора – высокие нравственные устои индивида и жесткий общественный (включая государственный) контроль за использованием бюджетных средств и иного государственного и муниципального имущества. В современной России второй из этих факторов крайне ослаблен, уровень легальной защиты правомочий собственности, договоров и контрактов очень низок, слабая система исполнения судебных решений фактически только начинает формироваться, поэтому масштабы рентоориентированного поведения очень значительны.

Методы  присвоения ренты многочисленны, но особое значение имеют следующие: спекуляция, субсидии на импорт, льготные кредиты и номенклатурная приватизация, выгода от обычной монополии, доходы от муниципальной недвижимости, коррупция.

Часто приводимым примером ренты является институт выдачи лицензий (медальонов) водителям такси. В той степени, в которой данная мера ограничивает общее предложение (не рассматривая вопросы обеспечении компетентности и качества обслуживания), запрет деятельности таксистов, не имеющих медальонов, приводит к получению владельцами медальонов дополнительных доходов от обычных рыночных трансакций.

Рентоориентированное  поведение в области экономического регулирования часто возникает  в форме лоббирования. Связанной  с этим концепцией является захват государства, относящийся к соглашениям между фирмами и правительственными агентствами, призванными регулировать их деятельность, что приводит к расширению возможностей по извлечению ренты, особенно в ситуациях, когда агентство опирается на информацию о рынке, предоставляемую самой фирмой.

Концепция рентоориентированного  поведения также применяется  к описанию коррупции чиновников, требующих и получающих взятки за применение предоставленных им властных полномочий по собственному усмотрению. Примером являются чиновники налоговой службы, получающие взятки за снижение налоговой нагрузки на своих клиентов.

Конечно, действия, направленные на перераспределение, могут быть намного более разнообразны. В частности, что касается транспорта, они могут принимать форму запрета или ограничений на использование автомобилей с правым рулевым управлением, запрета на использование чиновниками иномарок (хотя в эксплуатации они могут быть существенно дешевле). Другим примером служат количественные ограничения или ужесточение требований к качеству импортируемой продукции (дискриминация по качеству).

Вывод

К сожалению, российская экономика становится все более  рентоориентированной. Этому, в первую очередь, способствовал переход  на рыночную экономику и масштабная приватизация. В такие моменты соблазн рентоориентированного поведения велик, и стимулы предпринимательства снижаются, и все желают преуспеть в распределении приватизируемой стоимости. Но при рентоориентированном поведении преуспевают не новаторы, обладающие предпринимательским талантом, а наоборот – чиновники, злоупотребляющие властными полномочиями, которым удается узурпировать права на государственные ресурсы, в том числе прибегая к криминалу.

Во-вторых, сырьевой характер российской экономики подразумевает, что прибыль, получаемая в добывающих отраслях, имеет экономическую природу ренты – дохода от фактора земля. В-третьих, монополизация топливно-энергетического комплекса, металлургии и других отраслей первичного сектора экономики способствует увеличению размеров извлекаемой ренты в виде монопольной надбавки в цене.

Особенностью  российской экономики является то, что рентоориентированное поведение  присуще абсолютно всем секторам экономики: государственным чиновникам, фирмам, наемным работникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы – ответы

1)Кем был  введен термин был рентоориентированное поведение?

 

Термин «рентоориентированное поведение» был введен А. Крюгер в 1974 году. Однако сама теория была разработана Г. Таллоком в 1967 году.

 

2)Как ты  говорила, что коррупция является  одним из видом рентоориентированного поведения. Ты можешь назвать причины ее появления, и если не трудно назови какой выход ты предстаешь из коррупционной зависимости?

 

Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан.

Каким я вижу выход из коррупционной зависимости

1.Усилив мотивацию  чиновников, подняв им зарплату  до приемлемого уровня, предоставив  определенные льготы. Сделать так,  чтобы человек боялся потерять свою работу, понимал, что лучшую он вряд ли где найдет.

2. Создать жесткую  систему контроля и самоконтроля. Усилить наказание за коррупционные  деяния.

3. Попробовать доказать  людям, что жить без коррупции  все же легче, чем с ней.  И это самая большая проблема.

Информация о работе Перераспределительные функции государства