Ответственность водопользователей за нарушение законодательства об охране вод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:52, реферат

Описание работы

Предусматривая развернутую правовую регламентацию отношений водопользования, государство добивается строгого соблюдения водного законодательства как самими водопользователями, так и другими предприятиями, организациями, учреждениями, а также гражданами. Государство защищает установленные им права водопользователей от всяких посягательств и в то же время требует от самих водопользователей неуклонного выполнения возложенных на них обязательств. Тем самым осуществляется защита права водопользования в субъективном и объективном смысле, т.е. как субъективного права предприятий, организаций, учреждений и граждан, так и института водного права.

Файлы: 1 файл

Ответственность водопользователей за нарушение законодательства об охране вод.docx

— 47.98 Кб (Скачать файл)

Ответственность водопользователей за нарушение  законодательства об охране вод

 

Предусматривая развернутую  правовую регламентацию отношений  водопользования, государство добивается строгого соблюдения водного законодательства как самими водопользователями, так  и другими предприятиями, организациями, учреждениями, а также гражданами. Государство защищает установленные  им права водопользователей от всяких посягательств и в то же время  требует от самих водопользователей  неуклонного выполнения возложенных  на них обязательств. Тем самым  осуществляется защита права водопользования  в субъективном и объективном  смысле, т.е. как субъективного права  предприятий, организаций, учреждений и граждан, так и института  водного права.

В целях защиты права водопользования  законодательство предусматривает  систему мер, направленных на пресечение правонарушений в той области  и восстановление нарушенных прав водопользователей. Применение всех этих мер происходит обычно путем приведения в действие механизма юридической ответственности  за нарушение водного законодательства, которая наряду с системой государственного управления и контроля, приобретает  исключительно важное значение в  деле защиты права водопользования1.

Ответственность за нарушение  права водопользования рассчитана на то, чтобы в необходимых случаях  принуждать водопользователей к  выполнению своих обязанностей перед  государством и другими субъектами права. Вместе с тем она имеет  целью принуждать государственные  органы, предприятия, учреждения, организации, отдельных должностных лиц и  граждан к такому поведению, при  котором обеспечивалась бы защита законных прав и интересов водопользователей, законность всех действий, связанных  с организацией использования и  охраны вод в нашей стране.

Ответственность выражается прежде всего в установлении и  применении санкций к предприятиям, учреждениям, организациям и лицам  за их действия или бездействие, нарушающие требования об обязанностях водопользователей  или гарантированные законом  права водопользователей. Санкции  применяются к предприятиям, учреждениям, орга низациям и лицам, виновным в  нарушении права водопользования. Факт правонарушения и вина правонарушителя  лежат на основе ответственности  в субъективном и объективном  смысле1.

По субъекту различаются  правонарушения, совершаемые самими водопользователями и совершаемые  другими лицами и организациями, посторонними по отношению к водопользователю.

К первой группе правонарушений следует отнести неисполнение водопользователями своих обязанностей перед государством и другими субъектами права. Ко второй - нарушения субъективных прав тех  или иных водопользователей со стороны  государственных органов, правомочных  регулировать водопользование, решать вопросы предоставление или изъятия  водных объектов и т.п., а также  со стороны других государственных  органов, либо других водопользователей  или иных посторонних субъектов.

Данная классификация  видов нарушений пра ва водопользования  имеет значение для определения  конкретных субъектов, ответственности  и характера и применяемых  к ним санкций.

Если правонарушение заключается  в неисполнении обязанностей водопользователем, то последний должен нести имущественную  ответственность перед государством или другими субъектами, а в  установленных законом случаях  он может быть лишен права пользования  тем или иным водным объектом. Кроме этого в этих случаях могут быть привлечены к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности должностные лица, по вине которых водопользователь не исполнил лежащих на нем обязанностей.. При условии, если правонарушение повлекло убытки для самого водопользователя - правонарушителя может быть поставлен вопрос о их возмещении виновными лицами в установленном порядке и в пределах допустимого по закону размера материальной ответственности этих лиц1.

Если в результате правонарушения нарушены субъективные права водопользователей  посторонними организациями и лицами, то последние долж ны нести материальную ответственность перед потерпевшим  водопользователем, наряду с этим виновные должны привлекаться к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.

В зависимости от объектов, на которые посягают нарушители права  водопользования, различаются правонарушения, связанные с нарушением права  государственной собственности  на воды, правонарушения, связанные  с нарушением порядка рационального  использования и охраны вод, а  также самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование  и самовольное производство гидротехнических работ.

Вторая группа правонарушений выражается непосредственно в изменении  качества вод, их загрязнении, засорении, истощении: сброс сточных вод  с превышением установленных  норм; иные случаи загрязнения и  засорения вод; ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и  засорение вод или их вредное  воздействие, непринятие мер по предотвращению вредного воздействия вод, в частности, мер по защите от наводнений1.

К третей группе относятся  нарушения порядка водопользования, уничтожение или повреждение  водохозяйственных сооружений или  устройств, строительство новых  либо реконструкция существующих объектов, могущих вызвать изменения водного  режима, без разрешения водохозяйственных  органов и т.п.

Каждый из перечисленных  видов нарушений права водопользования  характеризуется присущими ему  специфическими признаками, которые  лежат в основе юридической квалификации правонарушений, выбора видов и мер  ответственности, применяемых к  правонарушителям.

Все виды нарушений права  водопользования перечислены в  Водном кодексе Республики Башкортостан от 13 июля 1993 года (ст. 74), где указывается  на то, что лица виновные в их совершении несут уголовную или административную ответственность. Это последнее  обстоятельство имеет очень важное значение для действия всего механизма  ответственности в области водного  законодательства.

Применительно к видам  ответственности нарушения права  водопользования подразделяются на преступления, административные и дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты. Такая классификация видов  водных правонарушений тесно переплетается  с предыдущими классификациями  и дополняет их.

 

3.1. Порядок выявления  правонарушения.

 

Одной из основных задач органов  по регулированию использования  и охране вод при выполнении возложенных  на них функций является проведение мероприятий, предупреждающих нарушения установленных условий водопользования, выявление причин и последствий нарушения водного законодательства, оформление документов для привлечения виновных лиц к ответственности.

Выявляются нарушения  в водопользовании в результате плановых проверок рационального использования  вод, выполнения мероприятий по ох ране водных объектов от загрязнений. Засорения  и истощения, а также проверки работы очистных сооружений и условий  сброса сточных вод; внеплановых  проверок по заданию вышестоящих  организаций и сигналам органов  санитарного надзора, рыбоохраны, гидрометслужбы, а также в случаях резкого  ухудшения качественного состава  воды водного объекта.

Доказательством факта нарушения  правил водопользования является:

1) отсутствие разрешения  на специальное или обособленное  водопользование или несоблюдение  условий специального или обособленного  водопользования;

2) отсутствие согласования  с органами по регулированию  использования и охране вод  на производство гидротехнических, дноуглубительных и взрывных  работ, добычу полезных ископаемых, прокладку кабелей и трубопроводов,  рубку леса и т.п. на водных  объектах и в прибрежных зонах;

3) отсутствие необходимых  записей о фактическом заборе  и сбросе вод при проведении  проверки первичного учета вод  водопользователем;

4) акт государственной  комиссии о приеме в эксплуатацию  объектов без сооружений и  устройств, обеспечивающих предотвращение  загрязнения и засорения водных  объектов;

5) акт, устанавливающий  несоответствие срока и объема  выполненных работ по строительству  или реконструкции водохранных  сооружений установленному плану;

6) обнаруженные в процессе  осмотра объекта технические  неисправности и неполадки в  работе водоохранных и водохозяйственных  сооружений и устройств;

7) поступившее и надлежащим  образом оформленное сообщение,  подтверждающее факт загрязнения  водного объекта;

8) контрольные анализы  состава сбрасываемых сточных  вод и анализы состава воды  водного объекта, указывающие  на его загрязнение;

9) фотоснимки места происшествия;

10) показания свидетелей.

При выяснении нарушения  водного законода тельства представитель  органов по регулированию использования  и охране вод устанавливает причину  и обстоятельства нарушения, выявляет виновных в нарушении, выясняет последствия  нарушения, по возможности определяет размеры причиненного ущерба, организует разработку мероприятий по ликвидации последствий нарушения.

По каждому случаю нарушения  составляется акт, который является основным документом, фиксирующим факт нарушения, и на основании которого решается вопрос о применении меры ответственности. Акт составляется на должностных лиц или граждан, нарушивших правила рационального  использования и охраны вод, и  подписывается представителем органа по регулированию использования и охране вод, нарушителем, а также лицами, присутствовавшими при установлении нарушения.

Нарушитель имеет право  дать письменное объяснение по существу содержания акта, о чем ему должен сообщить представитель органа по охране вод.

В случае отказа нарушителя подписать акт, представитель органа по охране вод за своей подписью излагает мотивы отказа. При наличии  свидетелей мотивы отказа удостоверяются ими.

Акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр вручается нарушителю, второй передается руководству проверяемого объекта, третий хранится в материалах бассейного (территориального) управления (инспекции) по регулированию использования  и охране вод. При необходимости  составляется дополнительное количество копий акта передачи их в соответствующие  инстанции.

К акту прилагаются все  документы, характеризующие величину нанесенного ущерба и другие материалы, подтверждающие факт нарушения.

Потом представитель органа по охране вод, составляющий акт вносит предложение своему руководству  о виде санкции к нарушителям  водного законодательства.

 

3.2. Виды юридической  ответственности водопользователей  за нарушение законодательства  об охране вод.

 

Определение понятия юридической  ответственности, применяемой в  борьбе с нарушениями водного  законодательства, предполагает выявление: во-первых, сущности юридической ответственности  как правовой категории - привлекать лиц, виновных в нарушении водного  законодательства, к административной, уголовной ответственности; во-вторых, ее роли и значения в борьбе с  нарушения ми природоохранительного  законодательства в обеспеченности законности в сфере водопользования - предъявлять иски к государственным  объединениям, предприятиям, организациям, учреждениям, колхозам, кооперативам и  общественным организациям и к гражданам  о взыскании в доход государства  средств в возмещение убытков, причиненных  государству нарушением водного  законодательства об охране вод.

Также направлять материалы  в органы прокуратуры или внутренних дел для привлечения лиц за нарушение законодательства об охране вод к уголовной ответственности.

Органы охраны вод могут  вынести решение о прекращении  права водопользования или о  приостановлении производственной деятельности водопользователя. Указанные  органы также должны разъяснить соответствующим  предприятиям, учреждениям. Организациям и гражданам их право возбуждать ходатайство о возмещении убытков, причиненных им в результате нарушения  водного законодательства.

 

3.3. Административная  ответственность.

 

Административная ответственность  является наиболее распространенным и  широко применяемым на практике видом  ответственности за нарушение правил пользования и охраны вод.

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает  перечень правонарушений в сфере  водопользования, совершение которых  влечет административную ответственность, например: переуступка права водопользования  и другие сделки, в прямой и открытой форме нарушение права государственной  собственности на водные объекты, самовольный  захват водных объектов или самовольное  водопользование; забор воды с нарушением планов водопользования; загрязнение  и засорение вод, ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и  засорение вод или вредное  воздействие на них; нарушение водоохранного  режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные  явления; самовольное производство гидротехнических работ; повреждение  водохозяйст-венных сооружений и устройств.

Нарушениями водного законодательства являются также бесхозяйственное использование  вод; нарушение правил введения первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них  вод, загрязнение и засорение  внутренних морских и территориальных  вод страны.

Административная ответственность  регулируется несколькими законодательными актами: Законом РСФСР об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 года;

Кодексом РФ об административных правонарушениях ; Экологическим кодексом Республики Башкортостан, принятым Верховным  Советом РБ 28 октября 1992 года;

Водным кодексом Республики Башкортостан от 13 июля 1993 года; Водным кодексом Российской Федерации от 16 ноября 1995 года.

В соответствии с этими  актами местным органам власти, Государственному комитету по экологии и природопользованию, сапитарно-эпидемиологическим службам  предоставлено право принимать  решения, предусматривающие наложение  штрафов в административном порядке  за на рушение правил охраны водных ресурсов.

Информация о работе Ответственность водопользователей за нарушение законодательства об охране вод